Ольга Постникова
Организация опытно-экспериментальной деятельности дошкольников посредством познания окружающего мира
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс с педагогами
Тема: «Организация опытно - экспериментальной деятельности дошкольников посредством познания окружающего мира»
Цель: Повысить уровень знаний и умений педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками.
Задачи:
Образовательные
• Дать участникам мастер-класса практические знания, об опытно-экспериментальной деятельности и возможности применения их на практике.
• Создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса в данной области, с целью развития творческого потенциала.
Развивающие
Публикация «Организация опытно-экспериментальной деятельности дошкольников посредством познания окружающего мира» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» декабрь 2016
• Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.
Воспитательные
• Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Методы и приемы:
Репродуктивный, практический.
Оборудование: колпак волшебника, накидка волшебника; макет-вулкана (на каждого участника); пластмассовая палочка (волшебная), миски с молоком, разведенная гуашь разных цветов, ватные палочки, моющее средство для посуды, пластиковые бутылки, уксус, воздушные шары, воронка, пищевая сода, сахар-рафинад, черный молотый перец, пластмассовые линейки, шерстяная ткань.
Предварительная работа:
Подготовка оборудования, обработка специальной литературы по данной теме.
Актуальность
Детство – это радостная пора открытий. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии ребенка с миром природы и разворачиваться, как увлекательное путешествие, так, чтобы он получал от этого удовольствие. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме опытно-экспериментальных действий.
В процессе игр – экспериментов расширяется сенсорный опыт дошкольников и обогащается их жизненный опыт. Опыты способствуют развитию таких качеств, как организованность, дисциплинированность, аккуратность, ответственность, последовательность.
Главное достоинство метода эксперимента заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Ход мастер-класса
Я хочу увидеть в своих воспитанниках-детей любознательных, общительных, умеющих ориентироваться в окружающем мире, умеющих решать возникающие проблемы. И в этом мне помогают занимательные опыты и эксперименты. Сегодня я хочу вам показать некоторые эксперименты, похожие на волшебство.
Ну а я похожа на кого? Скажите?
Ответы педагогов: на волшебника…
На волшебника, совершенно верно.
Сегодня я хочу показать вам некоторые эксперименты, похожие на волшебство.
Для этого я приглашаю вас в мою школу волшебства, где вы сами станете
немного волшебниками.
Эксперимент «Извержение вулкана».
Перед вами модели вулканов. Давайте заставим наши вулканы начать свое извержение. Для этого нам понадобится 2 ложки соды, немного разведенной гуаши, несколько капель моющего средства и уксус. Сейчас вулканы начнут свое извержение.
Вулкан пыхтит, вулкан гремит
Как грозен он сейчас на вид.
Но вот он начал угасать,
Огонь в нем начал потухать.
Скажите мне уважаемые коллеги, для вас это волшебство?
А в чем же секрет этого волшебства?
Ответы: произошла химическая реакция.
Мы с вами не учителя химии, но представление об этом явлении мы имеем. Это взаимодействие двух веществ: соды и уксуса.
Скажите мне пожалуйста, а для детей это тоже волшебство?
А до какого момента это будет волшебством?
Ответы: пока они не поймут секрет, почему это происходит.
Совершенно верно! Пока ребенок не поймет причину возникновения, почему это произошло, это будет волшебством. Но как только он понимает суть этого явления, то это перестает быть волшебным. Все, что он не понимает, кажется волшебством, но как только он обладает определенным представлением или способами деятельности, все перестает быть волшебным.
Волшебство с веревочкой.
Беру веревочку (говорю слова и начинаю ее запутывать, в конце текста веревочка распутывается).
Ребенок начинает познавать окружающий мир с предметов, которые его окружают. И чем больше он познает, тем мир вокруг кажется более сложным, запутанным и непонятным. И ребенку нужен друг, который помог бы ему во всем разобраться, помог понять. И этим другом в детском саду может стать воспитатель. Тогда все, что казалось таким сложным, становится простым и ясным.
Волшебство с пластмассовой палочкой.
Предметы и явления в окружающем мире могут казаться не такими, какие они есть на самом деле.
Вот у меня в руках самая обычная палочка и сделана она из пластмассы, но чтобы убедиться, что она действительно из пластмассы, не достаточно на нее просто посмотреть.
Что нужно сделать? Как вы думаете?
Ответы: потрогать.
Совершенно верно. Потрогайте пожалуйста и скажите, из чего она сделана? Из пластмассы?
Она твердая, т. е. можно потрогать, можно постучать.
Сейчас на ваших глазах эта палочка станет резиновой. Вы в это верите?
Давайте проверим! (показываю палочкой покачивающие и волнообразные движения)
Палочка вам кажется резиновой?
А в чем секрет этого волшебства?
В способе деятельности, совершенно верно. Если мы будем совершать одновременно покачивающие и волнообразные движения, палочка нам будет казаться резиновой. А если я буду делать эти движения по отдельности, смотрите, палочка не кажется резиновой? Но если вместе, палочка кажется резиновой.
Из этого можно сделать вывод: что в экспериментировании ребенок должен не просто наблюдать, он должен практически действовать с объектом. И только в практическом действии можно понять истинные качества и свойства предмета или явления.
Любого ребенка можно научить творить волшебство, любой ребенок может стать волшебником.
Скажите пожалуйста: А вы, уважаемые коллеги в детстве мечтали стать волшебниками?
Ответы: да, мечтали.
Ну тогда мы сейчас будем с вами творить волшебство.
Эксперимент «Волшебные узоры на молоке»
Для эксперимента нам понадобится: молоко с большим процентом жирности, разведенная гуашь разных цветов, глубокая тарелка, ватные палочки (на каждого) и средство для мытья посуды. Потом капаем несколько капель краски в молоко (желательно не очень близко друг к другу).
После этого берем ватную палочку, наносим на нее средство для мытья посуды и просто опускаем край палочки в тарелку с молоком и краской.
Объяснение: Жидкость для мытья посуды вступает в реакцию с молоком и краски сами начинают перемешиваться (средство для мытья посуды отталкивает молоко, создавая удивительные узоры). Именно поэтому необходимо молоко с высокой жирностью.
Вот что у нас получилось.
Эксперимент «Самонадувающийся шарик»
Понадобится: воздушный шарик, сода, бутылка, уксус, лист бумаги.
В шарик насыпать соду (2 - 3 ч. л., а в бутылку налить уксус 1/2 стакана). Наденьте шарик на горлышко бутылки, а потом переверните так, чтобы содержимое шарика высыпалось в уксус, и наблюдайте.
Объяснение: дело в том, что при добавлении соды в уксус (гашение соды) выделяется углекислый газ, который надувает воздушный шарик.
Эксперимент «Зарядись»
Я очень хотела угостить вас вкусным чаем и обязательно с сахаром, но вот незадача, такая я не ловкая, взяла и в сахар просыпала перец. Что же мне теперь делать?
Я вам уже сказала, что мы будем сейчас творить маленькое чудо, но не с помощью волшебной палочки, а с помощью самых обычных пластмассовых линеек.
Выбирайте пожалуйста, кому какая нравится.
Как с помощью пластмассовых линеек отделить перец от сахара?
Ответы педагогов.
Совершенно верно, нам может помочь статическое электричество. Все мы знаем, как оно возникает. За счет трения двух предметов.
Один предмет у вас уже есть - пластмассовая линейка, а второй ну совершенно случайно, а может по волшебству, оказался у меня здесь. И это шерстяная ткань.
Что мы сейчас с вами будем делать?
Потрем линейку о шерстяную ткань, а потом будем подносить к перцу.
И посмотрим, что же будет?
Получилось у вас отделить перец от сахара с помощью линейки?
Свершилось маленькое чудо!
Вывод: электрическая линейка притягивает к себе перчинки.
Скажите пожалуйста, а вы испытали восторг, радость, удивление от всех этих экспериментов?
Вот и у детей точно так же, только эмоции и чувства во много, много раз сильнее.
Радость, восторг, который испытывают дети в ходе эксперимента, заставляет их больше узнавать, чаще экспериментировать и они со временем сами становятся волшебниками. А мне остается только направлять и поддерживать их желания самостоятельно исследовать этот удивительный и увлекательный окружающий мир.
Рефлексия
Если вам понравился сегодняшний мастер – класс покажите пожалуйста солнышко, а если нет - тучку.