Ирина Корбукова
Музыкально-творческие задания и игры для детей по сольфеджио в младших классах ДШИ
▼ Скачать + Заказать документы
МБУДО «Монастырщинская ДШИ»
«Музыкально – творческие задания и игры для детей
по сольфеджио в младших классах ДШИ»
Преподаватель теоретических дисциплин
Корбукова Ирина Анатольевна
2018
Пояснительная записка
Сольфеджио - обязательная дисциплина учебного плана детской музыкальной школы, которая закладывает основы музыкально-теоретических знаний, закрепляемых учащимися в разнообразных видах практической деятельности. Данный предмет нацелен на развитие музыкальных и общих способностей детей. Внутренние музыкально-слуховые представления являются важнейшим свойством музыкального слуха. Без них не обходится ни один музыкант. На уроках сольфеджио, кроме узкоспециальных музыкальных навыков, формируется творческое начало, проявляющееся в изобретательности, находчивости, сообразительности. Творческое мышление необходимо каждому человеку, кем бы он ни стал в дальнейшем. Привитые желания и умение желать и творить скажутся в любой сфере будущей деятельности детей, когда они станут взрослыми. Сольфеджио занимает особое место в курсе обучения теоретических дисциплин в ДШИ. Данный предмет способствует формированию у обучаемых, стилистических, творчески- индивидуальных представлений в искусстве. Для выполнения сложных учебных задач не может быть стандартного единого типа урока, с заданными раз и навсегда этапами и их последовательностью. Обычные формы учебной работы, используемые на занятиях по сольфеджио (лекции, беседы, практические работы, зачеты, не позволяют формировать активно-познавательную позицию учащегося, поскольку он всегда находится в состоянии обучающегося. В связи с этим и является актуальной разработка и использование нетрадиционных форм обучения, смысл которых не только в эффекте новизны и оригинальности - это мощный стимул для получения знаний.
Публикация «Музыкально-творческие задания и игры для детей по сольфеджио в младших классах ДШИ» размещена в разделах
- ДШИ. Детская школа искусств
- Игры для детей
- Музыка. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1-4 классы
- Соль. Изучаем соль
- Темочки
Автор предлагает свою точку зрения на данную проблему, основываясь на собственном педагогическом опыте.
Важной задачей повышения качества обучения является поиск таких форм и методов организации учебного процесса, которые позволят обеспечить его максимальную эффективность. Успешному решению этой задачи способствует применение игрового подхода: уроки-соревнования, уроки-конкурсы, уроки- игры и т. д. Одна из задач таких уроков - создать психологическую обстановку эмоционального подъема и активности, при которых знания естественно и легко обнаруживаются. Учащиеся, сохраняя приятные впечатления, постигают и науку общения. Очень часто такие уроки, применяясь как заключительный этап работы, являются самым счастливым переживанием каждого ученика.
Как показал опыт, игра на занятиях по сольфеджио значительно активизирует познавательную деятельность учащихся, позволяет создать обстановку, в которой они могут проявить свои специальные знания, способности. Игра оказывает стимулирующее действие на ход учебного процесса, формирует у учащихся стремление к самообразованию, развивает практические умения и навыки.
Основные достоинства игрового метода заключаются в следу-ющем:
-обеспечивается комплексность формирования знаний, умений;
-учащиеся получают опыт, делают ошибки и исправляют их, не неся при этом значительных моральных издержек;
-развитие желания и способности действовать самостоятельно.
Но не следует забывать, что игра, это вовсе не развлечение, а серьезная, увлекательная, интересная, требующая полного соучастия учащихся деятельность. Конечно, шутка, юмор, улыбка вполне естественны для творческой атмосферы урока. Однако многое шутливое в музыке в соответствии с характером учебных, дидактических задач может потребовать от учащихся и напряженных, серьезных усилий: внимательного вслушивания в музыку, умения дать глубокую и убедительную характеристику, активного размышления о ней. Музыкальная игра для детей - серьезная деятельность: и по характеру задач и результатов этой деятельности, и по значению этой деятельности в целом для личности ребенка.
Игра обеспечивает преемственность музыкального развития учащихся на различных стадиях обучения. В исследованиях психологов достаточно определены возрастные особенности, связанные с изменением позиций детей в ситуации обучения. Вместе с тем в каждом классе игра сохраняет свое своеобразие в соответствии с возрастными особенностями учащихся и возрастающим уровнем их музыкально-эстетической подготовки.
Конкурсно-игровая программа - является самой интересной формой работы на уроках сольфеджио.
Идея игры заключается в формировании самостоятельного желания общения с высокохудожественной музыкой.
Учащиеся в увлекательной форме и разнообразных заданиях соревнуются в своих знаниях. Успех во многом зависит не только от уровня полученных знаний, но и от быстроты мышления и музыкальной памяти.
Конкурсно-игровая программа «Музыкальный грамотей».
Конкурсно-игровая программа разработана для учащихся 1-4 классов.
Участвуют 2 команды учеников по 8 человек, Для проведения игры необходимы аудиозаписи популярных музыкальных произведений. Учащимся надо узнать по портретам имена композиторов, дается перечень музыкальных произведений на слух, дается перечень фамилий композиторов.
ЦЕЛИ:
• Привить любовь к музыке
• Пробудить сознательный интерес к слушанию музыкальных произведений
• Закрепление разнообразных музыкальных знаний
Задачи :
• Воспитать у детей чувство коллективизма, поддержки друг друга, сплотить учащихся в команде
• Развить чувство соревнования.
• Развить у учащихся любознательность, расширить музыкальный кругозор.
• Развить потребность в слушании музыки и исполнении ее (игра на муз. инструменте, пение, т. е. стать друзьями классической музыки.
Методические приемы: обобщение и контроль знаний, практическая работа, поощрение по итогам знаний в виде грамоты, диплома.
Оборудование и наглядный материал:
Мультимедийный проектор
Экран
Компьютер
Фотографии композиторов
Итоговый вывод:
Подобную конкурсно-игровую программу можно проводить как контрольные уроки по итогам четверти, полугодия, учебного года, изменяя учебный материал в зависимости от тематического планирования. Итоги можно суммировать и засчитывать на выпускном зачете по предмету «Сольфеджио». Данная форма проведения контрольного опроса предъявляет к ученикам максимальную собранность и подготовленность по пройденным темам, а также позволяет в активной игровой форме самостоятельно проверить свои знания.
Сценарий конкурсно-игровой программы
Сцена оформлена надписью «Музыкальный грамотей», в зале установлены два стола для команд
Ведущая: Добрый день всем, кто присутствует сегодня в этом уютном зале! А собрались мы с вами по особому случаю. Сегодня мы проводим конкурсно-игровую программу «Музыкальный грамотей».
Сегодня собрались вы здесь
Нам показать свои познания.
И музыка сейчас для вас
Устраивает состязания.
В игре участвуют две команды. Вопросы задаются поочерёдно каждой команде. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл. Команда, набравшая наибольшее число баллов станет победителем. Правильность ответов, итоги по количеству набранных баллов, оценит и подведет наша жюри- мы все вместе.
Задание 1.. «. Музыкальные загадки»
1. Пять веревочек висят,
С них сто птичек голосят. (нотный стан и ноты)
2. Нота говорит: "Мерси!",
Ездит только на такси,
Обожает мокасины,
Силачей и апельсины. (нота си)
3. Эта нота там, где дождик,
Сладости и подорожник,
С ней и радость, и задор,
С ней добрее командор. (нота до)
4. Эта нота есть в гуляке,
И в каляке, и в маляке,
В землянике на полянке,
А еще в стеклянной склянке. (нота ля)
5. Знает нота, что она
Населяет мир одна. (нота ми)
6. На пяти проводах
Отдыхает стая птах.. (нотный стан и ноты)
7. Эта нота в каждом доме,
В каждой будочке живет.
То лежит она в ладони,
То на лодочке плывет. (нота до)
8. Нота мчит на бал в карете,
Плещет в море и в реке,
Есть она и в винегрете,
И в ремне, и в теремке. (нота ре)
9. Нота водится в камине,
Ест миндаль и ходит в мини,
Может мину заложить
И в милиции служить. (нота ми)
Задание 2. «. «Вопрос – Ответ».
Команды поочерё дно устно отвечают на вопросы:
1. Как называется жанр русской народной песни, популярной в народе, основанный на многократном повторении небольшого весёлого куплета? (Частушка)
2. Кого называют «королем вальсов»? (И. Штраус)
3. Руководитель оркестра? (дирижер)
4. Народная мудрость? (фольклор)
5. Главная песня страны? (гимн)
6. Перерыв между действиями оперы или балета? (Антракт)
7. Композитор, которого слушают все новобрачные? (Мендельсон)
8. Скорость движения в музыке? (Темп)
9. Произведение для четырех исполнителей? (Квартет
10. .Название этого инструмента в переводе с французского означает»королевский».(Рояль)
11.. Инструмент, не имеющий высоты звука? (Барабан)
12.. Сколько балетов создал П. И. Чайковский? (три)
13.. На каком инструменте играл Садко? (гусли)
14. Самый большой из всех музыкальных инструментов. Духовой инструмент. Родственник – маленькой флейты. (Орган)
Задание № 3.
3.
. Соедини ноту с паузой такой же длительности.
Задание №4. Помоги гному отгадать зашифрованные слова. Используй подсказки на клавиатуре.
1. Домино
2. Коля
3. Репа
4. Фасол
5. Мимоза
Задание № 5. Прочитай заколдованный текст и ответь на вопросы.
Задание № 6. «Музыкальные слова»
Ведущий. Для участия в этом конкурсе вам достаточно знать названия нот, составляющих всем известную гамму: до. ре. ми, фа. соль, ля. си. Но, как ни странно, вам понадобится знакомство с растительным миром.
1. Назовите дерево, в названии которого есть нота «ре».
(черешня, береза)
2. Назовите растение, в названии которого есть нота «ля»
(конопля)
3. Назовите деревья, в названиях которых есть нота «си».
(апельсин, осина)
4. Назовите цветы в названии которых есть нота «си».
(мимоза, василек).
Задание № 7.
На каких инструментах играли известные сказочные музыканты-исполнители? И о чем они пели?
Крокодил Гена. (На гармошке. «А я играю на гармошке»).
Папа Карло. (На шарманке).
Садко. (На гуслях. Хороводная песня «Заиграйте мои, гусельки»).
Кот Матроскин. (На гитаре. «А я все чаще замечаю, меня как- будто кто-то подменил.»).
Ведущий: Молодцы, ребята. Все задания отгадали. Пора подводить итоги и награждать победителей.
Подведение итогов викторины
Награждение победителей викторины и участников.
Наша музыкальная игра подошла к концу. До свидания, до новых встреч.
Используемая литература:
1. В. Ражников. Путеводитель по дневнику творческого развития. М. ,2000
2. А. Подласый. Педагогика. М. :1999
3. Ю. Лях. Перспектива развития дисциплины музыкальная литература в ДМШ ДШИ. //Сборник методических работ для преподавателей ДМШ., Абакан 2003
4. О Каравская. Музыкальные знатоки. Новосибирск 2000
5. Развитие творческих способностей учащихся на уроках «Музыкальной литературы». Омск 1988
6. Г. Панова. Активизация мыслительной деятельности на уроках музыки.
7. Фролова Ю. В. Сольфеджио. Первый класс. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2009.
8. Фролова Ю. В. Сольфеджио. Подготовительный класс. - Ростов-на
Дону: «Феникс», 2009
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. https://pedsovet.su/load/0-0-218625-0-17
2. https://as-sol.net/publ/metodicheskaja_stranica/metodicheskaja_stranica/1-1-0-7