Ольга Тюменцева
Консультация для педагогов «Адаптация детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
В каком бы возрасте ребенок ни пришел впервые в детский сад, для него это сильное стрессовое переживание.
• Ломается привычный стереотип жизни
• Разлука с матерью порождает ощущение тревоги, неуверенности, незащищенности
• В незнакомой обстановке трудно ориентироваться
• Ребенок начинает активно обороняться
• У малыша сохраняется стойкий отрицательный эмоциональный настрой
От того, как взрослые подойдут к малышу в период адаптации, как смогут организовать его жизнь в группе, зависит многое в его поведении.
Темочки:
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Средняя группа
- Темочки
Необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду.
Главная задача работников детского сада и родителей в адаптационный период - сделать детский сад для ребёнка желанным!
Для педагога период, когда в группу приходит много новичков, является большим испытанием. Воспитатель сталкивается с тем, что дети очень разные по своим умениям, уровню физического и психического развития.
Необходимо создать основы благоприятных отношений между детьми и предпосылки эмоционального комфорта для каждого ребенка.
Как воспитатель может помочь адаптироваться малышу?
• Заботьтесь о создании благоприятного для ребенка взаимодействия с новым взрослым, оно должно быть эмоционально положительным, ярким и доверительным.
• Строгая требовательность и резкий тон может вызвать слезы, нежелание находиться в детском саду.
• Помните, что некоторые особенности вашего облика могут вызывать у него неприятие и страх: громкий голос, резкие движения, излишняя активность или суетливость, длинные острые ногти или некоторые детали одежды.
Ни в коем случае!
• грубо, силой не отрывайте ребенка от мамы;
• не игнорируйте страх малыша, его плач, нытье и хныканье;
• не стремитесь к быстрому установлению контакта;
• не заставляйте ребенка насильно делать то, что делают другие - есть, спать, играть с другими детьми.
Ненавязчиво проявляйте к ребенку любовь и заботу, оказывайте помощь, утешайте и поддерживайте.
В период адаптации надо временно сохранить привычные для ребенка приемы воспитания, даже если они противоречат установленным в детском саду правилам: перед сном можно покачать ребенка, дать игрушку, посидеть рядом, рассказать сказку.
Работу воспитателя существенно облегчает знание привычек ребенка.
Воспитатели знакомятся с родителями и другими членами семьи, с самим ребенком, узнают информацию о нем и его особенностях
Работа с родителями.
Поступление в детский сад – это переломный момент не только для ребенка, но и для родителей. Поэтому задача воспитателя – успокоить, прежде всего, взрослых: вместе обсудить, как облегчить период адаптации. Ежедневно во время адаптационного периода, необходимо несколько минут посвящать индивидуальной беседе с каждым родителем. Обладая информацией, как ребенок провел день, родители будут более спокойны, а значит их в уверенность в том, что они сделали верный шаг, приведя, ребенка в детский сад будет расти.
Рекомендации:
1. Когда мама придет в группу, необходимо выйти к ней навстречу, познакомиться, назвать свое имя, отчество. Пригласить маму осмотреть группу, показать шкафчики, куда дети вешают одежду. Пусть мама почувствует, что в группе порядок, воспитатели следят за вещами детей. Затем пригласить маму в игровую комнату, обратить ее внимание на игрушки, пособия, книги. Рассказать, что будут с детьми играть, рисовать, лепить, петь и танцевать, читать им и рассказывать сказки. Показать маме спальню. Если у мамы будет пожелание, куда лучше положить ее малыша, по возможности выполнить ее просьбу. Показать туалетную комнату, обратить внимание, что у каждого ребенка есть свое полотенце.
2. Выяснить, как называют ребенка дома, чем он больше всего любит заниматься, что любит кушать, а что нет, как засыпает и т. д. Самое главное – воспитатель должен дать маме почувствовать, что будет подходить к ребенку индивидуально и готов принимать во внимание особенности его характера. И тогда мама после такого знакомства с воспитателем с удовольствием со спокойной душой приведет своего ребенка в садик, а малыш не будет плакать.
3. Так же до прихода ребенка в группу проводится анкетирование родителей.
4. Важное место должно занимать сотрудничество с родителями. Нужно так построить работу, чтобы с обеих сторон к ребенку предъявлялись единые требования.
5. Ежедневно беседовать с родителями, вселять в них уверенность, рассеивать беспокойство и тревогу за своего ребенка. Воспитатели с родителями должны вместе придерживаться единого подхода в организации распорядка дня, питания малыша, проведении гигиенических процедур, вместе разделять заботу об эмоциональном благополучии ребёнка и его успешном развитии.
Организация игровой деятельности.
-игры, направленные на знакомство:
-пальчиковые игры;
-подвижные игры;
-физминутки;
-игры с песком и водой
Предметно-развивающая среда.
Одним из важных условий эффективной работы по развитию и совершенствованию предметной деятельности и адаптации детей к ДОУ является правильно организованная предметно-развивающая среда
Очень важен, особенно для вновь прибывших детей, Уголок уединения в группе, так как он дает возможность ребенку осуществить период присматривания перед непосредственным включением в деятельность группы. Это уголок тишины и изоляции от обилия сенсорных раздражителей, к которым домашний ребенок еще не приспособлен.
Благотворно действуют на детей игры с песком, который находится в группе. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие. Для обеспечения эмоционального комфорта в группе представлена фонотека со спокойной классической музыкой, ритуализированными песенками-зарядками и веселыми детскими музыкальными произведениями.
Также большой ресурс в отреагировании эмоциональных состояний, особенно негативных, дает уголок изотворчества. Ребенок, используя различные художественные материалы, выплескивает свои переживания на бумагу, пластилин и т. д., одновременно осуществляя гармонизацию своего внутреннего состояния, развитие художественных навыков и мелкой моторики.
Важным объектом развивающей среды является театральный уголок, с которого можно начать объединение группы. Использование кукол би-ба-бо, может облегчить процесс знакомства детей друг с другом, вхождения в группу и эмоциональной поддержки. Несформированные у большинства детей коммуникативные навыки хорошо развиваются посредством проигрывания проблемных ситуаций в сценках кукольного театра (как попросить игрушку, поменяться, чем заменить драку, что делать, если хочешь пить, в туалет и т. д.) К тому же театрализованные представления дают много положительных эмоций и радости, что является основой психологического здоровья ребенка.
В этом возрасте закладывается база для развития интеллекта – сенсорные способности ребенка. Поэтому предметная среда группы должна стимулировать развитие восприятия детей, способствовать развитию анализаторов, «подсказывать» способы обследования и действий. Достаточное наличие дидактических игр и пособий (кубики, мозаика, настольно-печатные игры, образные дидактические игрушки с застегивающими и прилипающими элементами (молнией, пуговицами, шнуровками, кнопками, липучками) обеспечит занятость малыша.
Детям раннего возраста необходимо реализовывать потребность в двигательной активности, чему способствует наполнение спортивного уголка. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей, снимает излишнее напряжение и создает позитивный эмоциональный фон.
Адаптация может считаться законченной, если:
• у ребенка стабильное положительное эмоциональное состояние в течение недели, он активно играет, взаимодействует со сверстниками и взрослыми, соблюдает режим дня, хорошо кушает и спокойно спит;
• у него отсутствуют заболевания;
• есть динамика психомоторного развития.
Процесс адаптации детей можно сравнить с тем, как садовник, собираясь пересаживать дерево, готовит участок, бережно окапывает дерево, стараясь не повредить его корневую систему, пересаживает вместе с землей. Несмотря на все его усилия, дерево на новом месте болеет, пока не приживется. Именно поэтому, воспитателю важно быть терпеливым, заботливым «садовником»