Халяпина Елена
Конспект занятия «Звуки речи. Звуки [А]-[У]-[О]-[И]»
▼ Скачать + Заказать документы
Звуки речи. Звуки [а] - [у] - [о] - [и]
Цель: развитие фонематического слуха.
Задачи формировать представления о звуках речи, понятии звук; формировать умение выполнять упражнение по инструкции педагога; развивать умение узнавать звуки [а] - [у] - [о] - [и], различать эти изолированные звуки и эти же звуки в начале слова в ударной позиции; воспитывать учебное поведение, навыки сотрудничества.
Публикация «Конспект занятия „Звуки речи, Звуки [А]-[У]-[О]-[И]“» размещена в разделах
- Буква А и звук [А]. Конспекты занятий
- Буква У и звук [У]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Оборудование: картинки – символы звуков [а], [у], [о], [и], корзина со щенком – игрушкой, четыре маленькие куклы, предметные картинки на звуки [а], [у], [о], [и] в ударной позиции (аист, астра, утка, улей, озеро, окна, искры, иглы).
Ход.
1. Игровое упражнение «Узнай звук».
Воспитатель приглашает детей на стульчики, стоящие полукругом, и ставит на столик перед ними корзинку, накрытую платком.
- Сегодня по дороге на работу я нашла вот этого щенка. Его зовут Ушастик. Видите, какие длинные у него ушки. Послушайте, Ушастик здоровается с вами.
Воспитатель включает лай щенка.
-Ушастик спрашивает, знаете ли вы, для чего нужны уши? (чтобы слышать)
- Что слышать? (разные звуки)
- Верно. Разные звуки, которые мы произносим. То, как мы с вами говорим. Сегодня Ушастик будет слушать, как мы с вами разговариваем на занятии. Ушастик, садись на большой стол, внимательно смотри и слушай.
- Сейчас я проверю, как мои ребята узнают звуки, с которыми мы уже познакомились. Звуки [а], [у], [о], [и]. Я не буду их произносить, я буду показать, как они произносятся. Смотрите на мои губы и угадывайте.
Воспитатель показывает беззвучную артикуляцию звука [а].
- Какой звук я хотела произнести? (звук [а])
- Как вы догадались? (вы широко открыли рот)
- Верно! Видишь, Ушастик, какие у меня внимательные и умные ребята? Смотрите внимательно, какой звук я хочу сказать теперь.
Воспитатель показывает беззвучную артикуляцию звука [у].
- Какой звук я хотела произнести? (звук [у])
- Правильно! Но откуда вы это знаете? (вы вытянули губы «трубочкой»)
- Отлично! Мы с Ушастиком удивлены вашим знаниям. Смотрите, как я готовлюсь произнести еще один звук.
Воспитатель показывает беззвучную артикуляцию звука [и].
- Что за звук я хотела сказать? (звук [и])
- Почему вы так решили? (вы растянули губы в «улыбке»)
- Молодцы! Правда, Ушастик? А вот еще загадка.
Воспитатель показывает беззвучную артикуляцию звука [о].
- Что за звук я хотела сказать? (звук [о])
- Почему вы так решили? (вы сделали губы «бубликом»)
- Мы с Ушастиком вами гордимся.
2. Игровое упражнение «Поможем куклам»
Воспитатель сажает на столик перед детьми четырех кукол.
- Это куклы Аня, Оля, Инна, Уля. Запомнили? Повторите.
- С каких звуков начитаются их имена? С какого звука начинается имя Аня? (со звука [а])
Воспитатель аналогично выясняет, с каких звуков начинаются имена других кукол, а потом расставляет перед детьми предметные картинки: аист, астра, утка, улей, озеро, окна, искры, иглы.
- Рассмотрите и назовите картинки
Дети хором произносят названия картинок.
-Выберите для куклы Ани картинки, названия которых начинается со звука [а]. Кто хочет это сделать?
Двое детей выбирают две картинки, произносят их названия, кладут их рядом с первой куклой. Аналогично проводят работа с другими куклами. Воспитатель берет в руки щенка.
- Проверяй, Ушастик, все ли правильно сделали ребята. Ушастик говорит, что вы – молодцы, а поэтому вставайте, давайте поиграем.
3. Подвижное упражнение «Щенок».
Воспитатель зовет детей в центр группового помещения, предлагает им образовать круг и ставит в центр круга корзинку со щенком.
- Давайте сделаем упражнение про щенка. Помните, как правильно изобразить лай щенка?
Воспитатель произносит текст. Дети выполняют движения и произносят звукоподражания.
Гав! Гав! Гав! Дети стоят лицом в круг и произносят звукоподражание
Щенок в корзинке. Выполняют два прыжка. Руки на поясе.
Гав! Гав! Гав! Дети стоят лицом в круг и произносят звукоподражание
Пятно на спинке. Выполняют два прыжка. Руки на поясе.
Очень скучно одному. Кружатся на месте по часовой стрелке
Где же мама? Не пойму! Кружатся на месте против часовой стрелки
Гав! Гав! Гав! Дети стоят лицом в круг и произносят звукоподражание
4. Артикуляционная гимнастика. Упражнение «Лопата»
Воспитатель предлагает детям сесть на ковер и отдохнуть.
- Давайте покажем Ушастику, что вы умеете делать язычок «лопатой», как делают это все щенки.
Вывалил пес, как лопату, язык.
Так отдыхать он с рожденья привык.
Ты язычок на губу положи,
Как отдыхает Дружок, покажи.
Дети выполняют упражнение «лопата» несколько раз.
- Мы с Ушастиком довольны вами. Вы отлично делали упражнение.
5. Рефлексия
- Какие звуки мы сегодня учились произносить и различать?
- Вы отлично занимались сегодня! Мы с Ушастиком гордимся вами!