Наталья Миняева
Звуковой лэпбук «Шипелочка»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка — детский сад № 123 города Тюмени
(МАДОУ ЦРР — д/с № 123 города Тюмени)
Звуковой лэпбук «Шипелочка»
Методические рекомендации
к учебно-дидактическому пособию
Автор: учитель-логопед
Миняева Н. В.
Аннотация: «Звуковой лэпбук «Шипелочка» - это учебно-дидактическое пособие, которое является интересным материалом для автоматизации звука [Ш] у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения и дома.
Публикация «Звуковой лэпбук „Шипелочка“» размещена в разделах
Лэпбук содержит игры и упражнения по автоматизации звука Ш. Материал можно использовать как во время индивидуальной деятельности, так и в подгрупповых упражнениях.
Пособие предназначено для логопедов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, а так же родителей воспитанников. Компактность, простота и мобильность использования позволяет играть с ребенком за столом, в дороге, на кухне.
Целевая аудитория: дети 5-7 лет.
Актуальность
Игра - один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования.
Игра является основным видом активности дошкольника, в процессе которой развиваются внимание, память, воображение, усваивается социальный опыт, закрепляются знания детей. Поэтому, важнейшей задачей является: создание условий, необходимых для более широкого внедрения дидактических игр в образовательный процесс детей в дошкольных учреждениях.
Известно, что своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности ребенка, успешного обучения его в школе и дальнейшей полноценной жизни. Логопедическая коррекционная работа в детском саду направлена на исправление речевых недостатков, которые препятствуют успешному освоению программного материала. При этом одной из главных задач является нормализация звуковой стороны речи.
Современные педагоги, в связи с внедрением ФГОС дошкольного образования, ищут новые подходы, идеи, способы обучения, для того чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым к образованию и воспитанию дошкольников.
Одним из таких средств обучения дошкольников является лэпбук. Это книжка - раскладушка или самодельная бумажная папка с множеством разнообразных деталей, кармашками разных форм, мини-книжками, книжками-гармошками, конвертами, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему желанию и за один прием просмотреть все ее содержимое. Но, несмотря на кажущуюся простоту, в ней содержатся все необходимые материалы, которые объединены одной темой.
Лэпбук - это современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию всех участников образовательного процесса, отвечающее требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:
- информативен (в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал);
- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения, есть возможность использовать его как с подгруппой детей, так и индивидуально;
- обладает дидактическими свойствами, является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
- вариативный (существует несколько вариантов использования каждой его части);
- его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Использование таких ярких красочных пособий, позволяет решать сразу несколько задач:
пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
повысить познавательную активность и работоспособность детей;
активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;
увеличить объем коррекционного воздействия.
Работа с лэпбуком отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми: включенность педагога наравне с детьми, добровольное присоединение детей к деятельности.
Методические рекомендации для педагогов при работе со звуковым лэпбуком «Шипелочка».
Описание пособия.
Данное пособие предназначено для работы с детьми 5-7 лет и может быть использовано в разных вариантах:
- как наглядный материал для коррекционной работы учителя – логопеда в процессе индивидуальной коррекционной ООД;
- в ходе индивидуальной работы воспитателя с детьми по закреплению изучаемого звука (по заданию логопеда).
Цель: в игровой форме автоматизировать звук [Ш] изолированно, в прямых и обратных слогах, начале, середине и конце слов, чистоговорках, стихах, предложениях, связной речи.
Задачи, реализуемые в процессе использования учебно - дидактического пособия «Лэпбук «Шипелочка» :
- способствовать речевому развитию детей: закрепить правильное произношение звука Ш в слогах, словах, фразах;
- расширить, обогатить и активизировать словарь детей;
- развивать навыки грамматически правильной речи, фонематический слух, навыки звукового анализа, творческие способности дошкольников;
- развивать сотрудничество между детьми, учителем-логопедом и воспитателями детского сада.
В Лэпбуке представлены игры и речевой материал по автоматизации звука [Ш]. Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения, как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л. С. Волковой). Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах.
Лэпбук - это не только интересное и полезное, но и универсальное пособие. В нем представлены игры и упражнения, нацеленные не только на автоматизацию звука [Ш], но и задания для развития фонематического слуха, звукового анализа и синтеза, просодической стороны речи, грамматики. Вся работа с лэпбуком способствует обогащению словарного запаса, развитию мышления, зрительного восприятия, памяти, внимания, мелкой моторики.
Параллельно продолжается работа по развитию навыков звукового анализа : умения определять позицию звука в слове, подбирать слова с заданным звуком. Работа идет последовательно и постепенно, от простого к сложному.
При тяжелых речевых нарушениях этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка. Логопедические занятия по автоматизации звуков бывают зачастую трудны, однообразны, а к тому же у детей с нарушениями речи внимание неустойчиво. Возникает необходимостьразнообразить приёмы своей работы и удерживать внимание детей в процессе занятия.
Исходя из вышеизложенного, данное учебно – дидактическое пособие позволяет логопеду совместно с воспитателями и детьми творчески подойти к автоматизации поставленных звуков.
Содержание
Содержание пособия включает задания на автоматизацию звука «Ш». Обеспечивается постепенное усложнение материала от простого к сложному.
1. Артикуляционная гимнастика в картинках.
Цель: выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произнесения звука.
Упражнения: «Заборчик», «Лягушка – слон», «Лопаточка», «Почистим зубки», «Парус», «Маляр», «Чашечка», «Фокус», «Грибок», «Лошадка», «Бублик», «Качели».
2. Игры со звуком Ш.
Цель: развитие фонематического слуха.
«Помоги Машесобрать предметы, в названии которых есть звук Ш».
Ребенку нужно найти предметы, в словах которых есть звук Ш.
«Помоги Наташе найти слова со звуком Ш».
Ребенку нужно найти слова со звуком Ш.
«Выбери картинки, в словах которых есть звук Ш».
Ребенку предлагается показать картинки, в которых есть звук Ш.
3. Игра «Определи место звука в слове».
Цель: упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине, конце).
Логопед называет слова, где звук Ш находится в начале, середине или конце. Ребенок должен определить место звука в слове и передвинуть машинку в нужный квадрат (начало, середина, конец).
4. Игра «Сделай букву сам».
Цель: закрепить зрительный образ буквы Ш, дифференцировать понятия «звук» и «буква», способствовать развитию пространственных представлений и мелкой моторики.
Прослушай стихотворение и выложи букву Ш из полосок бумаги, из шнурков.
Одна палочка лежит,
Три на ней стоят –
Это буква Ш
Смотрит на ребят.
Обведи букву Ш пальчиком и повтори стихотворение.
5. Книжка-раскладушка.
Цель: развивать внимание, память, мышление.
«На что похожа буква Ш?»
Ребенку предлагается рассмотреть букву и сказать на какой предмет она похожа.
«Найди все буквы Ш»
Ребенку нужно найти и показать все буквы Ш.
«Сказка про букву Ш»
6. Игры со слогами.
Цель: автоматизировать произношение звука Ш в слогах.
«Помоги змее проползти к озеру».
Ребенок должен назвать слог на кочках.
«Мышка раскладывает сыр по тарелкам».
Ребенок называет открытые слоги.
Чтение открытых и закрытых слогов.
«Помоги ежу Тимошке собрать грибы на зиму»
Ребенок должен назвать закрытые слоги со звуком Ш.
Ребенку предлагается прочитать открытые и закрытые слоги.
7. Игры со словами.
Цель: автоматизировать произношение звука Ш в словах, развивать обобщающую функцию речи, грамматику, фонематический слух, обогащать словарный запас.
«Найди силуэт»
Ребенок должен найти тень предмета и назвать слово.
«Один – много»
Ребенок называет существительное в единственном числе, а затем во множественное.
«Подарки для змейки»
Ребенок «дарит» подарок змейке, четко произнося звук Ш в слове.
«Назови предметы»
Ребенок должен назвать все предметы на картинке со звуком Ш.
«Пройди по дорожке и собери предметы»
Ребенку предлагается вести пальчиком по дорожке, называя предметы, которые встречаются на пути.
8. Чистоговорки и стихи.
Цель: автоматизировать звук [Ш] в связной речи; развивать чувство ритма и рифмы, интонацию; память, контроль над звукопроизношением.
«Повтори чистоговорки»
Ребенок повторяет за логопедом чистоговорки, четко произносит звук Ш.
9. Предложения.
Цель: автоматизировать звук Ш в предложениях.
«Повтори предложение»
Ребенок должен повторить предложение, четко произнеся звук Ш.
«Рассмотри картинку и составь предложение»
Ребенку предлагается рассмотреть картинку и составить по ней предложение.
10. Расскажи.
Цель: автоматизация звука Ш в связной речи.
«Если ты подумаешь, то рассказ придумаешь»
Чтобы Даша научилась правильно произносить звук Ш бабушка пообещала купить ей игрушки и игры, в названиях которых есть этот звук. Это мишка, машинка, башенка, шашки, петушок. Расскажи о том, как бабушка и Даша покупали эти игрушки в магазине. Следи за правильным произношением звука Ш.
Цепной текст «Кошки-мышки», «Каша»
Логопед читает ребенку рассказ. Для того, чтобы он мог пересказать текст нужно помочь ему подобрать недостающие слова, чтобы получилась непрерывная цепочка предложений.
11. Собери паззлы, придумай рассказ.
Цель: автоматизировать звук [Ш] в связной речи, способствовать развитию зрительного восприятия, пространственной ориентировки и мелкой моторики.
Ребёнок собирает паззлы, чётко называет слова со звуком [Ш]. Составляет предложения с этими словами. После уточнения смысла, составленные предложения объединяются в рассказ.
12. «Ходилки».
Цель: автоматизация звука Ш в словах.
«Ходилки»
В игре принимают участие два игрока. Игра начинается со слова старт, заканчивается словом финиш. Для игры понадобится кубик, фишки (машинки). Первый игрок бросает кубик и отсчитывает то количество квадратов, сколько выпадет, при этом называя предмет, который изображен на картинке. Далее вступает в игру второй игрок.
13. «Улитка».
Цель: автоматизировать произношение звука Ш в словах, развивать обобщающую функцию речи, грамматику, фонематический слух, обогащать словарный запас.
Ребенок называет слова, четко проговаривая звук Ш, которые изображены на панцире улитки.
Заключение
Результатом использования учебно-дидактического пособия является осмысление ребенком - логопатом необходимости правильного произношения звука «Ш» в речи.
Критерии оценки успешной автоматизации звука «Ш» :
- самостоятельность повторения (с помощью взрослого, с небольшой помощью, без помощи взрослого);
- скорость произнесения чистоговорок (произносит медленно или быстро, с запинками или без);
- чистота произнесения (во всех ли словах правильно произносится звук «Ш»).
При этом педагогам и родителям важно контролировать правильность произнесения ребенком звука «Ш» в самостоятельной речи.
Лэпбук привлекает интерес детей своим ярким внешним видом и является прекрасным способом подачи всей имеющейся информации в компактной форме.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что проведённая работа с лэпбуком, внесет много положительных моментов в общее и речевое развитие детей:
1. Объединит детей, родителей и педагогов, то есть будет социально направлена.
2. У детей будет успешнее происходить процесс автоматизации звука. Они научатся находить информацию самостоятельно.
3. У детей развивается творческое мышление, любознательность, находчивость, воображение, мелкая моторика, пространственная ориентировка, что тесно связано с развитием речи.
4. Все игры в лэпбуке способствуют обогащению словарного запаса, расширению представлений детей об окружающем мире, развитию фразовой речи, закреплению поставленных звуков в речи.