Аноним
Знакомство с Петриковской росписью как с частью быта Кубанского казачества. Рисование «Виноград»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности в старшей группе.
Тема: «Знакомство с Петриковской росписью,как с частью быта Кубанского казачества. Рисование «Виноград»
Дата проведения занятия:25 марта 2016 года
Группа:старшая
Оборудование: проектор, музыкальное сопровождение.
Демонстрационный материал: презентация. Эскизы Петриковской росписи,лист ватмана, кисти,гуашь,кукла казака.
Публикация «Знакомство с Петриковской росписью как с частью быта Кубанского казачества, Рисование „Виноград“» размещена в разделах
- Виноград
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Кубань
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
Раздаточный материал: ватные тампоны, кисти,гуашь, вода, палитра, альбомные листы на каждого ребенка.
Приоритетная образовательная область: «художественно-эстетическое развитие».
Интеграция образовательных областей:
«познавательное развитие»- расширять знания детей о растительном мире и особенностях их строения. Фомировать знания детей о происхождении Петриковской росписи и области ее бытования на Кубани.
«развитие речи» - развивать умение отгадывать загадки,воспитывать интерес к фольклерным и литературным текстам.
Цель: Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности,культуре родного края, истории Кубани, удовлетворение потребности в самовыражении.
Образовательные задачи
Обучающие:
- продолжать знакомить с изделиями народных промыслов; закреплять и углублять знания о Петриковской росписи;быте и культуре Кубанского казачества.
- учить расписывать листы бумаги элементами Петриковской росписи (листики,ягодки)
- формировать умение использовать способы "примакивания", "тычка" для создания узора;
- закреплять навыки аккуратного рисования красками.
Развивающие:
- развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, ритма, композиции;
- развивать самостоятельность и творческую фантазию.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к искусству, народным традициям;
- воспитывать уважение к труду народных мастеров, интерес к их работе.
- способствовать формированию духовно-нравственных ценностей, национального самосознания и уважения к культурному наследию своих предков.
Предполагаемый результат: дети имеют представление о Петриковской росписи,ее происхождении и сфере бытования в культуре Кубанских казаков. Знакомы с приемами «тычка» и «примакивания»,применяют их во время рисования.
Предварительная работа:
- рассматривание предметов народного промысла;
- знакомство с особенностями элементов узора, с традициями в изображении и сочетании цветов;
- рассматривание изображений традиционного казачьего жилища, казачьей одежды, знакомство с названиями предметов казачьего быта.
- знакомство с фольклором Кубанских Казаков,историей заселения Кубанских земель.
Ход образовательной деятельности.
Педагог:
Стоит не низок –ни высок
Ни страна,не городок,
А прекрасно-веселО
Одно чудное село.
Каждый домик в нем в цветах,
И в смородинных кустах,
По стенам расселись птицы,
А рисуют их девицы…
Нарисовано все ловко!
А село то – Петриковка!
На Кубани нашей тоже
Встретишь много ты похожих
Расписных чудесных хат,
Поглядишь- и будешь рад!
Роспись к нм перенеслась
И чудесно прижилась!
-Ребята,сегодня мы познакомимся с одним моим хорошим другом. (преподаватель достает куклу казака).Его зовут Петр! Как вы думаете. кто он такой (казак)правильно! Его дедушка и бабушка много лет назад приехали к нм на Кубань из Села Петриковка. Они и научили нашего Петю красиво рисовать.
Кукла: - «Приходъ, брате, з диточками, В мене хата з квиточками.»
- Ой,кажется наш Петя говорит что мы могли бы приходить к нему в гости с деточками потому что у него дом с чем? Что такое «квиточки?»(ответы детей)это же цветочки!Кажется он приглашает нас в гости!
Давайте отправимся к нему домой?
А как вы думаете,где же живет наш удалой Казак (в доме)
А ну –ка отгадайте как этот дом называется?
Встала белою лебедкой,
Не машина и не лодка
С крышею,не косовата,
Дом казачий –это (хата).
Давайте чудесным образом перенесемся к нему прямо в его казачью хату. для этого нужно зажмуриться и досчитать до трех.
Дети закрывают глаза,звучит музыка.
Дети открывают глаза,на экране проецируется фотография традиционной хаты где печь и другие предметы украшены Петриковской росписью.
- Ребята,вот мы и попали вгости к казаку Пете!Вы только посмотрите какое удивительное и красивое жилье! Ой,а какими узорами украшены здесь разные вещи.
А ну-ка расскажите,на каких предметах вы видите нарисованные растения и птиц (дети называют предметы быта и мебель украшенные росписью)
Правильно назвали!
Роспись эта называется Петриковской. Как вы думаете почему?
А откуда приехали к нам предки нашего храброго казака? (из села Петриковка)Правильно!Казаки из Села Петриковка Днепропетровской области давным давно переехали жить к нам на Кубань. Потому и зовется такая роспись Петриковской. с тех пор и ну нас на Кубани есть хаты в которых есть вещи украшенные такими красивыми рисунками и узорами. (на экране появляются фотографии предметов быта кубанских казаков с Петриковской росписью)
А какие растения нарисованы на картинках которые мы видим сейчас (картинки сменяют одна другую)А что за птицы перед нами (ответы детей)
А хотели бы и вы научиться так же замечательно рисовать,чтобы мы могли и нашу группу украсить Петриковскими узорами (ответ детей)тогда стоит вернуться обратно.
(Дети закрывают глаза. Снова звучит музыка)
Дети садятся за столы.
Давайте сегодня попробуем нарисовать с вами одно удивительное растение как настоящие Петриковские мастера. А что это –сами отгадайте.
Как гирлянды яркие,
Украшая сад,
Спелые и сладкие
Грозди в ряд висят.
Зреет, наряжается
В красочный наряд.
Каждый догадается
Это –. .(виноград)
Для того чтоб нарисовать сочные виноградные ягодки мы будем пользоаться с вами ни кисточкой. а ватным тампончиком. Когда мы макаем в краску тампон а потом отпечатываем его след на бумаге,это называется «тычок».
(Воспитатель показывает на листе ватмана при помощи куклы казака,дети повторяют).Чтобы нарисовать листочек, мы будем использовать кисточку. которую тоже стоит макнуть в краску и отпечатать на листочке бумаги,чтобы получился след похожий на листочек. Такой прием называется «примакивание».(педагог снова демонстрирует а дети повторяют)
А теперь давайте при помощи наших кистей и тампонов нарисуем красивую виноградную гроздь.
Дети самостоятельно рисуют виноградные кисти. Готовые работы размещаются на ватмане.
Педагог:
- Вот посмотрите,мы тоже украсили белую «стену» в нашей группе красивыми Петриковскими узорами.
Кукла благодарит детей за старание и хвалит рисунки.
- Ребята,мы побывали в гостях у казака и познакомились с Петриковкой росписью. А так же научились с вами рисовать красивый узор при помощи «тычка» и «примакивания».
Ну вот и все. Пора прощаться с нашим новым знакомым.
Проводится рефлексия с использованием игрушки казачка.
- Давайте все встанем в круг,будем передавать Петра по очереди друг другу и каждый сможет поделиться впечатлениями о нашем путешествии и о том что нового он сегодня узнал,что больше всего понравилось и запомнилось. (дети обмениваются впечатлениями)
- Спасибо большое,ждем новых встреч и путешествий вместе с удалым казаком Петром!
Звучит музыка,дети закрывают глаза,куклу убирают.