Молодькова Нина
Зрительная гимнастика как составляющая коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога (тифлопедагога)
▼ Скачать + Заказать документы
Зрение – это дар природы, помогающий познать мир, самый мощный источник наших знаний о внешнем мире, одно из наиболее сложных, удивительных и прекрасных свойств живой материи.
Важнейшей задачей тифлопедагога в детском доме является формирование у детей навыков социально – адаптивного поведения, которое позволяет ребенку со зрительной патологией быть самостоятельным в различных бытовых и социальных ситуациях, а также в общении со сверстниками и взрослыми. Работа учителя - дефектолога (тифлопедагога) сочетает в себе различные приемы и методы работы с детьми, такие как:
Публикация «Зрительная гимнастика как составляющая коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога (тифлопедагога)» размещена в разделах
- Гимнастика для глаз. Зрительная гимнастика
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Работа тифлопедагога. Тифлопедагогика
- Темочки
- сказкотерапия;
- музыкотерапия;
- психогимнастика;
- телесная терапия;
- драмотерапия;
- игровая терапия.
Занятия проводятся как фронтальные, так и индивидуальные. При использовании всех этих методов и приемов особое место отводится зрительной гимнастике.
Дети с нарушением зрения обучаются специальным упражнениям для глаз, превратив их в игру. Использование игрушек в таких случаях незаменимо, к ребятам приходят сказочные герои, например, Колобок, Снеговик, Клоун, Кеша: показываем снеговику, как закрывать и открывать глаза, как моргать, используем мячи, всевозможные яркие атрибуты и пособия. На начальных занятиях дети даже моргать не могли по указанию, но играя, быстро осваивают простейшие комплексы зрительной гимнастики.
Зрительная гимнастика – это часть коррекционно – воспитательной работы с детьми с нарушением зрения. Зрительная гимнастика эффективна в случае ее постоянного проведения, с учетом нарушенных зрительных функций, ее проводят несколько раз в течении дня, от 3 -5 минут, упражнение для глаз одинаковы для всех возрастных групп, но дозировка должна постепенно увеличиваться. Цель гимнастики - включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот – расслабить те мышцы, на которые падает основная нагрузка. Гимнастка для глаз снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний, а также более быстрому восстановлению работоспособности и эффективному усвоению учебного материала.
Основной комплекс упражнений для глаз. (Рис 1)
Перед выполнением комплекса сядьте в удобную позу (хорошо, если вы сможете сесть на пятки на гимнастическом коврике, но можно сесть и на стул). Выпрямите позвоночник.
Упражнение 1. Глубоко и медленно вдыхая (желательно, животом, посмотрите в межбровье, задержите глаза в этом положении на несколько секунд. Медленно выдыхая, верните глаза в исходное положение и закройте на несколько секунд. Со временем, постепенно (не раньше, чем через 2–3 недели, задержку в верхнем положении можно увеличить (через полгода — до нескольких минут).
Упражнение 2. Глубоко вдыхая, посмотрите на кончик носа. Сделайте задержку на несколько секунд и, выдыхая, верните глаза в исходное положение. Закройте глаза на небольшое время.
Упражнение 3. На вдохе медленно поверните глаза вправо ("до упора", но без сильного напряжения). Не задерживаясь, на выдохе, верните глаза в исходное положение. Таким же образом поверните глаза влево.
Для начала выполняйте один цикл, затем два (через две-три недели) и, в конце концов, выполняйте три цикла. После выполнения упражнения закройте глаза на несколько секунд.
Упражнение 4. На вдохе посмотрите в правый верхний угол (приблизительно 45° от вертикали) и, не задерживаясь, верните глаза в исходное положение. На следующем вдохе посмотрите в нижний левый угол и на выходе верните глаза в исходное положение.
Для начала выполняйте один цикл, затем два (через две-три недели) и, в конце концов, выполняйте три цикла. После выполнения упражнения закройте глаза на несколько секунд. Повторить упражнения, начав с левого верхнего угла.
Упражнение 5. Вдыхая, опустить глаза вниз и затем медленно поворачивать их по часовой стрелке, остановившись в самой верхней точке (на 12 часах). Не задерживаясь, начать выдох и продолжить поворот глаз по часовой стрелке вниз (до 6 часов). Для начала достаточно одного круга, постепенно можно довести их количество до трех кругов (через две-три недели) При этом нужно, не задерживаясь после первого круга, сразу начать второй. После выполнения упражнения закрыть глаза на несколько секунд.
Затем сделать это упражнение, поворачивая глаза против часовой стрелки. В завершение комплекса нужно сделать пальминг (3-5 минут).
Упражнения для снятия зрительного напряжения.
Встаньте свободно, руки вдоль тела. Поднимите плечи как можно выше. Держа их в этом положении, отведите назад, по возможности как можно дальше и верните в исходное положение. Делайте круговые движения и плечами достаточно быстро. Повторите упражнения 10 раз.
То же, что и в упр. 1, но в обратном направлении. Поднимите плечи как можно выше и отведите назад, затем переведите вперед, опустите, вернувшись в исходное положение. Повторите упражнение 10 раз.
Опустите подбородок на грудь, шею расслабьте, затем поднимите голову и откиньте ее как можно дальше назад. Повторите упражнение 5-6 раз.
В положении сидя. Опустите подбородок на грудь, затем плавно поверните голову налево, откиньте назад, вернитесь в исходное положение. Повторите упражнение 5-6 раз в одном направлении и 5-6 раз в другом.
В положении сидя. Поверните голову как можно больше налево, вернитесь в исходное положение. Поверните голову как можно больше направо, вернитесь в исходное положение. Повторите повороты 5-6 раз в медленном темпе.
Особое внимание в коррекционной работе с детьми уделяется играм и упражнениям, которые развивают зрительное восприятие и ориентировку в пространстве, осязание и мелкую моторику. На начальном этапе развития зрительного восприятия тифлопедагог учит детей фиксировать взор на игрушке или предмете, выделять их, узнавать среди других; прослеживать взором за их движением; выделять основные зрительно воспринимаемые признаки (такие, как цвет, форма, величина).
Постепенно с развитием зрительных возможностей детей усложняются и коррекционные задачи. Дети учатся:
• узнавать и называть основные цвета и формы («Найди красный цвет», «Найди круг»);
• соотносить предметы и изображения по цвету и по форме («Помоги мышке спрятаться», «Соедини воздушный шар с ниточкой соответствующего цвета»);
• различать, выделять и сравнивать величину предметов («Найди большие и маленькие игрушки», «Собери пирамидку».
Тифлопедагог в коррекционные занятия по развитию зрительного восприятия включает задания, которые способствуют активизации деятельности амблиопичного глаза. (Амблиопия – нарушение зрения, связанного с ослаблением остроты зрения, происходящим без видимой анатомической причины). Сюда относятся задания на обводку по контуру, обводку через кальку, обводку по точкам, штриховку, упражнения с мозаикой, в этом нам помогает настольный прибор «Светлячок». (Рис 2) Помимо того что он помогает при копировании, он развивает прослеживающую функцию глаз, способствует формированию бинокулярного зрения, упражняет ребенка в зрительно – двигательной координации, хорошо влияет на зрительно логическое мышление, память, внимание, и совершенствует графические навыки.
В коррекционную деятельность по развитию осязания и мелкой моторики с детьми младшего дошкольного возраста включаю упражнения для рук, знакомлю детей с названием пальцев, учу выполнять различные действия всей рукой и каждым пальцем в отдельности, (например, дотронуться до игрушки указательным пальцем или погладить мягкую игрушку всей рукой). Также для развития мелкой моторики у нас имеются различные шнуровки, планшетки с застежками, Шнуровка «Ловим бабочек», Шнуровка бусы «цветы», Тесто для лепки, Пирамида логическая «Ладья» Доска Монтессори «Геометрия». (Рис 3)
При работе используются межполушарные доски, которые позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие. Выполняя эти упражнения можно добиться синхронной работы обеих полушарий мозга. При одновременной работе левого и правого полушария улучшается эффективность работы всего мозга, происходит активизация процесса обучения.
Особое внимание уделяю формированию у детей последовательного осязательного обследования игрушек и предметов. (Например, при обследовании куклы ребёнок выделяет её голову, туловище, руки, ноги; при обследовании игрушки, изображающей животное, - голову, туловище, лапы, хвост). С целью обучения детей зрительному контролю за действиями своих рук предлагаются задания, в которых надо обвести предмет по контуру (пальцем, указкой, рукой, фломастером); подобрать изображения к контурам, фигурки к прорезям, обвести их рукой и точно наложить. На первых этапах провожу с детьми игры и упражнения, которые требуют одновременного использования и зрения, и осязания. Затем дети учатся обследовать и узнавать игрушки и предметы, геометрические эталоны только с помощью осязания, например, «Чудесный мешочек», «Угадай на ощупь».
Для детей, имеющих нарушение зрения, все эти методы и приемы приобретают огромное компенсаторное значение.
Надо заметить, что тифлопедагог введен в штат учреждения в текущем году, поэтому работа находится в самом начале ее становления. Мы, как и дети, новички в данной области, но главное мы желаем познавать, учиться. Есть материально – техническая база, значит будет результат.