Жанна Бубнович
Знакомство воспитанников с процессом извержения вулкана, посредством опытно-экспериментальной деятельности.
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить воспитанников с природными явлениями – вулканами гейзерами, посредством опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
1. Расширить знания воспитанников об окружающем мире.
2. Активизировать в речи слова: очаг, магма, жерло, кратер, лава.
3. Развивать познавательную активность воспитанников в процессе выполнения опытов.
Предварительная работа:
Темочки:
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
1. Чтение детской энциклопедии «Все обо всем» сост. О. И. Перфильев.
2. Рассматривание иллюстраций с изображением вулканов.
3. Изготовление макета вулкана.
Оборудование: макет вулкана, сода (2 ч. л., жидкое моющее средство (1 ст. л., лимонная кислота(2 ст. л., пемза, ёмкость с водой.
Ход занятия:
Воспитатель : Ребята, я предлагаю сегодня вам поучаствовать сегодня в исследовании, и стать настоящими исследователями или даже «вулканологами»? Отгадайте загадки и вы сразу поймете, о чем будем идти речь.
«Я плююсь огнем и лавой,
Я - опасный великан,
Славен я недоброй славой,
Как зовут меня? (ответ - Вулкан)
Воспитатель : Как вы думайте, о чем пойдет сегодня речь?
Ответы воспитанников (о вулканах).
Воспитатель : А что такое вулкан?
Выслушиваются ответы воспитанников.
Воспитатель : Вулкан это огнедышащая гора, на что похожа гора?
Ответы воспитанников (на конус, на треугольник).
Воспитатель : А что извергает вулкан?
Воспитанники : лава.
Воспитатель : Правильно! Из вулкана выливается раскаленная лава. В атмосферу выбрасывается газы, пепел, раскаленные камни.
Есть легенда про древнего бога Вулкана : в Древней Греции власть над вулканами принадлежала богу по имени Гефест - огонь. Странный это был бог: некрасивый и хромоногий. Но зато очень трудолюбивый и сильный. Гефест сумел подчинить себе огонь. Он первым начал ковать оружие и делать украшения. А потом научил этому людей. И если над вулканом появлялся пар и огонь, значит, Гефест принялся за работу. Древние римляне дали этому богу имя Вулкан. Оно тоже означает огонь. А дом его получил название - Вулкан.
Воспитатель : Ребята, а что такое извержение вулкана?
Предположения детей.
Воспитатель : При извержении раскаленная магма просачивается сквозь разломы наружу. Магма вырвавшаяся из вулкана называют лавой. Она вытекает из жерла вулкана в виде потока и быстро стекает по склонам горы. Но на воздухе лава остывает и затвердевает, образуя вокруг отверстия в земной коре вулканическую гору. Кусочки застывшей лавы называются пемза. Пемза это полезное ископаемое, используется человеком. (Воспитанникам раздается пемза для ознакомления).
Воспитатель : Видели ли вы, где применяют пемзу?
Воспитанники делятся своими мыслями.
Воспитатель : Благодаря её шероховатой поверхности, пемзу применяют в удалении грубой кожи на пятках, в шлифовке деревянных изделий, измельчив, её используют в изготовлении лекарств и моющих средств, так как в её составе много полезных ископаемых. А что выходит из вулкана?
Предположения воспитанников.
Воспитатель : Из вулкана выходит вулканический пепел. Он похож на обыкновенный пепел, но если посмотреть на него через микроскоп, то станет хорошо видно, что там присутствует даже стекло, образовавшееся при большой температуре. Громадные серые тучи пепла ветер разносит на большие расстояния от места извержения, а потом он оседает на Землю толстым слоем. Вулканический пепел соединяется с землей и образуется черный песок. Подскажите, а как называют людей которые занимаются изучением вулканов?
Ответы воспитанников.
Воспитатель : Таких людей называют вулканологами, а как вы думаете для чего они нужны?
Мнения воспитанников : (для изучения вулканов).
Воспитатель : В настоящее время ученым, которые занимаются изучением вулканов, иногда удается предупредить извержение вулканов. И жители могут покинуть город и спастись. А как вы думайте это нужная профессия?
Ответы воспитанников : Да (нет).
Воспитатель : Это очень важная профессия! Вулканологи следят за вулканами, предупреждают о том какой вулкан проснулся или наоборот уснул, какой потух, а какой представляет опасность. Главной их задачей это спасение людей, их эвакуация и оповещение. Вулканы бывают разные :
1. Вулканы бывают действующие - это которые извергают лаву.
2. Потухшие - не извергающие лаву.
3. Уснувшие – это те, которые потухли, но могут начать действовать.
Есть вулканы, которые взрываются так сильно, что разрушают сами себя, и на их месте остается лишь большая воронка.
А как вы думаете, приносят ли вулканы пользу?
Ответы воспитанников. Да (нет).
Воспитатель : Вулканы приносят пользу, хотя и опасно жить возле вулкана. Там где есть вулканы плодородная почва. Пепел вулканов является дополнительным удобрением для земли.
Физкультминутка.
Вулканы начали "играть" - из жерла лаву извергать. (Присесть, постепенный подъем на носочки, руки поднять вверх, потянуться, сделать несколько встряхиваний расслабленными кистями рук, опустить руки вниз.)
Вулкан гремит! Вулкан пыхтит! Как грозен он сейчас на вид! (Руки на поясе, поднимаем их вверх с одновременным сжиманием и разжиманием пальцев рук в кулак. -2 раза)
Но вот он начал уставать - Огонь в нём начал угасать. (Медленное опускание рук с одновременным приседанием)
Последний раз огнём дыхнул – (Сидя, долгий сильный выдох. Дышат как драконы «извергающие огонь»)
И на десятки лет уснул. (Складывают руки под щеку «засыпают»)
Воспитатель : Ребята! Но сегодня мы исследователи, и забыли про самое главное, не хотите ли оживить вулкан? А теперь давайте с вами сами устроим свой вулкан. И для начала вспомним, как нужно вести себя при проведении опытов и экспериментов?
Ответы воспитанников : Внимательно слушать и ничего не трогать пока вас об этом не попросят. Не толкаться, так как можно пролить реактивы или сломать оборудование.
Проведение опыта.
Воспитатель : Ребята, наш вулкан относится к уснувшим вулканам. Сейчас мы его разбудим.
Будем изготавливать лаву. Только нужно все проводить со взрослыми.
Заливаем смесь для вулкана, и посмотрим что получиться.
Воспитатель : Что нового вы узнали о вулкане? Что вы узнали о пемзе?