Регина Шафранович
Конспект НОД в подготовительной группе «Звуки вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы
Звуки вокруг нас
Конспект ООД в подготовительной группе
"Звуки вокруг нас"
Подготовила воспитатель: Шафранович Р. В.
Щёлково
2015 год
Тема: «Звуки вокруг нас»
ОО: Речевое, Познавательное, Социально - коммуникативное развитие, Музыка.
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Звуки вокруг нас“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
Обоснование ООД: Готовясь к обучению в школе, у детей расширяется кругозор знаний в детском саду, на подготовительных занятиях в школе, на различных кружковых занятиях вне детского сада. Родители так же стремятся дать как можно больше научной информации, часто используя ресурсы, не соответствующие возрастным особенностям детей, не способствующих развитию любознательности и проявлению творческого начала. Важно систематизировать эти знания и пробудить творческий подход к выполняемым заданиям, посредством экспериментальной деятельности.
Используемые технологии: Экспериментальная и образовательная деятельность в рамках программы «От рождения до школы»
Цель: Сформировать представление о звуке
Задачи:
1. Дать представление о звуке (характеристика, свойства);
2. Обогащать пассивный словарь: звук, звуковая волна, ультразвук, шумовой звук, музыкальный звук;
3. Активизировать в словаре понятия: гласный и согласный звук; тихий - громкий; высокий - низкий,; длинный - короткий;
4. Развивать доказательную речь;
5. Закреплять умение давать краткие и развернутые ответы, умение делать выводы;
6. Развивать познавательную активность;
7. Воспитывать выдержку и умение слушать ответы товарищей.
Предполагаемый результат: Экспериментальная основа ОД станет основой для творчества детей;
Прогноз возможных проблем: затруднения, испытываемые при поиске ответов на творческие вопросы;
Ход ООД:
Вводная часть:
- Мы живем в прекрасном мире. Нас окружает множество простых и удивительных вещей. Чтобы общаться с этим миром, нам природой даны органы чувств, которые помогают полноценно воспринимать картину мира с его красками, звуками, образами.
- Назовите эти органы чувств человека.
(краткие ответы детей: нос, уши, глаза, язык, кожа, рот)
• На экране слайд №1 (органы чувств и их назначение)
- Для чего нужны нам эти органы? Как они помогают нам в восприятии окружающего мира? Что они делают?
(развернутые ответы детей: нос – для того, чтобы чувствовать запахи, нюхать, дышать; глаза – для того, чтобы видеть, смотреть; уши – для того, чтобы слышать звуки, речь, музыку; язык – для того, чтобы определять и чувствовать вкус; кожа – для того, чтобы определять и чувствовать температуру окружающей среды, определять качество предметов; рот – для того, чтобы высказывать свои чувства, говорить).
Основная часть:
- Итак, нас окружают образы и звуки. Сегодня мы с вами подробнее остановимся и поговорим о звуке, как о явлении.
- Если мы с вами сейчас закроем глаза и помолчим, то услышим множество звуков вокруг нас. Они будут громкими, или тихими, высокими, или низкими. А еще как делятся звуки, расскажет стихотворение:
Все на свете дети знают, звуки разные бывают:
Журавлей прощальный клекот, самолета громкий рокот,
Гул машины во дворе, лай собаки в конуре,
Стук колес и шум станка, легкий шелест ветерка.
Это – звуки шумовые, только есть еще другие:
Не шуршания не стуки – музыкальные есть звуки.
- Назовите шумовые звуки вокруг нас.
(предполагаемые ответы детей: звуки улицы, гул машин, работа бытовых приборов, речь человека)
- Назовите музыкальные звуки.
(предполагаемые ответы детей: пение птиц, пение человека, звучание музыкальных инструментов)
Дидактическая игра «Определи звук»
- перед детьми на столах лежат карточки с изображением скрипичного ключа и кубика. Если дети слышат музыкальный звук, они должны поднять карточку со скрипичным ключом, если они услышат шумовой звук, то поднимают карточку с изображением кубика. После предполагаемого ответа детей, на экране появляется правильный ответ.
• Слайд №2 звук открывающегося замка – изображение замка
• Слайд №3 звук: игра на скрипке – изображение скрипки
• Слайд №4звук: скрип снега – изображение идущего по снегу человека
• Слайд №5 звук: игра на флейте – изображение флейты
• Слайд №6 звук игры на балалайке – изображение балалайки
• Слайд №7 звук: сигнал автомобиля – изображение автомобиля
• Слайд №8 звук: свист чайника – изображение чайника
• Слайд №9 звук: скрип двери – изображение двери
• Слайд №10 звук: игра на гитаре – изображение гитары
• Слайд №11 звук: тиканье часов – изображение часов
• Слайд №12 звук: игра на пианино – изображение пианино
(сначала дети слышат звук, а потом на экране появляется изображение)
- Шумовые звуки происходят из-за удара, падения, трения, соприкосновения
- Музыкальные звуки происходят из звукоизвлечения (игры) на музыкальных инструментах, пения
- а скажите, игра на барабане – это музыкальный, или шумовой звук?
(предполагаемые ответы детей)
- Барабан – это ударный музыкальный инструмент. Удар (шум) – способ игры на барабане, а создаваемый на нем ритм это музыкальное понятие.
- И человек может издавать как шумовые, так и музыкальные звуки.
У нас есть голос. Если мы кричим, плачем, громко разговариваем – это шум, а если поем – это музыкальный звук. Голоса у всех разные. Сейчас мы проверим, какие вы внимательные к своим товарищам, узнаете ли вы их по голосу.
Музыкально-дидактическая игра «Эхо в лесу»
(дети становятся в круг. Один ребенок присаживается в середине круга и закрывает глаза. Дети идут по кругу и пропевают слова:
(Имя, ты сейчас в лесу, мы зовем тебя: «Ау!»
Глазки крепче закрывай, кто зовет тебя, узнай!
Воспитатель указывает на любого ребенка. Он должен позвать сидящего в центре по имени, или «Ау!». Водящий ребенок должен назвать того, кто его позвал.
- Как вы считаете, звук можно увидеть?
(предполагаемые ответы детей)
- Ученые доказали, что звук – это волна, которая имеет длину и частоту (высоту) и изобрели прибор, который помогает увидеть звук.
• Слайд № 13 видео – опыт со звучащей пластиной и песком
- Звуковая вибрация влияет на предметы.
Опыт № 1 с линейкой «Дрожалка» - демонстрация вибрации
Опыт № 2 с рупором «Усиление звука» - громкость звука, вибация
- В древние времена люди тоже общались друг с другом с помощью звуков, позднее, звуки сложились в слова, которые стали нести в себе смысл. Слова стали обозначать действия и предметы. Так стало легче общаться.
• Слайд № 14 – пещерные люди
- Слова бывают добрыми злыми. Даже вода понимает, какое слово сказано. Вот посмотрите, как она отреагировала на эти слова.
• Слайд №15 – видео «Структурированная вода»
- знаете ли вы то, что человек на 70% состоит из воды и, каждое плохое слово может сделать человека больным, а хорошее наоборот – здоровым и счастливым. Поэтому будьте внимательными друг к другу, следите за сказанными вами словами, а лучше подумайте, прежде, чем что то сказать.
- Музыка несет в себе добро, она способна улучшать настроение, повышать жизненный тонус. Я желаю вам здоровья, добра и хочу, чтобы мы сейчас послушали музыкальные произведения русского композитора П. И. Чайковского из цикла «Времена года» - «Март. Песнь жаворонка» и «Апрель. Подснежник»
• Слайд № 16 – видеозарисовка – Весна под звучание музыки
П. И. Чайковского
Заключительная часть. Вывод:
- Мы сегодня узнали много нового на занятии про звук и звуки. Давайте положим в нашу «Копилочку» новые слова, которые вам запомнились.
«Копилочка»
Копилочка, копилочка – словечки про запас,
А где она находится? (пожимают плечами)
Да в голове у нас! (дотрагиваются до головы)
Я словечко повторю (новое слово из занятия по мнению детей)
И в копилку положу! (дотрагиваются до головы)
А завтра проверю! (грозят пальчиком)