Елена Редька
Конспект занятия в старшей группе «Традиции и быт кубанского казачества»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе
«Традиции и быт Кубанского казачества»
Цель занятия : Воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего народа.
Словарная работа: глэчик, макитра, рубель, скрыня.
Предварительная работа: рассматривание старых фотографий, альбомов, беседы с детьми.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Традиции и быт кубанского казачества“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кубань
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, недавно мы с вами рассматривали портреты ваших мам и пап, бабушек и дедушек. Они для вас самые родные и близкие, самые дорогие люди.
Скажите, а как можно назвать близких вам людей одним словом?
Дети: Родственники, родычи, предки.
Воспитатель: Правильно, дети. Близкие предки - это ваши мамы и папы, бабушки и дедушки. А дальние предки- это те ваши родственники, которые жили до них. И вот сегодня мы с вами попадём в хату наших дальних-дальних родственников- предков, хату, в которой живёт старинная казачья семья. Но для этого нам надо надеть на голову казачью папаху, повернуться вокруг себя три раза и
сказать : «Время, время-остановись! К нашим предкам повернись!».
Дети надевают казачьи папахи, кружатся вокруг себя три раза и повторяют слова, а воспитатель в это время надевает костюм «казачки».
Казачка : - Здравствуйте, хлопчики и девчата! (низко кланяется). Зовут меня – Антоновна. Я всегда очень рада гостям! Проходите в нашу хату, детки дорогие, чувствуйте себя как дома.
Ребё нок: Антоновна, мы с ребятами очень хотели
Побывать в настоящей кубанской хате, рассмотреть её убранство, узнать как вы живёте, чем занимаетесь.
Казачка : С удовольствием расскажу вам обо всём,
хлопчики и девчата. В казачьих семьях глава семьи - казак. Он работает в поле, добывает пищу для семьи, а самое главное–охраняет границу от врагов. Посмотрите, какой он носит красивый костюм (показывает настоящий казачий костюм). На голове папаха из каракуля, на ногах сапоги. На себя надевает рубаху, брюки, черкеску с двумя рядами газырей для хранения патронов. Зимой на плечи накидывает теплую бурку. Кинжал и сабля подвешивается с поясу казака.
Его жена, казачка, занимается дома по хозяйству. С утра ей надо сходить к колодцу, принести воды на коромысле, что бы можно было постирать грязную одежду (предлагает детям подержать коромысло на плечах).
А белье я глажу вот этим предметом. Называется он рубель. Видите, какой он ребристый. На каталку наматываю мятое полотенце и с силой провожу по нему рубелем несколько раз (показывает). Белье получается гладким и пахучим (предоставляет детям возможность попробовать погладить таким образом мятое полотенце, просит повторить название «утюга» - рубель).
Казачка : Очень любим мы, казачки, украшать свою одежду вышивкой и кружевом. Посмотрите вокруг и скажите, какие предметы в моем доме украшены вышивкой?
Дети: полотенце и занавески на окне, покрывало на кровати.
Казачка : Правильно. А какие предметы украшены кружевом?
Дети: скатерть, полотенце, салфетки, подзор на кровать.
Казачка : Молодцы и умницы! (подводит детей к столу). Для приготовления еды у меня вот такой чугун. Он тяжелый, чугунный. Но зато каша в нем вкусная, пальчики оближешь. Молоко я храню в глиняной посуде, которая называется глэчик. Молоко в нем долго не прокисает. Тесто я замешиваю в макитре – большом глиняном горшке. Ну а чаем угощаю, конечно, из самовара. Запомнили название моей посуды? (воспитатель проводит работу со словарными словами).
Вот и сегодня я замесила тесто…
Воспитатель: Антоновна, наши дети знают о казаках поговорки.
Казачка : Какие же, расскажите.
Дети: Конь казаку лучший друг.
Учи лебедя плавать, а казачьего сына на коня садиться.
Казак сам не ест, а коня накормит.
Воспитатель: А еще, мы знаем много кубанских традиций.
Казачка : Правда, же? А какие?
Дети: Казаки гостей встречают хлебом-солью.
На службу молодого казака провожают на коне, в добротной одежде и с оружием.
Стариков казаки уважают, слушают их советы и называют на «Вы».
На казачьих праздниках всегда проходят скачки.
Казачка : Ну и молодцы, просто здорово! Все, о чем вы говорили, можно увидеть на моих фотографиях (подводит детей к стене и показывает старинные фотографии). Здесь мы провожаем одного казака в армию, это свадьба, а это лихие скачки.
Казачка : А вот об одной казачьей традиции вы позабыли. Испокон веков на Кубани любили петь и не только на свадьбах или проводах в армию, но и в поле и за прялкой. А какие веселые посиделки проходят у нас в праздники?
А теперь, хлопчики и девчата, подходите-ка к моей скрыне, так на Кубани называют сундук. Как вы думаете, что я храню в нем?
Дети: Наверное, одежду.
Казачка : Совершенно верно нарядную одежду, а так же веночки, бусы, пояса, вышитые рубахи. Примерьте-ка, может и вам понравится одеваться по-казачьи?
Теперь вы настоящие казачата.
Засиделась я с вами, а тесто мое уже подошло. Давайте мы сейчас с вами испечем Кубанский хлеб (дети проходят, моют руки, вытирают. Казачка достает из макитры тесто соленое и раздает маленькими кусками детям).
Казачка : Чтобы испечь вкусный каравай, надо в него душу вложить, любовь свою отдать (дети месят, затем собирают в один общий каравай, выкладывают на сковороду и отправляют в печь)
Казачка : А пока хлеб печется, давайте вспомним то, о чем я сегодня вам рассказывала.
Как называется глиняный горшок?
Дети: глэчик
Казачка : А для теста?
Дети: макитра
Казачка : А чем гладит казачка белье, как называется этот «утюг»?
Дети: Рубель
Казачка : Ну, молодцы, настоящие казачата. Ох, как пахнет хлеб он, наверное, уже готов? (воспитатель достает хлеб, перекладывает его на полотенце).
Казачата, какой хлеб получился. Понюхайте, как пахнет. Это от того,что мы в него душу вложили. На прощание я хочу подарить этот хлеб вам с собой в дорогу. В добрый путь! И никогда не забывайте своих предков.