Оксана Халеева
Консультация для родителей и педагогов «Шустрики и мямлики»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги, наверно не раз приходилось вам слышать такие слова: «Ну, давай же скорей! Что за копуша! Сколько раз повторять! Я жду! Скорее! Считаю до трёх! Мы опоздаем!»
Кто не слышал подобных уговоров во время подъёма и одевания ребёнка! Нарастающее раздражение матери, её сердитые интонации, гнев и, наконец, отчаянное «опоздали!» - всё разбивается о неторопливость ребёнка, не даёт ни малейшего эффекта. Малыш только ниже опускает голову, сначала отвечает что-то, потом молчит, всё глубже погружаясь в пучину отчаяния, а сам действует всё медленнее и медленнее. И никак не надевается носок, не завязывается ботинок, не застёгиваются пуговицы, а когда наконец долгожданный результат достигнут, оказывается, что носок надет пяткой вверх, ботинок – не на ту ногу, а пуговицы застёгнуты криво.
Публикация «Консультация для родителей и педагогов „Шустрики и мямлики“» размещена в разделах
Дальнейшее зависит от маминого темперамента: мама либо, обреченно вздохнув: «Ох ты, горе моё», быстро переодевает ребёнка, либо с криком и подзатыльниками пытается заставить его одеться как надо и опять-таки в конечном счёте делает все за него сама.
Что же предпринять? У каждого из нас будут разные ответы, но и в том, и в другом случае гарантировано испорченное настроение у обоих. Ребёнок сознаёт собственную неполноценность, мама недовольна им и недовольна собой.
Естественно, такие ежедневно повторяющиеся сцены не способствуют благоприятному развитию взаимоотношений матери и ребёнка. Растёт внутренняя напряжённость, учащаются конфликты, связанные не только с описанными ситуациями, когда ребёнок не поспевает за требованиями взрослого, но и с другими самыми различными поводами. Даже опытный психолог порой не в силах помочь….
А такую противоположную картину мы можем нередко наблюдать на прогулке: «Ты куда? Ну, сколько можно беситься! Ты что, не видишь, куда идёшь? Опять весь вывозился! Прекрати бегать! Хватит качаться!».
Такие громогласные окрики сопровождают жизнь ребёнка другого типа, назовём его «шустриком». Его родители даже завидуют родителям спокойных, малоподвижных детей. Копуша, по крайней мере, в большей безопасности (физической, а за «шустриками» не уследишь. С них глаз нельзя спускать. Они вечно в движении, всегда торопятся, всюду лезут, всё трогают, бросают, роняют, устраивают беспорядок. И всё время есть риск, что упадут, порежутся, измажутся, обожгутся. Так обычно и происходит, полностью оправдываются опасения взрослых. Это дети, которые до самой школы так и не научились ходить – только бегают, не научились сидеть – уже через минуту начинают вертеться, дёргаться, елозить, а потом зевать и скучать.
Даже если «шустрикам» удаётся более или менее безболезненно пережить дошкольный возраст, то в школе с самого первого часа их подстерегают беды. Приспособиться к требованиям школы на первых порах им удаётся редко, а значит, почти наверняка гарантировано попадание в разряд трудных, неудобных детей.
В любом случае, если ваш ребёнок ярко выраженный «шустрик» - непоседливый, неугомонный или типичный «мямлик» - медлительный, задумчивый (у меня дочь такая, не сразу реагирующий на изменение ситуации, помните, что это не просто дурной характер, который вам хочется непременно переломить, и даже не темперамент, а, вполне вероятно, СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ЧЕРТА ВАШЕГО РЕБЁНКА, обусловленная особенностями его нервной системы.
Эту особенность вашего ребёнка надо обязательно учитывать в процессе его воспитания. Учитывать, НО НЕ ПРОБОВАТЬ ИСКОРЕНИТЬ, как бы она ни была вам неприятна: ведь вы не пытаетесь перекрасить волосы ребёнка в другой цвет, если он, допустим. Брюнет, а вы убеждены, что всем детям гораздо больше идут светлые волосы! Так же следует относиться к физиологически обусловленным особенностям характера вашего малыша.
Надо выбрать подходящий, по возможности единый для всех окружающих ребёнка взрослых стиль воспитания. При этом нужно отказаться от неуместных, неподходящих воспитательных воздействий, даже если вы убеждены, что они оптимальны для детей этого возраста. Ищите ТОТ СПОСОБ ОБЩЕНИЯ с ребёнком, управления им, КОТОРЫЙ ДАЁТ НАИБОЛЬШИЙ УСПЕХ по отношению именно к вашему ребёнку, которого никто не знает и никто не любит больше, чем вы.
Детям «мямликам» требуется постоянная терпеливая и ненавязчивая помощь, они нуждаются в участливом, сочувственном отношении со стороны взрослого, особенно матери. Они, как правило, отличаются неуверенностью в себе, часто сомневаются в правильности своих действий, в выборе решения. Поэтому необходимо поддерживать такого ребёнка в убеждении, что всё у него получается.
Их нельзя подгонять, одёргивать, ругать за неудачи, он моментально может отказаться от дальнейших действий. Необходимо помнить, что психофизические особенности таких детей определяют не только посильный для них темп выполнения любых действий, связанных с движением, но и специфическую тактику решения задач, выполнения учебных заданий на занятиях и т. п. Для этих детей требуется время, чтобы предварительно продумать последовательность действий, необходимых для выполнения задания, подробно представить их себе, и лишь затем они могут перейти к их практическому осуществлению. Именно из-за этого они обычно не сразу приступают к делу, что очень раздражает нетерпеливого взрослого, не представляющего себе, о чём это размышляет ребёнок и почему он ничего не делает.
Другого рода трудности возникают у детей «шустриков»
Быстрые, подвижные, они доставляют взрослым немало хлопот. Их трудно приучить к порядку, им с трудом даётся любая сковывающая их деятельность. Они нелегко привыкают к чёткому режиму. Занятия, проводимые в детском саду, дома, а впоследствии в школе, часто оказываются для них тяжёлым испытанием. «Шустрики» обладают повышенной возбудимостью, легко заводятся и так же быстро остывают, они невнимательны, легко отвлекаются, им трудно даже на непродолжительное время сосредоточиться на чём- либо одном.
Педагоги рекомендуют приучать таких детей к усидчивости постепенно, чаще предлагать им требующие терпения задания, игры и развлечения. Беда лишь в одном: приохотить гиперактивного ребёнка к спокойным, требующим терпения видам деятельности очень сложно. Он легко отвлекается, после первой же неудачи теряет интерес к своей работе, бросает её, не может сам найти себе занятие и мешает остальным. «Шустрики не способны выполнять задания, результат которых не виден сразу. Например, посадить семечко, поливать его, дождаться цветка или построить игрушечный дом нужных размеров. Им трудно удержать «образ цели», поэтому семечко в землю они, конечно, воткнут, да и польют разок-другой, но после этого точно забудут о своей «посадке». При строительстве домика из кубиков уже через пару минут окажется, что дом ничем не похож на задуманный.
Как же помочь такому ребёнку, как приучить его к полезным для него занятиям? Надо показать, какие действия и в какой последовательности надо сделать, чтобы достичь результата, проговорить вместе с ним все его действия, соотнести промежуточные результаты с конечными. Надо, чтобы ребёнок больше действовал с предметами сам, своими руками измерял, прикладывал, сравнивал и только потом делал выводы, а не ограничивался лишь обсуждением задания. Это необходимо потому, что наглядно-образное и тем более вербально-образное мышление у таких детей ещё не совершенно, и поэтому опора на практические действия является пока неизбежной ступенью. Опираясь на свой опыт, я бы не советовала вам отдавать таких детей в школу в 6 лет, если необходимые качества у них ещё не сформированы
Сказанное относится и к «мямликам». Основное, что следует помнить в отношении как «шустриков», так и «мямликов» - это то, что последовательное педагогическое руководство с учётом психофизиологических особенностей таких детей тем эффективнее, чем оно раньше начато и чем последовательнее осуществляется.