Наталья Терехова
Цикл музыкальных занятий в старшей группе «В гости к русским народным инструментам»
▼ Скачать + Заказать документы
I занятие
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие.
Задачи:
1. дать понятие, что такое оркестр, познакомить с видами оркестра и с группами музыкальных инструментов;
Публикация «Цикл музыкальных занятий в старшей группе „В гости к русским народным инструментам“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Народная культура, фольклор
- Старшая группа
- Темочки
2. обогащать представление детей о народных русских музыкальных инструментах;
3. развивать умение игры на музыкальных инструментах;
4. обогащать словарный запас детей;
5. воспитывать любовь и интерес к музыке.
Музыкальный репертуар:
слушание: русский народный оркестр «Ах, ты берёза»
сказка «Курочка Ряба» обр. Л. Поляка в сопровождение муз. инструментов
Пособие:
видео: «Оркестр» (отрывок из мультфильма)
слайд шоу: «Кто живёт в оркестре»
Атрибутика: письмо в конверте, музыкальные инструменты: гусли, трещотки, ложки. ксилофон, бубен, маска героев из сказки (баба, дед, курочка Ряба, мышка)
Ход беседы:
Дети входят в музыкальный зал, здороваются, и музыкальный руководитель обращает на конверт, который подвешен на шторах.
Муз. рук:Ребята, к нам пришло письмо,
Интересно, от кого же оно?
Нужно нам его взять,
И скорее прочитать.
Музыкальный руководитель снимает письмо, открывает его и читает.
Муз. рук: Дорогие ребята, приглашаем вас,
Заглянуть в гости в оркестровую страну сейчас.
Там музыкальные инструменты живут,
И они вас с нетерпением ждут.
Муз. рук обращается к детям.
Муз. рук: Ну, что отправляемся друзья,
Тогда занимаем скорее места.
Все дети садятся к фортепиано, на стульчики.
видео: «Оркестр» (отрывок из мультфильма)
Муз. рук: Ребята, у кого мы в гостях оказались?
Точно, в гостях у музыкальных инструментов, а точнее сказать в гостях у оркестра.
А может, кто – то из вас может сказать, что такое оркестр?
Оркестр – коллектив музыкантов, которые исполняют музыку на музыкальных инструментах.
Оркестров существует несколько, но между собой они отличаются составом музыкальных инструментов.
слайд 1: Симфонический оркестр, там живут музыкальные инструменты симфонические.
слайд 2: Скрипка, арфа, рояль, труба и. т. д. Симфонический оркестр состоит из группы струнных, ударных и духовых.
слайд 3: Духовой оркестр, там живут только духовые инструменты, в которые музыканты дуют.
слайд 4: Труба, тромбон, флейта, фагот, гобой и. т. д
слайд 5: Джазовый оркестр, ну, а здесь живут все инструменты и симфонические, и духовые, струнные, ударные.
слайд 6: Оркестр русских народных инструментов, там живут русские народные инструменты.
А может, кто- то знает из вас русские народные музыкальные инструменты?
слайд 7: Это балалайка, гармошка, дудочки, свирели, домра, свистульки, колокольчики, деревянные ложки.
Почему, эти инструменты считаются народными, да потому что, они пришли из быта, то есть из жизни человека. Эти инструменты помогали жить человеку. Например
слайд 8: ложки – кушать,
слайд 9: пила – рубить дрова,
слайд 10: а вот ксилофон – это и есть дрова, раньше этот инструмент так и называли «дрова».
Муз. рук: А сейчас давайте послушаем, как звучат русские народные инструменты в оркестре.
слушание: русский народный оркестр «Ах, ты берёза»
Муз. рук: Скажите мне, пожалуйста, звуки, каких инструментов, вы услышали?
Понравилась вам музыка?
А какое настроение она вам подарила?
У каждого инструмента свой звук: глухой, звонкий, тихий, громкий. И музыкаьными инструментами. Даже можно озвучивать героев каких – либо сказок.
Хотите попробовать? Тогда для начала, давайте вспомни русскую народную сказку «Курочка Ряба», и всех её героев.
Дети вспоминают героев, им надеваются, маски героев, раздаются народные
инструменты.
Муз. рук: И сейчас мы будем озвучивать сказку «курочка Ряба», инструментами изображать героев.
сказка «Курочка Ряба» обр. Л. Поляка в сопровождение муз. инструментов
Жили – были дед, трещотка
И баба. ксилофон
Вместе с курочкою Рябой. гусли
Очень курочку любили,
Рябу зёрнами кормили.
Приносили ей напиться,
Родниковую водицу. маракас
Ряба тоже их любила,
Каждый день она сносила,
Яйца свежие к обеду,
И кормила бабу с дедом. гули
Говорит однажды баба:
-Нам снесла яичко, Ряба,
Золотое на обед.
На ка, вот, разбей – ка, дед!
Постучал легонько ложкой,
По яичку дед немножко.
деревянные ложки
А потом ударил с силой, сильней ударяет ложками
Не разбил, не тут – то было.
Баба проявив смекалку,
Прихватила с полки скалку.
По яичку скалкой била, коробочка
Била, била – не разбила.
В подполе жила в избушке,
Мышка серая норушка.
Вышла мышка погулять,
Хлебных крошек поискать. колокольчик
Взобралась на стол со стула,
Длинным хвостиком махнула,
Что с яичком приключилось?
На пол – бух, и вмиг разбилось. удар в бубен
Горько – горько плачет дед:
- Мышь разбила мой обед! трещотка
Да и баба горько плачет, трещотка ксилофон
Ну, а курочка кудахчет: гусли
Дед и баба, не грустите,
Полно плакать, погодите.
Ну, зачем вам золоте?
Я снесу яйцо простое.
Кушай, баба, кушай дед,
И живите много лет!
А теперь тутти все вместе игра
II занятие
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие.
Задачи:
1. Познакомить детей с историей возникновения русских народных инструментов.
2. Развивать представления детей о народной музыке и народных инструментах;
3. Развивать эмоциональную отзывчивость;
4. Сенсорные способности и звуковысотный слух;
5. Развивать чувство ритма, мелкую моторику рук;
6. развитие умения слушать, слышать музыку, и в соответствии с ней точно выполнять смену движения.
Музыкальный репертуар:
муз – ритм. движения: «Шаг петушка» «Петербургская кадриль» муз. А. Балобанова
слушание: русская народная музыка «Во саду ли, в огороде»
музыкально – дидактическая игра «Узнай инструмент»
музыкальная игра: «Оркестр»
Пособие: слайд – шоу «Откуда появились русские инструменты»
Атрибутика: инструменты (деревянные ложки, бубны, корбочки, обручи 3 шт.
Ход беседы:
Дети входят в музыкальный зал, здороваются.
Муз. рук: А сейчас, пойдем, погуляем,
И на ложках поиграем.
Музыкальный руководитель объясняет, показывает приём игры на ложках (ТА, ТА, ти-ти,
ТА, два длинных звука, два коротких звука, один длинный звук).
муз – ритм. движения: «Шаг петушка» «Петербургская кадриль»
муз. А. Балобанова
(шаг с высоким поднятием колена) На первую музыкальную фразу гуляют с ложками врассыпную, на вторую музыкальную фразу – останавливаются, играют на ложках. После этого дети садятся на стульчики.
Муз. рук: Ребята, а хотите узнать, откуда появились русские народные музыкальные инструменты?
Тогда садитесь поудобней и внимательно слушайте.
Звучит русская хороводная песня «Во поле береза стояла».
Муз. рук: слайд 1: Народные инструменты родились в лесу. Ведь человек всегда старался подражать звукам природы.
слайд 2: Посмотрите, на акации висят сухие плоды, они качаются на ветру, шуршат семенами. Услышали люди этот звук и придумали музыкальный инструмент, который называется погремушка. Погремушка – это шумовой инструмент.
Как вы думаете почему?
Правильно, она издаёт шум.
Давайте послушаем, как звучит погремушка (ЗВУК)
слайд 3: Подул сильный ветер, ветви деревьев стали биться, тереться друг о друга. Услышал человек этот треск и смастерил музыкальный инструмент трещотку. Деревянные пластиночки, нанизанные на две верёвки. Стукаются друг о друга и трещат. Давайте, послушаем, как звучит трещотка (ЗВУК)
слайд 4: А вот дятел стучит по сосне. Услышал человек этот звук и сделал из дерева музыкальный инструмент, который называется деревянные ложки. Деревянные ложки – это ударный инструмент.
А как вы думаете, почему ложки относятся к ударным инструментам?
В ударных инструментах звук возникает, когда одна часть инструмента ударяется о другую или когда по самому инструменту чем-нибудь бьют.
Давайте послушаем, как звучат ложки. (ЗВУК)
слайд 5: Вот мы и на берегу реки. Слышите, ветер гудит в стеблях камыша. Если срезать этот стебелёк и подуть в него, то получится музыкальный инструмент, подумал человек, и смастерил духовой музыкальный инструмент, который называется - свирель и рожок.
Как вы считаете, почему свирель и рожок относятся к духовым инструментам? Давайте послушаем эти волшебные звуки свирели. (ЗВУК)
слайд 6: А вот на поляну вышел охотник с луком в руках. Натянул он тетиву, отпустил. И тетива вдруг запела, зазвенела. «А ведь можно натянуть тетиву разной толщины на дощечку и играть на ней музыку», - догадался охотник. И получились у человека такие инструменты как балалайка и гусли. Балалайка и гусли - это струнные щипковые инструменты.
Почему у них такое странное название?
Правильно, у них есть туго натянутые струны, которые начинают «петь», если их перебирать или пощипывать пальцами.
Ребята, а вот балалайка стала символом нашей страны и музыкант, который играет на балалайке, называется балалаечником.
Давайте сейчас послушаем русскую народную музыку «Во саду ли, в огороде», которая прозвучит в исполнении балалаечника.
слушание: русская народная музыка «Во саду ли, в огороде»
Муз. рук: Скажите, а как звучала музыка, какой характер музыки?
Верно, музыка звучит весело, задорно, игриво, легко, отрывисто, так и ноги в пляс идут.
А сейчас у нас будет игра,
Узнай инструмент, какой звучит, для тебя?
Если затрещит трещотка - пусть потопают ваши ножки,
А если зазвенит погремушка – то потрите свои ушки.
Ну, а если застучат ложки – громко хлопайте в ладошки.
Всем понятна игра?
Начинаем, детвора!
музыкально – дидактическая игра «Узнай инструмент»
Муз. рук: Как хорошо, что в старину люди умели вслушиваться в звуки природы. Они подарили нам такие удивительные музыкальные инструменты. А раз их придумали и смастерили русские люди, русский народ, то и назвали эти инструменты русскими народными.
Ну а сейчас у нас игра, поиграем детвора!
музыкальная игра: «Оркестр»
дети делятся на три группы (бубны, ложки, коробочки).
1 часть: дети выполняют, под весёлую музыку подскоки, врассыпную.
Затем на музыкальный сигнал находят свои инструменты, своей группы, которые лежат на полу, в обручах.
2 часть: на ударных инструментах играют.
III занятие
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие.
Задачи:
1. развитию музыкальных способностей детей через приобщение к русскому народному искусству на занятиях по слушанию музыки;
2. расширять и закреплять знания о видах оркестров и музыкальных инструментах народного оркестра;
3. формировать навыки исполнительских приёмов, на детских народных инструментах;
4. формировать положительное отношение, интерес к содержанию русской народной музыки.
Музыкальный репертуар:
муз – ритм. движения: «Шаг петушка» «Петербургская кадриль» муз. А. Балобанова
пение: «Бабушка, бабушка, испеки оладушки» муз. Е. Нюкало, сл. А. Кравченко
музыкальная игра: «Оркестр»
Атрибутика: бутафорское дерево, с музыкальными инструментами.
Ход беседы:
Дети входят в музыкальный зал, здороваются. Муз. руководитель предлагает пошагать, но не просто так, а ещё и похлопать в ладоши. За шторкой спрятано бутафорская берёза, на которой висят русские народные инструменты.
муз – ритм. движения: «Шаг петушка» «Петербургская кадриль»
муз. А. Балобанова
Муз. рук: Пока вы весело шагали, шли,
К дереву необычному пришли.
Муз. рук выносит из-за шторы дерево.
Муз. рук: Ребята, посмотрите какое чудо – дерево мы встретили. На нём растут необычные плоды. Все давайте присядем, отдохнём и рассмотрим все повнимательней.
Дети рассаживаются.
Муз. рук: На нём выросли и не фрукты, и не овощи, а что же, интересно?
Точно, это же русские народные инструменты.
А из какого они оркестра?
Правильно, народного оркестра
А кто мне скажет, что такое оркестр?
Молодцы, оркестр - это коллектив музыкантов, которые исполняют музыку на музыкальных инструментах.
А какие вы ещё знаете оркестры?
Точно, симфонический, джазовый, эстрадный, духовой.
А я вам предлагаю, сегодня устроить детский оркестр, а инструменты народные снимем с нашего дерева. Но мы с вами будем не только играть, но ещё и петь, нам знакомую песенку. Давайте мы её послушаем, вспомним, и самое главное определим характер музыки этой песни.
пение: «Бабушка, бабушка, испеки оладушки» муз. Е. Нюкало, сл. А. Кравченко
После прослушивания, дети называют характер музыки, говорят, в каком характере будут петь, и исполнять. Затем, работаем над текстом, мелодией. После чего отрабатываются приёмы игры на ложках (на усмотрения музыкального руководителя).
Муз. рук: Ну, а сейчас пришла пора, поиграть нам детвора!
музыкальная игра: «Оркестр»
дети делятся на три группы (бубны, ложки, коробочки).
1 часть: дети выполняют, под весёлую музыку подскоки, врассыпную.
Затем на музыкальный сигнал находят свои инструменты, своей группы, которые лежат на полу, в обручах.
2 часть: на ударных инструментах играют.
IV занятие
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие.
Задачи:
1. продолжать расширять и закреплять знания о музыкальных инструментах народного оркестра; знакомство с инструментом гармонь, баян;
2. формировать певческий голос и выразительность движений;
3. развивать музыкально-игровые импровизации, ритмическое чувство, моторику рук, динамический слух;
4. Закреплять навыки звукоизвлечения на музыкальных инструментах (ложки, трещотки, гусли, колокольчики);
Музыкальный репертуар:
музыкально – дидактическая игра «Узнай инструмент»
пение: «Бабушка, бабушка, испеки оладушки» муз. Е. Нюкало, сл. А. Кравченко
музыкальная игра: «Оркестр»
Атрибутика: сундук с замками, клубок, музыкальные инструменты.
Ход занятия:
Музыкальный руководитель у музыкального зала, находит размотанный клубок, берёт его в руки.
Ход занятия:
Муз. рук: Ребята, какой – то клубочек я нашла, Он размотанный друзья.
Кто же этот клубок размотал,
Кто же его потерял?
А чтобы нам это узнать,
Нужно его нам смотать.
Открывает дверь, начинает звучать музыка, воспитатель клубок сматывает и все идут за ним, и подходят к небольшому сундуку.
Муз. рук: Мы с вами за клубочком шли,
И к сундуку пришли.
А замков, сколько висит на нём,
И как нам узнать, что же находится в нём?
И постукивает по сундуку.
Голос Сундука: Ой, не надо стучать, вас прошу,
Я вам сейчас, как замки снять, расскажу.
Замок лишь откроется тогда,
Когда вы загадку отгадаете от меня.
Слушайте внимательно,
Отгадывайте всё старательно.
А всего-то три струны
Всех игрою веселит!
Ой, звенит она, звенит,
Ей для музыки нужны.
Кто такая? Отгадай-ка…
Это наша…Балалайка
Звучит звук открывающегося замка с аплодисментами, воспитатель снимает замок.
За обедом суп едят,
К вечеру «заговорят»
Деревянные девчонки,
Музыкальные сестренки.
Поиграй и ты немножко,
На красивых ярких. Ложках
Звучит звук открывающегося замка с аплодисментами, воспитатель снимает замок.
Тараторит, словно тётка.
Называется….Трещотка
Звучит звук открывающегося замка с аплодисментами, воспитатель снимает замок.
Приложил к губам я трубку — полилась по лесу трель,
Инструмент тот очень хрупкий, называется. Свирель
Звучит звук открывающегося замка с аплодисментами, воспитатель снимает замок.
Есть бубенчики на нем, по нему мы громко бьем.
С ним сейчас играть мы будем, дайте в руки звонкий …Бубен
Звучит звук открывающегося замка с аплодисментами, воспитатель снимает замок.
В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь,
Как зовут ее?. Гармонь
Голос сундука: Вот ребята молодцы,
Все замочки сняли вы.
Вы скорее загляните,
Что внутри скорей возьмите.
Дети заглядывают, а там музыкальные инструменты.
Муз. рук: Давайте сундучок с собой возьмём, и сядем на стульчики, и посмотрим, какие там лежат музыкальные инструменты.
Дети садятся, муз. рук достаёт и показывает детям, они называют музыкальный инструмент, проводится игра. А самый последний инструмент – это гармошка или гармонь.
музыкально – дидактическая игра «Узнай инструмент»
Муз. рук: Со всеми русскими народными инструментами познакомились, а про гармошку забыли. Но, это мы сейчас исправим и послушаем гостя. музыканта (имя педагога, из муз. училища, который нам расскажет и поиграет на гармошке или баяне. А люди. которые играют на гармошке – это гармонист, а на баяне – баянист. Встречайте.
Выходит заранее подготовленный музыкант, который играет на этом музыкальном инструменте. Проводит с детьми беседу по слушанию музыки, исполняя разные музыкальные произведения, а дети определяют характер музыки.
Муз. рук: Ну, а сейчас для нашего гостя мы тоже сыграем на музыкальных инструментах. Но не просто сыграем, да ещё споём. А играть будем. Только на ложках. Музыкант, который играет на ложках – это ложкарь, или ансамбль ложкарей.
пение: «Бабушка, бабушка, испеки оладушки» муз. Е. Нюкало, сл. А. Кравченко
на усмотрение музыкального руководителя, детьми разучиваются разные приёмы игры на ложках.
Муз. рук: Ну, а сейчас мы отдохнём,
И ножки свои разомнем.
Выходи честной народ,
Нас игра давно уж ждёт!
музыкальная игра: «Оркестр»
дети делятся на три группы (бубны, ложки, коробочки).
1 часть: дети выполняют, под весёлую музыку подскоки, врассыпную.
Затем на музыкальный сигнал находят свои инструменты, своей группы, которые лежат на полу, в обручах.
2 часть: на ударных инструментах играют.