Бурлакова Полина Андреевна
Звуковая культура речи: звук [ч]
Технологическая карта открытого образовательного события с воспитанниками старшей группы
«Звуковая культура речи : звук [Ч]»
Дидактико-методологическое пояснение
Возрастная группа: старшая группа
Ведущая образовательная область: речевое развитие
Тема: «Звуковая культура речи : звук [Ч]»
Цель: Создать условия для формирования правильного произношения звука [ч] у детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
Образовательные:
• Познакомить со звуком [ч];
Публикация «Звуковая культура речи: звук [ч]» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
• Уточнить произношение звука [ч] в изолированном виде, в словах;
• Закрепить навык произношения звука [ч] в слогах, словах;
• Побуждать интонационно выделять согласный звук [ч] в словах;
• Закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
• Учить детей находить звук [ч] в словах (в конце, в начале, в середине слова);
• Учить определять звук [ч] среди других звуков, в слогах, в словах.
Развивающие:
• Развивать фонематический слух, память, внимание и мышление;
• Развивать полноценные движения и определённые положения органов артикуляционного аппарата для правильного произношения звука [ч], с помощью артикуляционной гимнастики;
• Развивать выразительность речи и правильное произношение звуков с помощью чистоговорок;
• Развивать умение отгадывать загадки, выделяя характерные признаки. Развивать внимание, наглядно-образное и логическое мышление;
• Развивать графические навыки (рисование предметов);
• Развивать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.
• Развивать навык самоконтроля и самооценки.
Целевые ориентиры: Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности.
Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, физическая, изобразительная.
Средства реализации, необходимое оборудование: музыкальная колонка, аудиозапись, мяч, предметные картинки, рабочая тетрадь Е. В Колесникова «От слова к звуку», цветные карандаши.
Предварительная работа: Дидактическая игра «Кто самый внимательный?»
Предполагаемый итог работы: Дети научились правильно произносить звук [ч], находить и различать его среди других звуков в слогах и словах.
Организационная структура СМОД
Этап деятельности, продолжительность Задачи этапа Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Виды детской деятельности Результат
Мотивационно-побудительный
2 мин Создание атмосферы психологической безопасности: эмпатическое принятие, эмоциональная поддержка ребенка.
Организация направленного внимания.
Формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах.
Формирование интереса к содержанию СМОД. Здравствуйте ребята, я рада видеть вас сегодня, давайте с вами встанем в круг
Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель стимулирует детей к предстоящей деятельности.
Сегодня мы отправляемся в путешествие в страну звуков. Но сначала отгадайте мою загадку:
-«Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Я стучу, стучу, стучу,
Я лечу, лечу, лечу,
Опоздать я не хочу»
-Кто это?
-Правильно. И как вы думаете, на чем мы отправимся в путешествие?
Вы, ребята, будете вагончиками, а я паровозиком.
Приготовились? Поехали!
Я мчусь, я скорый поезд. ,
Пыхчу я чух-чух-чух,
От скорости, от скорости
Захватывает дух.
ЧЧЧЧЧЧЧЧ Ач, ач, уч,уч,эч,эч,ча,ча,чуууу
Я детей прокачу.
-Приехали! Вагончики паровозик отцепил Дети включаются в совместную деятельность, в игру, стремятся быть вместе со всеми.
Ответы детей
-Паровоз
-на паровозе
Дети с педагогом имитируют движение руками и поют.
Дети садятся.
Коммуникативная деятельность.
Игровая деятельность. Психологическая готовность.
Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания.
Организационно-поисковый
8 мин Актуализация имеющихся знаний, представлений. Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений.
Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений о свойствах и качествах объектов, их преобразовании, связях, способах действия и т. д. -Ребята, мы с вами приехали в страну звуков.
Здесь нас уже встречает Чиполлино. А в руках у него письмо, сейчас я вам его прочитаю. «Нам срочно нужно помочь найти звук, который спрятан в словах: Черепаха, чайник, часы, звук этот спрятан в начале слова. Какой это звук? Мяч, ключ, калач, где сейчас спрятался наш звук? В конце слова. Колокольчик, очки, ручка Сейчас наш звук спрятался в середине слова.» И так - это звук [Ч].
А наш Паровозик любит играть с этим звуком, потому что он его сам же и издаё т: ч-ч-ч
- Ребята, давайте попробуем произнести звук Ч и для этого мы разбудим язычок, зубки и губки. Посмотрим, как рождается звук [ч]
При произношении звука [Ч] губы слегка вытянуты вперед трубочкой;
зубы сжаты или чуть-чуть приоткрыты.
Наш звук играет с ветерком.
Преподнесите ладошку к ротику и ещё раз красиво произнесём звук Ч. Чувствуете, как из ваших ротиков вырывается небольшой ветерок?
Дети, а вы знаете, что в этой волшебной стране жители очень любят играть в различные игры со звуками? И мы с вами тоже поиграем.
Игра называется поймай звук.
-я буду произносить звуки, а вы хлопните в ладоши 1 раз, когда услышите звук [Ч] : Т Ч Щ Ш Б Р Ч К Ч Ж Ч Д Ч С
– Следующая игра, я буду произносить слоги, а вы хлопните в ладоши 1 раз, когда услышите слог со звуком Ч : ТЯ-ЧА-СО-ЩО-ЧИ-МИ-ЛА-ТЮ-ЧУ-РО-ЧЕ- ДИ- НА-ЧУ
– И последнее, я буду произносить слова со звуком [Ч], а вы хлопните в ладоши 1 раз, когда услышите слово со звуком Ч : девочка, банка, щётка, грач, бант, кочка, насос, мячик, вата, чудеса.
- Молодцы, хорошо справились, и нам пора продолжать наше путешествие.
-Ребята, а еще жители этой страны очень любят сочинять и петь песенки и проговаривать маленькие стихотворения.
-Я буду петь, а вы за мной повторяйте (Педагог поет, а дети повторяют:)
Ча-ча-ча, ча-ча-ча в комнате горит свеча.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу молоточком я стучу.
Чо-чо- чо, чо-чо-чо в печке очень горячо.
Чи-чи-чи, чи-чи-чи спрятались мои ключи.
Чок-чок-чок, чок-чок-чок, а в кармане пятачок.
Ач-ач-ач, ач-ач-ач дайте мне большой калач.
Оч-оч-оч, оч-оч-оч наступила ночь.
Уч-уч-уч,уч-уч-уч а на небе яркий луч.
Познавательная деятельность Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового.
Осознанные усвоенные понятия, сформированные представления, закономерности, умения, навыки и т. д. овладение способами познавательной деятельности. Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту. Любознательность и активность.
Динамическая пауза, физкультминутка
Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости.
Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. Получение нового игрового опыта.
Практический
13 мин
Овладение способами действия, применение знаний, навыков, умений. А сейчас ребята, давайте посмотрим что нам приготовил Чиполлино в своем мешочке, Это загадка:
На лугу живет скрипач
Носит фрак и ходит вскачь.
С ветки на тропинку
С травки на былинку.
Прыгает пружинка
Зеленая спинка. (Кузнечик)
А давайте и мы с вами превратимся в кузнечиков
Поднимайте плечики,
Прыгайте кузнечики.
Прыг-скок, прыг-скок, стоп.
Сели, посидели,
Травушку покушали, тишину послушали.
Выше, выше, высоко
Прыгай на носках легко!
А сейчас давайте выполним задания в ваших рабочих тетрадях. Е. В. Колесникова. Тема № 17 стр. 34.
Ребята, я вижу вы все справились с заданием. У вас на столах лежат солнышки и тучки. Ребята поднимите солнышки кому было легко и весело выполнять задание,кто справился с заданием хорошо. Ребята, кому было трудно выполнять задание, поднимите тучки.
Захотелось ласковых нам слов.
Кто из звуков нам помочь готов?
Ч – он очень мягкий звук,
Не обойтись, похоже,
без его услуг.
-Ребята, посмотрите на картинки и назовите мне предметы, изображенные на них ласково, чтоб в названии слышался звук Ч.
Пень – пенёчек, замок – замочек, стакан – стаканчик, палец – пальчик,
язык – язычок, ваза –вазочка, коза – козочка, собака –собачка, коса – косичка, кисть – кисточка, ключ –ключик, мяч – мячик, носок – носочек, огурец – огурчик, помидор – помидорчик.
Дети отгадывают загадку.
Дети выполняют движения.
Дети выполняют практическую работу. Взаимодействуют с другими детьми и педагогом (задают вопросы, помогают, договариваются).
Самопроверка.
Дети называют предметы. И передают мяч.
Двигательная деятельность.
Изобразительная деятельность.
Коммуникативная деятельность.
Овладение умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Рефлексивно-коррегирующий
5мин -Какое же интересное у нас было путешествие. Вы со мной согласны?
Какие же вы сегодня молодцы! С каким звуком мы сегодня познакомились? Давайте вспомним песенку паровозика.
Когда придете домой, спойте эту песенку своим близким. Им будет очень интересно и приятно ее послушать. Высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы и воплощения собственного замысла, своего эмоционального состояния и т. д. Коммуникативная деятельность.
Бльшинство детей умеют правильно произносить звук [ч], находить его в словах и отличать его от других.