Ольга Николаевна Серебрякова
Рисование пейзажа «Золотая осень» в стиле пуантилизм ватными палочками — подготовительная группа
▼ Скачать + Заказать документы
Цель.
Создание изображения в технике «пуантилизм» используя акварельные краски и самостоятельно выбранные элементы композиции.
Задачи:
Образовательные.
Познакомить с работами художников – пейзажистов. Знакомить с последовательностью создания композиции «Золотая осень» в технике «пуантилизм».
Развивающие.
Закрепить представления об отличительных признаках жанра «пуантилизм».
Развивать умение ставить вопросы, создавать композицию с учетом верхнего, среднего и нижнего плана.
Публикация «Рисование пейзажа „Золотая осень“ в стиле пуантилизм ватными палочками — подготовительная группа» размещена в разделах
- Ватные палочки. ИЗО, поделки, рисование
- Осенний пейзаж. Конспекты занятий
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Рисование
- Пейзаж. Рисуем и знакомимся с пейзажами
- Подготовительная группа
- Пуантилизм. Рисование ватными палочками
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
Воспитательные.
Продолжать воспитывать аккуратность в работе; поддерживать умение обращаться за помощью.
Образовательные области:
приоритетная
- Художественно-эстетическое развитие (рисование).
в интеграции
- Коммуникативное (развитие речи).
Предпосылки УУД:
Личностные
- формирование познавательной и социальной мотивации.
Познавательные
- совершенствовать умение производить анализ и синтез объектов; закреплять умение работать по заданному алгоритму.
Регулятивные
- формировать умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей.
Коммуникативные
- стимулировать желание формулировать собственное мнение, позицию или свои затруднения; поддерживать активность во взаимодействии для решения познавательных задач.
Виды детской деятельности: игровая, речевая, творческая продуктивная, интегративная, музыкально – художественная.
Форма организации ННОД: подгрупповая.
Методы и приемы, используемые в ННОД.
Методы повышенной познавательной активности (элементарный анализ,- установление причинно-следственных связей; сравнение)
Методы формирования эстетического сознания (побуждение, отзывчивость).
Методы организации художественной деятельности (приучение, упражнение, восприятие).
Методы повышения эмоциональной активности (игровая мотивация воображаемой ситуации, сюрпризный момент).
Методы обучения и развития творчества (музыкальный фон, мотивирование детской деятельности).
Интеграция.
Наглядные приёмы (показ изображения горизонта и других элементов рисования; показ детских работ в конце занятия, при их оценке).
Словесные приёмы (беседа, индивидуальные указания, художественное слово).
Рассматривание иллюстраций художников, придумывание и рисование собственных работ; художественно-речевая деятельность; дидактическая игра; пальчиковая игра; свободное общение, рисование с использованием нетрадиционной техники; слушание музыкальных произведений; организация выставки детских работ.
Предварительная работа
с детьми:
разучивание стихотворений об осени.
с родителями:
консультация «Погляди с обрыва, как вокруг красиво
с литературой и интернет источниками:
картины художников - пейзажистов: И. И. Левитан «Золотая осень», Жорж Сёра «Преграда», стихи.
Оборудование
для педагога:
презентация «Картины художников»; знакомые схемы рисования деревьев, кустов; схема элементов пейзажа, маркер, использование ИКТ.
для детей:
листы бумаги, простой карандаш, краски акварельные, ватные палочки, банки с водой, салфетки, емкость для использованных ватных палочек, ластик.
Содержание ННОД.
Игровая мотивация. Презентация - 2 слайд (Лесовик)
Воспитатель. Ребята, кто у вас сегодня в гостях? Вы его знаете?
Дети.
Старик - Лесовик.
Воспитатель. Откуда он к нам пришёл?
Дети:
Лесовик к нам пришёл из леса.
Воспитатель: И пришёл не с пустыми руками. Что мы видим? - Слайд №3 (картина)
Дети:
Это иллюстрация картины, на которой мы видим красивую природу осенью.
Воспитатель: Это работа Исаака Ильича Левитана «Золотая осень». Ребята, а кто пишет картины?
Дети:
Художники.
Воспитатель: А вы знаете, как называют художников, написавших картины о природе? Расскажите, Лесовик хочет больше узнать об искусстве.
Дети:
Художники - пейзажисты, потому что они рисуют на картине всякие места природы.
Пейзажисты рисуют разные картины, вот мы с мамой смотрели такие картины, где город и она мне сказала, что это пейзаж.
У бабы моей висит календарь, я там видел морской пейзаж.
Воспитатель: Молодцы! Да, если рисуют пейзаж, то обычно изображают открытое пространство. Вы, ребята, рассказали нам про морской и городской пейзаж. Слайды №4 и №5 (пейзажи)
Так вот один знаменитый соотечественник, художник – пейзажист Фёдор Васильев однажды сказал: «Без любви к природе невозможно полное счастье, и долг пейзажиста – помочь людям обрести это счастье, обогатить и возвысить». Вам всё понятно из сказанного сейчас? Задавайте вопросы, если что-то хотите узнать или понять, поговорим об этом и вместе разберёмся.
Ребёнок:
Кто такой «соотечественник»?
Воспитатель: Выслушаем мнение друзей, ребята, кто желает поделиться своими мыслями?
Дети:
Отечество, это наша Родина, а кто родился у нас в России, того и называют соотечественник.
Наши папы, деды защищают наше Отечество, а они родились тут, в России, значит тот, кто родился в России он нам соотечественник.
Мы, дети в нашем садике, в нашем городе тоже родились в России, все кому Россия Родина – соотечественники.
Воспитатель: Молодцы! Хорошо объяснили. Ребята, есть ли ещё непонятные слова для вас?
Ребёнок:
А как же художник может нас «возвысить»? Поднять что ли?
Воспитатель: Дети, речь идёт о чувствах человека. Что вы ощущаете, глядя на картину? Восхищение, восторг! Любовь, доброта, красота, - чувства, которые мы испытываем всматриваясь в картины художника, а это и есть качества человека, которые возвышают, приносят счастье. Слайд№6 (Смайлики)
Ребёнок:
Что ещё нас возвышает?
Воспитатель: Стихи или кукольный театр, спектакль или просто хороший рассказ. Вот и сегодня, мы попробуем стать немного счастливее, потому что посмотрим картины с природой.
Посмотрите внимательно на картину Жоржа Сёра «Преграда». Как вы думаете, почему она так называется?
Дети:
Преграда, это то, когда что-то мешает нам, но я не вижу здесь преграды.
Думаю, что кто-то перегородил дорогу, машина или монстр какой-то, но нет на картине преграды, не знаю, почему она так называется.
Вы знаете, если художник назвал картину «Преграда», значит, перегородили путь, нельзя дальше пройти, мне интересно даже, что это? Расскажите, пожалуйста.
Воспитатель. Рассуждаете правильно, посмотрите на задний план картины и вот, представьте, что беззаботно шагая по извилистой тропинке, мы даже не подозреваем, что натолкнёмся на глубокую воду реки, вышедшей из берегов, которую недавно можно было перейти, не замочив щиколотки. Она стала неожиданной преградой на пути пешехода. Погода, удивительно притихшая, ни блеск от солнца, ни плеск волны от ветра не выдаёт присутствие реки. Сюрприз природы, затаившийся в дали. Слайд № 7 (картина Сёра)
А сейчас внимательно посмотрите на два изображения, которые понравились Лесовику: Исаак Ильич Левитан «Золотая осень» и Жорж Сёра «Преграда». Что вы можете сказать об этих изображениях? Слайд №8 (2 картины)
Дети:
Художники нарисовали природу.
Воспитатель. Да, это пейзажи, но что их отличает?
Дети:
Пейзажи художников очень отличаются: на картине «Золотая осень» много жёлтого цвета, а на картине «Преграда» больше зелёного.
На картине Левитана осень, а вот на другой картине лето.
На картине Левитана хорошо видна река, а у Жоржа Сёра тропинка.
Картина «Золотая осень» радостная, там тепло, солнечно, а на картине «Преграда» пасмурно и мне становится грустно.
Я думаю, что погода пасмурная на картине «Преграда», потому что это перед дождём, солнышка не видно. Вот на другой картине хорошая погода, потому что есть чистое небо и оттуда светит солнце.
Воспитатель: Молодцы! Всё верно. А вы слышали когда-нибудь слово «пуанты»? Вот наш гость Лесовик не слышал, и не знает что это, расскажите ему. Слайд № 9 (пуанты)
Дети:
В пуантах балерины выступают, танцуют на сцене.
Это такая обувь для танцев, которую надевают балерины, чтобы ходить на кончиках пальцев.
Я знаю что это, - балетные туфли.
Вот я хожу на танцы и когда вырасту, тоже буду танцевать в пуантах, как балерина, на носочках.
Воспитатель: Я не случайно задала этот вопрос, дело в том, что именно это слово связывают с жанром живописи художников, пуантилизмом. Слайд № 10 (увеличенная часть картины)
Кто является основателем пуантилизма?
Дети:
Жорж Сёра, французский художник.
Воспитатель: В чём особенности пуантилизма?
Дети:
Картины рисуются точками, мазками, квадратиками.
В пуантилизме нельзя смешивать цвета, они должны быть чистыми.
Сначала рисуем эскиз, а потом наносим точки подальше друг от друга, чтобы можно было добавить другой цвет.
Если смотреть близко картины, то не понятно, что там нарисовано, но издалека хорошо видно, что там.
Раскрашивая эскиз, я помню, чтобы рисунки хорошо было видно, мы по линиям от карандаша точки ставили близко друг другу.
Воспитатель: Молодцы! Нам ясно, что такое пуантилизм, но почему связывают слова «пуанты» и «пуантилизм»?
Дети:
Балерина, танцуя в пуантах, оставляет следы ножками, как точки, а мы ватными палочками будто следим точками.
Балерина встает в пуантах на носочки и танцует, словно по точкам, а у нас будто палочки - балерины и танцуют, тоже рисуют точки.
Мы же рисуем точками, а девочки в пуантах встают на одну ножку, как на точку.
Воспитатель: Вы верно рассуждаете. А сейчас открою вам секрет: «point» французское слово, переводится на русский – точка. Итак, пуанты, - встать на точку, а пуантилизм, - рисовать точками. Эти два слова от французского «point» и родственники.
Физкультминутка «Мы листики осенние».
Мы листики осенние
На ветках мы сидим
Дунул ветер - полетели
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
Воспитатель: Лесовик благодарит вас за интересные знания, а на прощание оставил посылку и спрятал её в группе, но чтобы найти подарок, надо сыграть с ним в игру «Найди по описанию». Озвучу его подсказки, а вы слушайте внимательно: «Эта посылка прямоугольной формы., серебристого цвета., справа от шкафа…. и т. д.»
Дети:
Ура! Нашли.
Воспитатель: Откроем посылку, посмотрим, что внутри.
(Дети достают по одному предмету и называют его).
Смотрите, совершенно белый чистый лист. Странно! Ватные палочки, акварельные краски, стакан-непроливайка…
Как вы думаете, зачем всё это здесь? Для чего?
Дети:
Лесовик знает, что мы рисовать любим, поэтому оставил краски и листок.
Лесовик хочет, чтобы мы нарисовали пейзаж, ведь он любит природу, особенно лес.
Я догадался, зачем ватные палочки, чтобы мы раскрасили набросок своего рисунка в стиле пуантилизм.
Воспитатель: Ребята, записка от Лесовика. «Ребята, я прошу вас нарисовать пейзажи осени в стиле пуантилизм…» Кто продолжит читать?
Ребёнок:
«Очень хочу посмотреть, как у вас получится, но спешу. Приду в гости ещё раз. До свидания!»
Воспитатель: Умница! (Молодец) Приступим творить наши художества! Удивим и порадуем Лесовика. Проходите за столы,
будем рисовать осенний пейзаж в стиле пуантилизм. Усаживайтесь удобнее, определите, как кладете лист бумаги, следите за осанкой.
Напоминаю, что первое и важное, определить линию горизонта. Какой она будет? (Высокая или низкая)
Вспомним про верхний, средний и нижний план картины. Давайте определимся, что рисуем в верхней части рисунка?
Дети:
Наверху мы рисуем небо, солнце, птиц, облака, тучи.
Воспитатель: Что вы хотите нарисовать на среднем плане пейзажа?
Дети:
Я хочу нарисовать деревья: елочки, березку и грибочки под ними.
Я нарисую листопад, потому что листочки опадают с деревьев.
А можно, я горы нарисую, ведь это тоже природа.
Представляю себе на полянке рябинку с ягодками, но трудно придумать, как нарисовать в стиле пуантилизм. Вы мне поможете?
Воспитатель: Да, каждому подскажу, если нужна помощь, но вы сами решаете, что вам нарисовать. Главное помнить, что есть нижний план, на котором можно нарисовать речку, озеро, тропинку, полянку. Рисуем обычный рисунок, но чем? С чего начинаем наши работы?
Дети:
С наброска простым карандашом.
Воспитатель: Каким должен быть нажим карандаша?
Дети:
Нажим лёгкий, давить на простой карандаш нельзя, потому что яркий цвет от сильного нажима трудно стереть ластиком.
Воспитатель: Проведите рукой посередине листа. По нижней части, на ней все хорошо видно, потому что природа здесь ближе к нам. По верхней части – там всё так далеко от нас и нарисованное будет мельче по размеру. Мы рисуем золотую осень, а значит больше жёлтого цвета. Помним, ребята, что пустота между землей и небом исчезает при раскрашивании эскиза точками. Смотрим на схемы, где хорошо видно, как рисуем деревья и то, что ещё можно добавить в вашу композицию рисунка.
Пальчиковая игра «Осень»
Ветер по лесу летал, Плавные волнообразные движения ладонями.
Ветер листики считал: Загибают по одному пальчику на обеих руках
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с берёзки – золотой,
Вот последний лист с осинки Спокойно укладывают ладони на стол.
Ветер бросил на тропинку.
Практическая часть работы.
Звучит классическая музыка П. И. Чайковского «Времена года», осень. Слайд №11 (музыка)
В период практической части целевые обходы, контроль правильности выполнения приемов деятельности, оказание помощи.
Воспитатель: Какое время года изобразили в своих рисунках?
Дети:
Мы рисовали «Золотую осень».
Воспитатель: Какие краски использовали?
Дети:
Сегодня мы использовали акварельные краски.
Воспитатель: Каким способом рисовали?
Дети:
Рисовали ватными палочками в стиле пуантилизм, точками.
Воспитатель: Что вы рисовали? Попробуйте выразить впечатления о рисунках в стихах.
Дети:
На гроздья рябины дождинка упала
Листочек кленовый кружит над землёй.
Ах, осень, опять ты врасплох нас застала,
И снова надела наряд золотой!
Что ни день, то резче ветер
Рвёт в лесу листву с ветвей…
Что ни день, то раньше вечер,
И светлеет всё поздней.
Падают с ветки жёлтые монетки.
Под ногами целый клад!
Это осень золотая
Дарит листья вам и нам,
И всем подряд.
Воспитатель: Вы, ребята, молодцы! Чудесные рисунки в стиле пуантилизм. А теперь пора оформить выставку ваших работ и поговорить об успехах и недочётах в работе.
Рефлексия.
Воспитатель: Смотрим, как построена композиция: обращаем внимание на верхний, средний, нижний план рисунка. Как у тебя получилось передать образ осенней природы и почему?
Дети обмениваются впечатлениями из двух, трех предложений.
Литература.
1 .Фатеева А. А. Детский сад: день за днем. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006
2. Т. С. Комарова. Детское художественное творчество. - М. : Мозаика-Синтез, 2005.