Елена Абакумова
Агрессивные дети: формы и методы работы
▼ Скачать + Заказать документы
Агрессивные дети : формы и методы работы.
Известный исследователь агрессивного поведения детей и подростков И. А. Фурманов (1996) выделял четыре категории детей, склонных к проявлению агрессии :
1. Дети, склонные к проявлению физической агрессии (социализированная форма нарушения поведения).
Публикация «Агрессивные дети: формы и методы работы» размещена в разделах
Установлено, что физическая агрессия преобладает у активных, деятельных, целеустремленных детей, которые отличаются смелостью, решительностью, склонностью к риску, бесцеремонностью, авантюризмом. Их экстравертированность подкрепляется лидерскими качествами, но при этом развиты садистские наклонности, плохой самоконтроль, отсутствие социализации влечений, потребность в острых переживаниях, импульсивность поведения.
2. Дети, склонные к проявлению вербальной агрессии (не социализированная форма нарушения поведения).
Дети, проявляющие вербальную агрессию (угрозы, крики, ругань) отличаются выраженной психической неуравновешенностью, депрессивностью, повышенной чувствительностью к оценкам и действиям по отношению к себе, неумением и нежеланием скрывать свои чувства и мысли, постоянным внутренним конфликтом.
3. Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии (социализированная форма нарушения поведения).
Такие дети (сплетни, злобные шутки, выкрикивания в толпе и т. д.) характеризуются чрезмерной импульсивностью, слабым самоконтролем, недостаточной социализацией влечений и низкой осознанностью собственных действий, негативизмом.
4. Дети, склонные к проявлению негативизма (не социализированная форма нарушения поведения).
Эти дети отличаются «мимозоподобностью», ранимы, впечатлительны. Основными их чертами являются эгоизм, завышенная самооценка, оппозиционные установки.
К каждой категории агрессивных детей нужно подходить дифференцированно, но существуют общие методические подходы к агрессивным проявлениям у детей.
В работе с агрессивными детьми дошкольного и младшего школьного возраста показаны психогимнастика, изотерапия, игровая коррекция поведения. Они направлены на снижение эмоционального напряжения, формирование у детей моральных представлений, развитие способности понимать и адекватно выражать свое эмоциональное состояние; обучение саморелаксации.
Направления коррекционной работы.
1. Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.
По мнению Вирджинии Н. Квинн (2000) существует 4 основных способа выражения гнева:
1). Прямо (вербально или невербально) заявить о своих чувствах, при этом давая выход отрицательным эмоциям.
2). Выразить гнев в косвенной форме, вымещая его на человеке или предмете, который представляется разгневанному неопасным. Не отреагировав сразу, человек рано или поздно может почувствовать необходимость выплеснуть гнев из себя. Но не на того, кто вызвал это чувство, а на того, кто «подвернется» под руку, кто слабее и не сможет дать отпор. Такое выражение гнева получило название переноса.
3). Сдерживать свой гнев, «загоняя» его внутрь. В этом случае постепенно накапливающиеся отрицательные чувства будут способствовать возникновению стресса (выражается в психосоматических расстройствах, например, невыраженный гнев может стать одной из причин таких заболеваний, как ревматический артрит, крапивница, псориаз, язва желудка, мигрень, гипертония и т. д. /К. Изард/).
4). Задерживать негативную эмоцию до момента ее наступления, не давая ей возможности развиться, при этом человек пытается выяснить причину гнева и устранить ее в кратчайший срок.