Екатерина Варфоломеева
Опыт работы «Знакомство с русским народным творчеством в разновозрастной группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство с русским народным творчеством в разновозрастной группе в структурном подразделении МОУ «Верхнекуларкинская СОШ»
Духовно - нравственное становление детей есть важнейшая составляющая развития общества, государства; выражением государственной политики в области воспитания стали сформулированные в Законе Российской Федерации «Об образовании» принципы гуманистического характера образования.
Публикация «Опыт работы „Знакомство с русским народным творчеством в разновозрастной группе“» размещена в разделах
На Руси к народным праздникам относились возвышенно и свято. А народные обряды, обычаи вносили в праздники жизнерадостность, красоту, неповторимость, оригинальность. Это наша культура, история. Формы и способы подачи могут быть самыми разнообразными.
Что подтолкнуло меня к этой работе? Давно заметила необычайный интерес детей к русскому искусству. Люблю русскую музыку, песню, изготавливать поделки из бисера из бумаги, из разного подручного материала, игрушки из глины. Воспитывать любовь и уважение к обычаям и традициям наших детей, при этом развивать творческое мышление, музыкальные способности - такую задачу поставила перед собой.
Источником патриотического воспитания дошкольников является естественная среда его жизнедеятельности. Это «малая Родина» : социальная и природная сфера края, отдельные страницы истории и культуры.
Культурные традиции своего народа, как мать и отец, должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Без прошлого нет будущего- поэтому первым этапом моей работы стало создание музея «Русская изба».
Цель: создание мини-музея «Русская изба», обновление содержания воспитания на основе отечественных и региональных традиций.
Собирать экспонаты для музея помогали все и педагоги и родители. Собирали, материалы по разным видам русского народного фольклора. Предметы русского быта : чугунки, туески,самовар, ухват, коромысло, лапти и т. д.
Мини-музей- это плод многолетних моих усилий, оказание помощи воспитателям групп для проведения экскурсий, бесед, занятий. В настоящих музеях ничего трогать нельзя, а вот в мини-музее не только можно, но и нужно! Его можно посещать хоть каждый день, трогать экспонаты, брать их в руки и рассматривать.
В последнее десятилетие наблюдается, как отошли в прошлое некоторые известные праздники, появились новые. Можно с уверенностью говорить, что в связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому.
Поэтому так актуальна проблема ознакомления детей с музыкальным русским фольклором. И так работа продолжалась.
В народном творчестве заложены понятия «историческая память поколений» и «неразрывная связь времен», народное видение мира, взгляд на место человека в этом мире.
Развивать в детях любовь и уважение к народной культуре, музыкальному фольклору, способность к общению, уважение к родному очагу, русская песня-это то, что вдохновило меня на работу с детьми по ознакомлению с русским народным искусством. Русская народная песня обладает огромной художественно-воспитательной ценностью: формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами (зимушка-зима, травушка- муравушка, рассыплюся яблонькой, Ваня-простота, незнакомы детям и звучат непривычно (коромысел,Сенечки и др.). Они проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст, с большим удовольствием поют песни «А я по лугу», «Гармошка-говорушка», «Балалайка», «Во кузнице», «Блины» и другие. Эти песни хороши еще тем, что их можно инсценировать. На музыкальных занятиях дети познакомились и с движением русской пляски, хороводным, топающим, переменным шагом, шаг с притопом, распашонка, ковырялочка, присядка и др. После того как дети усвоили эти движения, их стала включать в пляски «Кадриль», «Русский чай», «Сенечка», шуточный танец «Антошка» и другие.
Кроме песен и плясок, мы разучивали игры с пением, хороводы и потешки с движениями. Короткий текст потешки легко усваивается детьми. Яркий образ, динамичность вызывает у них желание двигаться. Эти игры и потешки дети переносят в свободные игры
Особенно нравится детям играть на детских музыкальных инструментах. Мне повезло тем, что в нашем детском саду есть необходимые музыкальные инструменты (ложки, трещотки, колотушки, румба, бубенцы, которые используются постоянно. Но в скором времени мне пришла мысль разнообразить и увеличить их количество. Я решила сделать необычные шумовые музыкальные инструменты из подручного материала и через некоторое время эти инструменты появились у нас в саду, которые мы с детьми начали осваивать, причем очень быстро и с большой охотой. Любое мероприятие, организованное мной находит поддержку и одобрение со стороны руководства. Далеко не в каждом детском саду есть такое разнообразие костюмов, декораций, атрибутов, которые позволяют работать творчески и с большим интересом. Большую помощь в ознакомлении детей с народно-прикладным искусством оказывают воспитатели: хохломой, гжелью, дымковской игрушкой, русской матрешкой. Хочется сказать, что вся работа по ознакомлению детей с народно-прикладным искусством пронизана в нашем детском саду духом творчества, радости и любви к русскому народу.
Малыши расписывали матрешек, жостовские подносы, лепили, расписывали дымковские игрушки, гжель. Лучшие работы были использованы при оформлении праздника «Дымковская игрушка», «Русский сувенир». Итогом работы с русским фольклором явились наши праздники: «Дымковская игрушка», зал был оформлен в виде ярмарочной площади. С ярких, красочных лотков продавались русские народные игрушки : матрешки, свистульки, дымковские игрушки, пряники, сушки. Они как бы оживали в танцах, песнях и стихах в исполнении детей и взрослых. Ведущие были одеты в русские сарафаны, на голове – кокошник. Праздник «В гости к нам пришли матрешки» был приурочен к празднику 8 Марта, который ввел детей в мир народных промыслов : дымки, гжели, хохломы. Чего только не было на праздниках: водили хороводы, состязались, кто кого переговорит, пели русские песни, приуроченные к тому или иному празднику, выступали ложкари, дети играли в русские народные игры, пели потешки. В процессе работы важно не только дать детям новые знания, но и организовать их непосредственное участие в народных обрядах, играх, а это легче сделать на детском празднике.
В древней Руси празднование Нового года сопровождалось величанием, поздравлениями. Этот праздник назвали - Святки от слова «святой». Люди с шутками и прибаутками ходили от дома к дому и колядовали - пели поздравительные песенки-колядки, в которых выражали добрые пожелания хозяину дома в новом году. В ответ колядующих полагалось угощать, одаривать подарками. Этот момент я использую с детьми. Дети вместе со взрослыми ходят по группам и желают хозяевам добра, светлых деньков, чтобы в дому прибыло и никогда не убыло. Дети рядились в костюмы медведя, скомороха, деда, бабы, птиц, козу и с большим удовольствием исполняли песенки-колядки, играли в игры, плясали под русскую народную музыку в исполнении образцовых русских народных оркестров. Следующий большой праздник- масленица. На Руси он начинается за восемь дней до Великого поста, после вселенской субботы. Масленицу отмечают семь дней. Пекут блины, приглашают гостей, сами ходят в гости. Отсюда и поговорка: «Не житье, а масленица». Масленичным веселым обрядом издревле приписывалась магическая сила. По древнему календарю масленица - рубеж старого и нового года - начало весны.
За неделю до праздника начинаю знакомить детей с названиями дней масленичной недели: первый - встреча, второй - наигрыши, третий - лакомки и т. д. Рассказываю, какое значение придавалось обрядам и играм в эти дни. Ребята узнают, например, что блин- знак богатства, что молодежь любила прыгать через костер, так как огню приписывалась очистительная сила. В последний день готовили и наряжали чучело Масленицы, а затем сжигали его, прогоняя морозы, ветры, вьюги и непогоду. Праздник мы проводим в первую половину дня, на улице. Предварительно украшаем площадку, делаем ледяные постройки. Поверх пальто дети надевают элементы карнавальных костюмов, маски, колпаки. На празднике много сказочных героев: Баба Яга, Емеля с печкой, Снеговик, Дед Мороз, Весна и др. На наш праздник приходила Масленица «белая, румяная, коса длинная, трехаршинная, платье синее, ленты красные, лапти желтые головастые».
Завершив работу по созданию фольклорной группы, я делаю вывод, невозможно знакомить детей с традициями своего села без знаний о его истории.
Возникла необходимость дать детям в доступной для дошкольников форме знания о появлении нашего села о людях, проживающих в нашем селе, о том, чем занимались, как
жили.
Всю свою работу направила на то, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, любил свою Родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле. Я решили, что знакомство с жизнью нашего села и людьми, будет интересно и полезно детям дошкольного возраста.
Они должны знать прошлое своего народа, своего села. Мы должны дать основу, для возрождения национальной культуры родного села, воспитать добрые чувства, привить чувство любви к селу, его красоте, естественности, неразделимой связи с природой, воспитать уважение к сельским труженикам, приобщить новое поколение хранить традиции народа, своей семьи и стремиться перенести их в будущее, чтобы не утратить самобытности.
Интренет ресурсы с сайта https://infourok.ru