Вера Гаврилова
Конспект занятия «Золотая осень. Путешествие в лес» — подготовительная к школе группа
▼ Скачать + Заказать документы
Форма: «Путешествие», беседа с элементами игры.
Цель: расширить знания детей о приметах осени.
Задачи:
Образовательные: расширить знания по теме: сформировать у детей понятия «живая и неживая» природа; познакомить со съедобными и несъедобными грибами.
Воспитательные: прививать любовь к родному краю, лесу и бережному отношению в природе.
Развивающие: умение наблюдать за осенними изменениями в природе; память; мышление; речь; любопытство.
Публикация «Конспект занятия „Золотая осень, Путешествие в лес“ — подготовительная к школе группа» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
Методы: рассказать, разъяснить, проиллюстрировать.
Оборудование: картинки листьев и грибов, картины осенних пейзажей.
План подготовки :
Подготовить : 1. Плакат с названием «Золотая осень» 2. Подобрать картинки с листьями, грибами.
Подготовит : воспитатель.
- Чтобы узнать, о чём мы с вами будем говорить, послушайте загадку и попробуйте её отгадать.
Жёлтой краской крашу я
Поле, лес, долины.
И люблю я шум дождя,
Назови-ка ты меня!
О чём загадка?
-Осень.
-Правильно, ребята. Молодцы. Сегодня поговорим об осень. И не простой, а золотой.
А теперь давайте посмотрим за окно. Правда, там очень красиво?
-Да.
- Вот это всё, что нас окружает, как можно назвать?
- Окружающий мир.
- Правильно. (повесить на доску картинки осеннего двора). А что в окружающем мире сделано руками человека? (перечисление). А что природой? (перечисление). А вы знаете, что природа делится на живую и неживую? (ответы детей). Дерево, ребят, живое? Почему? (дышит, растёт). А голуби живые? Почему? А облака, солнце? Нет, они не живые.
Ребята, а грибы живые?
-Да.
-Почему? (ответы детей). Правильно. И вот сегодня мы с вами отправимся в осенний лес.
Лес – это дом для зверей и птиц, это кладовая, отдающая свои плоды – орехи, ягоды, грибы. Лес нужно беречь, ребята.
Давайте поиграем. Я буду показывать вам листики или иголочки дерева, а вы говорить мне его название. Хорошо?
-Да.
(показываю листья от лёгкого к сложному).
А знаете ли вы, дети, что некоторые виды клёна используют для получения клинового сиропа и сахара? Сладкий сироп берут из сахарного клёна (показать картинку листьев, из красного клёна (показать картинку). Часто эту сладость кушают с блинами или вафлями (картинка).
И берёзы нам тоже дают сок. Вы знали об этом?
-Да.
-А кто из вас пил берёзовый сок? Вкусный?
А знаете ли вы, что берёзовый сок очень полезен для организма? В нём есть железо, калий, кальций, глюкоза и фруктоза.
А вот из орехов бука получают пищевое масло светло-жёлтого цвета. Оно используется в пищевой и кондитерской промышленности.
Но в лесу растут не только растения. Что ещё очень хорошо растёт в лесу осень, ребята? (ответы детей). Это грибы, друзья мои, правильно (картинка грибов в лесу). А какие грибы на картинке? (подберёзовики).
Грибы издавна известны в России. В старину их называли губы за выпуклые губчатые шляпки.
Жареные, вареные, соленые грибы не сходили со стола в будни и праздники, зимой и летом.
В настоящее время известно около 100 тысяч видов грибов. Их можно встретить в самых различных местах – в пресной и морской воде, в поле и саду, на лугу и в горах. Среди них есть микроскопические виды, есть и гиганты. Например, в 1988 году в Японии был найден гриб неимоверных размеров. Он не мог уместиться ни в каком кузовке, и для доставки потребовался грузовик. Когда великана взвесили, удивились еще больше – он потянул на 168 кг.
А кто мне скажет, почему грибы именно осенью хорошо растут? (ответы детей).
Верно, ребята. Потому что много влаги, а грибочки её любят.
Давайте опять с вами поиграем. Я вам картинку, а вы мне название грибочка, хорошо?
-Да.
(показываю картинку лисичек, белого, груздя, рыжика).
Какие ещё грибы вы знаете? (ответы детей).
Какие вы молодцы.
А это что за гриб? (показать картинку с маслятами).
Это маслята. Уж до того дружные ребята, что целыми семьями из земли лезут.
Маслята – сосновые детки. Это значит, что расти они любят под какими деревьями? (Ответы детей). Под соснами. Но, почему же назвали эти грибы маслятами? Да потому, что шляпка у них блестящая и липкая, как бы маслом смазана. Взгляните, на этой картинке к шляпкам маслят прилипли и травинка и хвоинка. Очень вкусные грибочки маслята.
А это что за грибы? (показать опята).
Это опята, ребята. По картинке сразу можно догадаться, где любят расти опята. Где? (Ответы детей). Верно, на пеньках. Слово «опенок» происходит от слова «пень». С одного пенька целую корзинку опят можно насобирать.
А у этих грибов несколько названий (показать картинку). Как их называют? (ответы детей).
В книжках они именуются – серые рядовики. А люди называют их просто – мышата или серенькие. Как вы думаете почему? (ответы детей).
Ну а этот гриб вы все знаете (показать картинку). Это же начальник всех грибов! Его зовут по-разному: и белый гриб, и боровик, ещё и медвежатник. Ну очень вкусен этот гриб. Правда? Все кушали его? Молодцы.
Причём не только люди оценили его вкус. А кто ещё, ребята? (ответы детей). Кроме птиц и зверей, есть ещё насекомые – большие любители грибов: слизняки и грибные мушки. Мушки эти откладывают свои яички в ножку гриба, яички превращаются в личинок, а личинки начнут выедать мякоть гриба и доберутся до шляпки. Тогда станет гриб трухлявым, никому не нужным.
А верите ли вы, что нашли очень большой гриб дождевик, который весил около 22 килограммов. А такой есть (показать картинку). Его нашли в Канаде. Ничего себе грибочек, да?
А верите ли вы, что самый большой белый гриб вообще весил 1 килограмм 229 граммов? Вот он! (показать картинку). Больше кружки.
А теперь давайте поиграем. Я раздам каждой группе мозаику из картинки гриба, кто первый её соберё т и скажет название гриба: молодец!
(картинка груздь, рыжик, маслята).
Молодцы, ребята. До этого мы с вами говорили о съедобных грибах, но есть же ещё несъедобные.
Какие вы знаете? (ответы детей).
Вот небольшой список ядовитых и несъедобных грибов:
свинушка тонкая
желчный гриб
мухомор вонючий
мухомор серый
мухомор красный
опёнок ложный серно-жёлтый
(показать картинки)
Запомните названия этих грибов дети, и их вид. И родителям скажите, чтоб были аккуратны, когда пойдёт в лес за грибами.
А знаете ли вы, что бывают съедобные мухоморы?
Это мухомор серо-розовый или цезарский гриб, который в странах Южной Европы вообще считается деликатесом (показать картинку).
Вот вы узнали немножко о грибах. Давайте угадывать загадки.
Глубоко был спрятан он,
Раз-два-три – и вышел вон,
И стоит он на виду.
Белый, я тебя найду. (Боровик)
Не спорю – не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В березовой роще. (Подберезовик)
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту –
Зовусь я? (Подосиновик)
Нет грибов дружней, чем эти, -
Знают взрослые и дети –
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу. (Опята)
Молодцы, ребята. Всё знаете.
Так как мы с вами гуляем по осеннему лесу, послушайте стихотворение Ивана Бунина, которое называется «Листопад» (можете головки опустить, глазки закрыть) :
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Правда, красивое стихотворение? Так и захотелось по-настоящему в лес сходить, правда?
А какие стихотворения об осени знаете вы? (ответы детей).
Прекрасно.
Давайте теперь разгадывать кроссворд, ребята. Я буду читать вопрос, а вы говорить ответ.
(Нарисовать кроссворд заранее)
По горизонтали:
5. Этот гриб растет в роще, среди берез.
По вертикали:
1. У этого гриба шляпка ничем не примечательная, а в сырую погоду блестит, будто смазана маслом.
2. У этого гриба могут быть разноцветные шляпки: бордовые, желтые, розовые, белые. Растут они семейками. Некоторые из них можно есть сырыми.
3. Этот гриб имеет ярко-апельсиновую окраску. Шляпка похожа на воронку. Растут они группами. Название связано с лесным рыжим зверем.
4. Царь грибов. Еще его называют боровиком.
6. Этот гриб растет у пней.
Всё угадали. Умницы.
А теперь послушайте рассказ из книги (на отдельном листе). Прочитать.
Ребята, что полезного вы узнали?
Какие бываю грибы?
Почему грибы хорошо растут осенью?
Вы хорошо поработали, ребята. Спасибо.