Оксана Малеева
Проект «Звуковой калейдоскоп»
▼ Скачать + Заказать документы
Оглавление
1. Краткая аннотация проекта
2. Обоснование необходимости проекта
3. Цель и задачи проекта
4. Основное содержание проекта
5. Этапы реализации проекта
6. Ресурс
7. Целевая аудитория
8. План реализации проекта
9. Ожидаемые результаты
10. Степень достижения планируемых результатов
11. Перспективы дальнейшего развития
Заключение
Литература
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
1. Полное название проекта «Звуковой калейдоскоп»
Публикация «Проект „Звуковой калейдоскоп“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
2. Автор проекта Виноградова З. А. – воспитатель, Малеева О. В. – учитель-логопед
3. Участники проекта Педагоги, специалисты, воспитанники с ОВЗ, родители (законные представители) воспитанников
4. Территория, представившая проект Сафоновский район
5. Название проводящей организации Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №21 «Дюймовочка» города Сафоново Смоленской области
6. Адрес организации Смоленская область, город Сафоново, улица Гагарина, дом 6
7. Телефон, факс, эл. почта Тел. /факс 8-(48142)4-19-87
Email :
8. Цель проекта организация коррекционной работы по формированию фонематического восприятия на занятиях по обучению грамоте у детей с ОНР III уровня.
9. Направленность Познавательно – речевое развитие детей
10. Тип проекта долгосрочный
11. Вид проекта групповой
12. Место проведения Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №21 «Дюймовочка» города Сафоново Смоленской области
1. Краткая аннотация проекта
Данный проект «Звуковой калейдоскоп» направлен на формирование фонематического восприятия на занятиях по обучению грамоте для детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Формирование речевой готовности детей к обучению в школе – одна из актуальных задач, стоящих перед дошкольным учреждением. Особое значение имеет работа над правильностью речи, ее соответствие языковым нормам. Проект имеет социальную и практическую значимость и направлен на коррекцию фонетико-фонематических процессов у ребенка как одно из условий успешного обучения в школе.
2. Актуальность
Совершенствование системы образования требует внедрение в практику работы образовательного учреждения комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку равных условий для всестороннего развития и формирования полноценной личности. Проект при подготовке к обучению грамоте воспитанников имеет научно-познавательную направленность и представляет собой вариант организации коррекционной деятельности детей старшего дошкольного возраста еще до поступления ребенка в первый класс. Проект составлен с учетом требований ФГОС.
Ранняя комплексная коррекция фонетико-фонематических процессов в дошкольный период открывает возможности включения дошкольников с общим недоразвитие речи III уровня в общеобразовательный поток школы, что будет в дальнейшем способствовать успешному обучению и социализации ребенка в обществе.
3. Цели и задачи проекта
Цель: организация коррекционной - развивающей работы по формированию фонематического восприятия на занятиях по обучению грамоте у детей с ОНР III уровня.
Задачи:
• создать единую психологически комфортную образовательную среду для детей, имеющих разные стартовые возможности
• Изучить теоретические подходы к проблеме фонематического недоразвития в дошкольном возрасте.
• Определить уровень сформированости фонематического восприятия у детей с ОНР III уровня.
• Составить перспективное планирование по совместной организации работы
• Выбрать пути организации коррекционной работы для данной категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями, структурой нарушения речи и степенью его выраженности.
• Оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям, педагогическим работникам.
4. Основное содержание проекта.
Методологическую базу педагогического опыта составляет:
теоретические положения о единстве закономерностей нормального и аномального развития (Л. С. Выготский); теория о структуре речевого дефекта при общем недоразвитии речи (Р. Е. Левина); теоретические положения о закономерностях и последовательности процесса восприятия детьми звуков речи и стадиях формирования фонематического восприятия у детей (В. И. Бельтюков, А. Н. Гвоздев, Р. Е. Левина, В. К. Орфинская, Н. Х. Швачкин).
Фонематическое восприятие, являясь одним из базовых звеньев речевой деятельности, обеспечивает и другие виды психической активности ребенка: перцептивную, когнитивную, регулятивную деятельность и др.
В результате этого, по данным многих авторов, несформированность фонематического восприятия занимает одно из первых мест в числе причин, приводящих к учебной дезадаптации детей дошкольного и школьного возраста, что проявляется в виде стойких фонематических дисграфий, дислексий (Л. С. Цветкова, М. К. Шорох-Троицкая, А. В. Семенович, Т. В. Ахутина, О. Б. Иншакова и др.).
Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой – тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.
Необходимыми предпосылками для обучения грамоте дошкольника являются: сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а так же наличие элементарных навыков звукового анализа.
Новизна и теоретическая значимость представленного проекта заключается в отборе и апробации современных образовательных технологий и разнообразных форм и методов коррекционно-педагогической помощи через формирование игровых навыков в учебной и в не учебной деятельности, позволяющей добиваться устойчивых положительных результатов в коррекции фонетико-фонематических процессов. Для сопровождения детей с общим недоразвитием речи III уровня были выделены критерии сформированности фонетико-фонематических процессов.
Проект разработан в соответствии с принципами и подходами:
- принцип систематичности и последовательности обосновывается возрастными, психологическими особенностями, связан как с орга-низацией материала, так и с системой действий по его усвоению: восприятием информации, разъяснениями педагога.
- принцип поэтапного преодоления трудностей предусматривает пе-реход от всеобщей доступности задания для определенной возрастной группы в принцип индивидуальной доступности. К заданиям предъявляются особые требования: они должны быть интересными и разнообразными, по силам каждому, но с постепенно нарастающей степенью сложности.
- принцип прочности закрепляет усвоение знаний. Для прочности усвоения и сохранения материала имеет большое значение субъективная оценка значимости знаний в жизни.
- принцип преемственности предусматривает сохранение связи стадий обучения различных по содержанию и способам осуществления.
- принцип наглядности активизирует мыслительную деятельность и формирует чувственный образ.
В проекте определены основные направления, этапы и задачи, педагогические и организационные условия, необходимые для достижения поставленной цели и получения образовательного результата.
5. Этапы реализации проекта :
I этап - подготовительный.
II этап- диагностический.
Для изучения фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня нами были подобраны методики Л. В. Лопатиной, Р. И. Лалаевой, Е. А. Логиновой, Н. В. Серебряковой.
III этап - коррекционно-развивающий.
IV этап - диагностико – аналитический включает в себя:
• оценка качества и устойчивости результатов;
• обобщение и распространение опыта.
Опыт может распространяться путём проведения мастер-классов, консультаций, практикумов, выставок методических разработок, размещение в сети интернет.
6. Ресурсы:
• проектор, экран для использования электронных презентаций по звуковому анализу слов;
• оборудование логопедического пункта,
• дидактический материал для проведения коррекционных занятий, наглядные пособия,
• дополнительный нетрадиционный материал
8. Целевая аудитория: Дети подготовительной группы, имеющие различные нарушения речевого характера и посещающие логопункт.
9. План реализации проекта.
Этап Сроки Итоговый продукт
Ответственный
I этап. Подготовительный. 2016
1. Изучение нормативной документации, регламентирующей организацию работы учителя-логопеда образовательного учреждения
2. Изучение специальной методической литературы по проблеме преодоления у фонетико-фонематических нарушений у детей 6-7 лет.
3. Создание банка методических и дидактических материалов для проведения занятий
4. Информационная готовность педагогов ДОУ и родителей к проведению коррекционной работы с детьми. апрель, май
в течение года
апрель
май Пакет нормативно-правовых документов
Перспективное планирование
Информационный банк материалов
Журнал регистрации консультаций
логопед
логопед
воспитатель
воспитатель
логопед
логопед
IIэтап. Диагностический. 2016
2.1. Стартовое логопедическое обследование детей с нарушениями речи;
2.2. Консультации по результатам обследования
сентябрь
октябрь
Речевая карта,
Индивидуальный маршрут
Журнал регистраций консультаций для педагогов логопед
логопед
III этап. Коррекционно-развивающий 2016 - 2017
3.1. Планирование коррекционного процесса по коррекции фонетико-фонематических процессов
3.2. Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий коррекции фонетико- фонематических процессов
3.4. Планирование работы воспитателя по закреплению знаний детьми.
3.5. Консультации для родителей по профилактике нарушений у детей в домашних условиях
сентябрь
в течении года
в течение учебного года
в
течение учебного года
Перспективный план по формированию фонетико-фонематических процессов
(старшая группа)
Перспективный план
Журнал взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя;
Журнал консультаций
Домашние тетради, папки
логопед
воспитатель
логопед
воспитатель
логопед
воспитатели
логопед
родители
IV этап. Контрольно-диагностический май 2017
4.1. Диагностика уровня сформированости фонематических процессов у детей
4.2Обобщение и распространение опыта Апрель
май
май Сравнительный анализ результатом
Публикации, доклады, семинары. логопед
воспитатель
Логопед
воспитатель
10. Ожидаемые результаты
Формирование фонематического восприятия на занятиях по обучению грамоте способствует достижению планируемых результатов коррекционно-образовательной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи III уровня.
• Отработка механизмов использования приемов логопедической работы в условиях дошкольной группы на занятиях и других режимных моментах.
• Создание перспективного плана работы для данной возрастной группы.
• Сокращение количества детей с речевыми нарушениями.
• Разработка рекомендаций для педагогов по применению логопедических игр и упражнений на занятиях и в свободной деятельности с дошкольниками.
• Создание базы дидактических материалов
• Использование коррекционных упражнений родителями в домашних условиях в соответствии с рекомендациями и учетом возрастных и психических особенностей детей.
Эффективность работы определяется:
• успешностью овладения детьми интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения программы по заданным направлениям коррекционной работы;
• осознанием важности преодоления речевых нарушений у детей и отношением к деятельности коррекционного обучения всех участников образовательного процесса;
• интерес родителей направленных на коррекцию речевых нарушений у ребенка.
11. Степень достижения планируемых результатов
Данный проект способствует достижению планируемых результатов коррекционно-образовательной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи III уровня.
В результате обучения дети овладели:
• правильно и чётко произносить все звуки изолированно в слогах, словах, предложениях, скороговорках, связной речи;
• умением дифференцировать согласные звуки в речи;
• научились слышать и различать, определять заданный звук в слове;
• самостоятельно по инструкции выполнять практические упражнения;
• подбирать и называть картинки с заданным звуком
• определять количество звуков, слогов, слов.
• работать с использованием схем звукового анализ и синтеза;
12. Перспективы дальнейшего развития.
Так как количество дошкольников с общим недоразвитие речи в детском саду с каждым годом становиться больше, исходя из опыта работы, ставим перед собой задачу продолжить работы по данному направлению: формирование правильного звукопроизношения, развитию фонематического восприятия, формирование звукобуквенного анализа и синтеза. Продолжить совместную работу с воспитателями, психологом и музыкальным руководителем. Это даст возможность подобрать и систематизировать дидактические игры и апробировать компьютерные технологии для коррекционной логопедической работы с детьми данной категории.
Заключение
Результаты педагогического проекта позволили сделать вывод, что состояние фонематического восприятия влияет на уровень готовности ребёнка к овладению письменной речью. Несформированное фонематическое восприятие ведёт к вторичным речевым нарушениям, (фонетико-фонематическое, лексико-грамматическое, общее недоразвитие речи) которые препятствуют успешному обучению чтению и письму, что является фундаментом для всего дальнейшего школьного обучения.
Из этого вытекает необходимость своевременной диагностики и разработки системы коррекционного воздействия через создание специальных условий с учётом онтогенеза развития фонематического восприятия, принципов коррекционно-развивающего, личностно-ориентированного обучения дошкольников с речевыми нарушениями с целью предупреждения и коррекции дислексии и дисграфии до поступления ребенка в школу.
Литература
1. Голубева Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие/Г. Г. Голубева. -СПБ. : Изд. РГПУ им. А. И. Герцена: Союз,2000.
2. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - М. : Дет. Лит., 1961. – 126с. :
3. Дурова, Н. В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие / Н. В. Дурова. - М. : Мозаика-Синтез, 2000. – 314с.
4. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников / Л. Н. Ефименкова. - М. : Педагогика, 1985. – 246с.
5. Жукова, Н. С., Мастюкова, Е. М., Филичева, Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Феличева. - М. : Педагогика, 1990. – 98с.
6. Каше, Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Г. А. Каше. – М. : Педагогика, 1985. – 239с
7. Нищева, Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи / Н. В. Нищева. - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. – 87с.
8. Филичева Т. Б., Туманова Т. Р. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием/ Филичева Т. Б., Туманова Т. Р. Учебно-методическое пособие для воспитателей и логопедов -М. : Гном и Д., 1988.-80 с
9. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Основы логопедии/ Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. -М. : Просвещение,1989.-223с
10. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М. : Просвещение. 1981.-239 с.
11. Хватцев М. Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. - М. : Педагогика. 1961.-299с.