Котченко Алина Васильевна
Звуковая культура речи. Звук [Ш]
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
1) познакомить детей со звуком «ш»;
2) научить детей произносить звук «ш» и находить слова, в которых есть данный звук;
3) закрепить у детей правильное произношение звука «ш».
Задачи:
1) учить детей различать слова со звуком «ш»;
2) показать детям артикуляцию звука «ш»;
3) совершенствовать грамматический строй речи;
Публикация «Звуковая культура речи, Звук [Ш]» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
4) развивать связную речь координацию речи с движением, слуховое внимание, фонематическое восприятие;
5) воспитывать звуковую культуру речи, умение слушать других.
Предшествующая работа: д/и «Развиваем речь», д / и «Кто что делает?», разучивание чистоговорок, артикуляционная гимнастика.
Материалы: мягкая игрушка -медведь, картинки с изображением предметов, в которых есть звук «Ш».
Ход занятия:
Приветствие.
Здравствуйте, ребята!
Давайте начнем нашу встречу с приветствия!
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся! (Взяться за руки и посмотреть
друг на друга с улыбкой)
Молодцы! Садимся на стульчики.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости кто-то пришел, а кто же это, вы попробуйте отгадать в загадке:
Спит всю зиму лежебока.
Лапу он свою сосет.
И во сне своем глубоком
Видит вкусный, сладкий мед.
Может громко, без причины
Зарычать и зареветь.
Любит спелую малину
Косолапый наш …
Дети: Медведь.
Воспитатель: Правильно, ребята, это медведь!
Медведь: Здравствуйте, ребятишки – девчонки и мальчишки!
Я очень спешил к вам на занятие в детский сад. Мы с моими маленькими медвежатами учим песенку, но они никак не могут научиться выговаривать звук «Ш». Нужно петь в песенке «Мы озорные мишки, мы любим мед», а они поют «Мы озорные мики, мы любим мед».
Воспитатель: Не расстраивайся медвежонок, мы с ребятами тебе поможем научить маленьких мишек говорить звук «Ш». Поможем, ребята?
Дети: Да
Воспитатель: Присаживайся, мишка, посмотри, как мы занимаемся, а потом вернешься в лес и научишь мишек.
Воспитатель: Ребята, какой звук не умеют выговаривать медвежата?
Дети: Звук «Ш»
Воспитатель: Молодцы! Когда мы произносим звук «Ш» губы у нас сложены широкой трубочкой, зубы сближены, широкий кончик языка приподнят к нему, но не прижат к нему. По середине языка проходит сильная воздушная струя, которая хорошо ощущается ладонью (попробовать с детьми)
Дети: Ш-ш-ш-ш.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, как шипит змея?
Дети: Ш-Ш-Ш
Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает, как шипят гуси?
Дети: Ш-Ш-Ш
Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами произнесем как шумит море… Ветер тихий, сильный (упражнять детей по очереди).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Это звук, с которым мы сегодня с вами познакомимся.
Воспитатель: Что нужно делать, чтобы звук «Ш» получился красивый?
Дети: сделать гимнастику для язычка.
Артикуляционная гимнастика
Игровое упражнение «Веселый язычок».
Воспитатель:
Жил был Мишка и он очень любил улыбаться, вот так (ставит зубки друг на друга, рот в улыбке); - 2 раза
Мишка проснулся рано утром и решил помочь маме испечь блинчики,вот так (язык кладем на нижнюю губу и губами шлепаем по языку);
А еще наш мишка был волшебник, и у него была волшебная палочка. И когда по небу плыли темные тучи, мишка их разгонял, вот так (делаем вдох носом, язык поднимаем к верхней губе и выдыхаем через рот);
Еще у нашего мишки была лошадка, на которой мишка любил кататься. Лошадка катала мишку быстро и медленно,когда уставала (ставим язык за задние зубы,поднимаем и опускаем челюсть). Чтобы челюсть не уставала, ставим под челюсть руку.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь давайте научим язычок красиво говорить чистоговорки.
Ша-ша-ша – каша наша вкуснота.
Шу-шу-шу - дали кашу малышу.
Ши-ши-ши - съели кашу малыши.
Шо-шо-шо - после каши хорошо.
Игра «Доскажи словечко»
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в интересную игру, и если вы правильно отгадаете, то на доске появятся картинки-отгадки.
Дети : Да
Воспитатель: Сегодня все ликуют
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные… (шары)
Носит яркий гребешок
Наш веселый (петушок)
Рисуют дружно малыши,
У них в руках (карандаши)
Вот бежит малышка
Серенькая (мышка)
Зашуршали тихо шины –
Это едет к нам (машина)
Воспитатель: Скажите, что общего у этих слов?
Дети: во всех словах есть звук «ш»
Воспитатель: Ребята,мы с вами хорошо потрудились, а теперь давайте вместе с нашим гостем-Мишкой, пройдем на лесную поляночку и немного отдохнем.
Физкультминутка
Мишка косолапый
По лесу идет (Руки в стороны, наклоны вправо-влево)
Шишки собирает (Наклоны вперед)
И в карман кладет. (Руки на пояс)
Вдруг упала шишка (Руки вверх, потрясти над головой)
Прямо мишке в лоб. (Обе руки на лоб)
Мишка рассердился (Помахать кулачками)
И ногами топ-топ. (Топаем ногами).
Воспитатель: Молодцы, ребята. Посмотрите, вокруг нас много пенечков, присаживайтесь на них. Мишка хочет с вами поиграть в игру.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
В мешочке лежат предметы, в названии которых, есть звук Ш. Детям нужно вытащить предмет и правильно произнести название.
Дидактическая игра «Определи слово с заданным звуком»
Воспитатель: Ребята, давайте с вами вспомним слова, в которых есть звук «ш».
Воспитатель: Услышав слово со звуком «Ш», дети хлопают в ладоши
Машина, шапка, дом, яблоко, шуба, шарф, кукла, игрушка, лягушка, малыш, каша, белка, заяц, мышонок.
Заключение
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Мишке пора с вами прощаться. говорит спасибо за помощь, теперь он научит своих маленьких мишек произносить звук «Ш».
Расскажите мне, с каким звуком мы сегодня с вами познакомились?
Как он произносится?
Кто приходил к нам в гости?
Как красиво мы научили язычок произносить звук «Ш»?
Ша-ша-ша – каша наша вкуснота.
Шу-шу-шу - дали кашу малышу.
Ши-ши-ши - съели кашу малыши.
Шо-шо-шо - после каши хорошо.