Наталья Мамаева
Консультация «Шустрики» и «мямлики»
▼ Скачать + Заказать документы
Шустрики и мямлики
«Ну, давай же скорей! Что за копуша! Быстро! Сколько раз повторять! Я жду! Ну, поторопись же! Считаю до трех! Мы опоздаем!»
Кто не слышал подобных уговоров во время подъема и одевания ребенка или по путь в детский сад, а то и просто за едой, за умыванием, на прогулке! Нарастающее раздражение матери, ее сердитые интонации, гнев и, наконец отчаяние: опоздали! – все разбивается о неторопливость ребенка, не дает ни малейшего эффекта. Малыш только ниже опускает голову, сначала отвечает что-то, потом молчит, все глубже погружаясь в пучину отчаяния, а сам действует все медленнее и медленнее. И никак не надевается носок, не завязывается бетонок, не застегиваются пуговицы, а когда наконец долгожданный результат достигнут, оказывается, что носок надет пяткой вверх, ботинок – не на ту ногу, а пуговицы застегнуты криво.
Публикация «Консультация „Шустрики“ и „мямлики“» размещена в разделах
Дальнейшее зависит от маминого темперамента и исчерпывается в общем, двумя основными вариантами: мама, либо обреченно вздохнув: «Ох ты, горе мое!», быстро переодевает сына или дочку сама, либо с криком и подзатыльниками (абсолютно безуспешно) пытается снова добиться от реббенка этого и опять – таки в конечном счете делает все за него.
И в том и в другом случае гарантировано испорченное настроение у обоих, сознание полной неполноценности у ребенка, выраженное недовольство им и скрытое недовольство у матери.
Естественно такие ежедневно повторяющиеся сцены не способствуют благоприятному развитию взаимоотношений матери и ребенка. Растет внутренняя напряженность, учащаются конфликты, связанные не только с описанными ситуациями, когда ребенок не поспевает за требованиями взрослого, но и с другими, самыми различными поводами.
Почему же это продолжается годами и становиться привычным во многих семьях?
- Да какой же он у нас мямля, какой -то замедленный, - говорят некоторые мамы, сумевшие хотя бы осознать этот не очень понятный факт. Ответы же тех, которым не удалось понять, что это особенность ребенка – его типичнее индивидуальное качество, гораздо разнообразнее и варьируется от недоуменного «Кто его знает» до агрессивного «Он с самого рождения всегда и все делает мне назло! Он хочет моей погибели! Это его отец (бабушка, свекровь, теща, соседи) настраивают против меня!» Конечно же очень многое здесь вообще зависит от темперамента родителей, вообще взрослых, имеющими дело с такими «копушами».
В легких случаях достаточно мягкого терпения и помощи, например, от спокойной бабушки, и все трудности постепенно и достаточно быстро) сглаживаются сами. В сложных случаях возникают стойкие невротические реакции, сначала у ребенка, позже у матери, конфликты учащаются, углубляются, захватывают разные стороны жизни, в них вовлекаются и другие люди. В итоге ребенок попадает в разряд трудных, упрямых. Страдает его нервная система, сужаются его способности к общению со взрослыми и детьми. Это оказывает влияние на развитие ребенка.
А вот противоположная картина:
- Ты куда? Ну, сколько можно беситься! Ты. что не видишь, куда идешь? Опять ты весь вывозился! Прекрати бегать! Хватит качаться! Немедленно оставь его в покое! Отдай девочке игрушку. Это ее!
Такие тирады сопровождают жизнь ребенка другого типа, назовём его «шустриком». Его родители даже завидуют родителям спокойных, малоподвижных детей. «копуша», по крайней мере, в большей. Безопасности (физической, а за «шустриком» не уследишь. С них глаз нельзя спускать. Они вечно в движении, всегда торопятся, всюду лезут, все трогают, бросают, роняют и вообще постоянно учиняют чудовищный беспорядок. И все время есть риск, что упадут, измажутся. Порежутся. Обожгутся. И они падают. Мажутся, режутся. Полностью оправдывая опасения старших. Это дети, которые до самой школы так и не научились ходить – только бегают, не научились сидеть – уже через минуту начинают вертеться, дергаться, елозить, а потом зевать и скучать.
Даже если «шустрикам» удается более или менее безболезненно пережить дошкольный возраст, то уже в школе с самого первого часа их подстерегают беды. Приспособиться им удается редко, а значит, почти наверняка гарантировано попадание в разряд трудных. Неудобных и т. Д. со всеми вытекающими от сюда последствиями.
Что же это за дети – «шустрики» и «мямлики»?
Подобные особенности поведения – гиперреактивность у «шустриков» и замедленность у «мямликов» - во многом обусловлена физиологически. Всех причин не перечислить. Да и не все они известны, но доказанным фактом является, например. Влияние кислородного голодания головного мозга ребенка еще в период внутриутробного развития на появление у малыша описанных выше реакций.