Елена Кизуб
Особенности обучения дошкольников звуковому анализу «Звук и буква не одно и то же»
▼ Скачать + Заказать документы
Звук и буква– не одно и то же.
Особенности обучения дошкольников звуковому анализу
Консультация для воспитателей
Выполнила логопед высшей квалификационной категории
Кизуб Е. А.
Слайд 3
Публикация «Особенности обучения дошкольников звуковому анализу „Звук и буква не одно и то же“» размещена в разделах
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
В русском языке, как известно, произношение и написание слов не всегда совпадает. И это диктует необходимость внимательно подходить к выбору слов, которые педагоги предлагают дошкольникам для звукового анализа.
Слайд 4
Звуковой анализ включает
следующие задания:
1. Определение первого и последнего звука в слове.
2. Определение наличия звука в слове.
3. Определение места звука в слове.
4. Различение звуков по их фонетическим характеристикам (гласный-согласный, твердый-мягкий согласный, звонкий-глухой согласный)
5. Определение количества и последовательности звуков в слове
Слайд 5
При планировании этих заданий следует помнить, что дошкольники не обязаны знать все буквы, не знакомы с нормами орфографии и воспринимают слово так, как оно звучит, а не так, как пишется. Именно поэтому некоторые слова не подходят для работы с дошкольниками.
Слайд 11
Задача дошкольного педагога– научить определять звуковое строение слова. А для этого вполне достаточно использовать слова, чьё произношение и написание полностью совпадают.
Слайд 12
Несовпадение звука и буквы.
1. Оглушение звонких согласных на конце слов: стог, нож.
2. Оглушение звонких согласных, стоящих перед глухим, в середине слов: будка, ножка.
3. Озвончение глухих согласных: сбор, косьба
4. Буква И после Ж, Ш, Ц: ужи, уши, цирк
5. Буква О в безударном положении: облака, нога.
6. Буква Е в безударном положении: ведро,весло
Слайд 14
Йотированные гласные обозначают два звука
Я—ЙА, Ё—ЁО, Е—ЙЭ, Ю—ЙУ
• В начале слова: ЯМА (ЙАМА, ЁЖ (ЙОШ)
• После гласного: МАЯК (МАЙАК)
• После мягкого и твердого знаков:
ИЛЬЯ (ИЛ*ЙА)
В остальных случаях (т. е. после согласного) гласные Я,Ё,Ю, Е смягчают впереди стоящий согласный и обозначают один звук : МЯЧ (М*АЧ, ПЁС (П*ОС)
Слайд 15
Все эти факторы могут привести к путанице между звуками и буквами, поэтому таких слов лучше избегать при обучении звуковому анализу в дошкольном возрасте. Подобные примеры являются предметом фонетического разбора в школе.
Если есть необходимость провести звуковой анализ слова, содержащего мягкий согласный, следует выбирать слова, где смягчение происходит за счет гласного И: КИНО, КОТИК.