Татьяна Татаринкова
Знакомство с миром экономической действительности дошкольников с ОНР посредством игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Знакомство с миром экономической действительности дошкольников с общим недоразвитием речи посредствам игровой деятельности»
Приобщение ребёнка к миру экономической действительности - одна из сложных и в то же время важных проблем. Сегодня – это предмет специальных исследований в дошкольной педагогике.
Работая с дошкольниками, стало очевидно, что экономическая информация, которой овладевают дети самостоятельно, на житейском, часто искаженном уровне, обязательно требует объяснений, вмешательства взрослого. Дошкольник познает, прежде всего, азы семейной экономики, поскольку именно в семье он делает свои первые шаги в мир экономической действительности, получает о ней первые представления.
Публикация «Знакомство с миром экономической действительности дошкольников с ОНР посредством игровой деятельности» размещена в разделах
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
Именно поэтому проблема формирования экономических представлений актуальна для дошкольной педагогики и психологии. Современная социально-экономическая ситуация создает не совсем благоприятные условия для нравственного развития подрастающего поколения.
В настоящее время возникли новые ценности, прежние утратились, по- иному воспринимается жизнедеятельность общества. Дошкольник приходит в сегодняшнюю жизнь равноправным членом, которому предстоит ее совершенствовать. Ему проще, над ним не тяготеют прежние знания, но ему и сложнее – он еще не знает, как в этой жизни реализовать себя. Он и очень счастливый потому, что ему предстоит еще так много познать.
Независимо от того, занимается дошкольное учреждение экономическим воспитанием или нет, наш маленький согражданин черпает некоторую информацию об экономике из окружающего мира, но она остается лишь информацией, а задача воспитателя и родителей сделать ее инструментом для использования.
«Экономическая жизнь общества, в котором мы живем, многообразна. Приобщение детей к миру экономической действительности, ставит своей задачей не охватить все ее стороны, а более глубоко рассмотреть лишь те ее аспекты, которые затрагивают жизненный опыт ребенка», советует автор учебно-методического пособия Шатова А. Д. [23, 4]. Работая с детьми, мы видим, что многие стороны нашей жизни настоятельно требуют объяснений, особенно те, которые вызывают у ребенка животрепещущий интерес. К примеру – деньги, богатство, бедность, процессы купли-продажи, обмена; почему трудно и невозможно купить сразу все, что хочется.
По утверждению А. Д. Шатовой, воспитать ребенка социально-адаптированной личностью, умеющей ценить результаты труда взрослых, особенно близких ему людей, непосредственно проявляющих заботу о нём, ценить блага детства и быть разумным потребителем этих благ, не просто [23,3]. Нам, педагогам, понятно, что потребуется много усилий для этого не только от воспитателей, но и от родителей, от всех воспитывающих ребенка взрослых.
Очевидно, что в условиях низкого уровня общей и экономической культуры общества, дефицита экономической грамотности, это может привести к моральному кризису, ломке ценностных ориентиров уже в детском возрасте.
Закономерно, что в последние десятилетия отечественная наука и практика обратилась к изучению роли экономики в формировании личности. Разработаны теоретические основы, содержание, формы и методы экономического образования и воспитания подрастающего поколения. Продолжается исследование взаимосвязи экономического образования с другими сторонами воспитания, в частности нравственным, трудовым и умственным.
Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью повышать уровень формирования экономических представлений у старших дошкольников и недостаточно разработанной концепцией экономического образования детей, начиная с дошкольного возраста.
Проблема экономического образования и воспитания стала предметом исследования применительно к детям дошкольного возраста. Ведущая педагогическая идея заключается в определении путей повышения эффективности процесса формирования экономических представлений через обогащение различных видов деятельности экономическим содержанием, разработке педагогических условий, средств, форм и методов, способствующих формированию представлений у старших дошкольников с ОНР.
Теоретико-методологической основой являются положения и идеи научных трудов и программно-методических документов для дошкольных учреждений. В классической педагогике идея экономического образования рассматривалась в общей системе содержания образования, начиная с дошкольного возраста, а в последнее десятилетие она изучается особенно интенсивно.
Особого внимания заслуживают авторская программа «Дошкольник и … экономика» А. Д. Шатовой [19,195-199], её учебно-методическое пособие «Экономическое воспитание дошкольников» [19,3-196]. В них раскрыта логика, доступная детям 5-6 лет содержания знаний, предоставлен ценный практический материал, адресованный широкому кругу читателей: воспитателям, родителям, всем, кто интересуется новыми направлениями содержания современного образования.
Очень интересен в применении с детьми «цикл учебных ситуаций» Е. А. Курак «Экономическое воспитание дошкольников» [9,3-165] Она предлагает отказаться от традиционных занятий, а использовать в виде циклов. Это автор объясняет особенностью возраста, отсутствием в дошкольном возрасте реальной экономической действительности.
А. А. Смоленцева – автор пособия «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику…» [14,168] предлагает оригинальную методику экономического воспитания дошкольников, реализуемую через обогащение привычных видов детской деятельности экономическим содержанием.
Изучение и использование разных рекомендаций и методик даёт нам возможность придать обучению интегрированный, развивающий характер, обеспечить максимальную активность детей в процессе познания, развить у них интерес к экономическим знаниям, сделав их более доступными и понятными. Насыщение жизни дошкольника элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них реального экономического мышления, что делает этот процесс более осознанным и динамичным.
В настоящее время в связи с переходом России к рынку значительно повышаются требования к уровню экономической грамотности, как взрослых, так и детей. Для того, чтобы ребенок в школе хорошо разбирался в сложнейших экономических понятиях, начинать работать в этом направлении нужно с 5-6 -летнего возраста в тесном сотрудничестве с родителями. Суть подхода к экономическому образованию дошкольника не в организации специального обучения экономике, а в обогащении различных видов детской деятельности экономическим содержанием.
Цель экономического воспитания - раскрыть ребенку окружающий его предметный мир, как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры и в процессе познания научить соответствующим формам поведения; формирование у детей доступных экономических понятий, воспитание с детских лет сознательного пользователя всем, что предоставляется детям для счастливого детства. Воспитание уважения к тем, кто проявляет заботу о них.
Новизна состоит также в разработке технологии формирования экономических представлений у старших дошкольников с ОНР через обогащение разнообразных видов деятельности экономическим содержанием, в комбинации элементов известных методик и технологий.
Учитывая то, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление и основной вид деятельности - игра, всю работу нужно было выстроить в игровой форме.
Роль воспитателя в формировании экономических представлений трудна и значительна, требует постоянного пополнения собственных экономических знаний и сил.
От педагога требуется во-первых: осторожность, учет возрастных особенностей дошкольников, а также обязательное условие – проявление творчества и изобретательности; во-вторых: педагог, работая с детьми должен чё тко представлять: какие цели мы ставим перед детьми по экономическому воспитанию; что за задачи нам предстоит решать, какими методами и приемами мы будем пользоваться,- и конечно же предвидеть конечный результат.
Мы считаем, что доминирующим фактором по экономическому воспитанию является общение педагога с ребенком, их совместная деятельность. Работа воспитателя трудна требует постоянного пополнения собственных экономических знаний, настойчивости и сил, а также способности пользоваться властью, не проявляя авторитарности, создавать атмосферу подлинного сотрудничества и партнерских отношений.
Процесс формирования экономических представлений у детей целесообразно реализовать через различные формы его организации. Их разнообразие позволяет проявлять нам творчество, индивидуальность, сделать процесс познания экономики интересным, доступным. Поэтому приоритет в своей работе отдаем играм, комплексно-тематическим занятиям, вечерам досуга, развлечениям, КВН.
Игра – основная форма обучения, через неё ребёнок осваивает и познаёт мир.
В дидактических играх - уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, о терминах.
Комплексно-тематические занятия, одна из форм познавательно- игровой деятельности. На них экономическим содержанием обогащаются занятия по математике, экологии, ознакомлению с социальным и предметным миром.
Развлечения, вечера досуга. Это и весёлая игра, и серьёзная работа, требующая и внимания и сосредоточенности.
Для успешного усвоения экономических знаний в работе с детьми используем самые разнообразные методы, приемы и средства обучения: чтение художественной литературы с экономическим содержанием, пословицы, поговорки, решение проблемных ситуаций, логических и арифметических задач, задач шуток и другие.
Знакомство с миром экономики не только приближает ребенка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формирует у него деловые качества личности, умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.
Изучение и использование разных рекомендаций и методик даёт нам возможность придать обучению интегрированный, развивающий характер, обеспечить максимальную активность детей. Обучать детей основам экономической культуры необходимо, чтобы не упустить колоссальный потенциал в развитии ребенка, чтобы помочь ему вырасти человеком, ведущим ответственный, активный образ жизни. Будущее будет отличаться от настоящего времени, но уже сегодня нужно закладывать те основы экономических знаний, которыми можно будет воспользоваться в будущем.
Библиографический список
1. Галкина Л. Н. Формирование элементарных экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста. – Челябинск, 1999.
2. Галущенская Ю. О. Воспитание ценностного отношения к старосте у детей дошкольного возраста. – Екатеринбург, 1998.
3. Дробышева Т. В. Я, моя семья и общество, в котором мы живем. (программа). Москва, 2001.
4. Емельянова Г. М. Детский экономический словарь. – Москва, 1997.
5. Казакова Н. В. Мы любим рекламу// Обруч. – 1999, №1.
6. Кларина Л. М. Экономика и экология для малышей. – Москва, 1994.
7. Кларина Л. М. Уроки гнома-эконома и феи экологии. – Москва, 1995.
8. Котюсова М. И. Экономика в сказках и играх. - Н. Новгород, 1994.
9. Курак Е. А. Экономическое воспитание дошкольников. – Москва, 2002.
10. Липсиц И. В. Удивительные приключения в стране «Экономика». – Москва, 1992.
11. Липсиц И. В. Раскрывая тайны экономики. – Москва, 1994.
12. Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей. – Минск, 1978.
13. Романова Н. И. Экономическая игротека. – Москва, 1997.
14. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики. - С. -Петербург, 2001.
15. Смоленцева А. А. Экономическое воспитание дошкольника : Методические рекомендации. - Н. Новгород, 1999.
16. Смоленцева А. А. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. - Н. Новгород, 1999.
17. Успенский Э. Бизнес крокодила Гена. – Москва, 1994.
18. Шатова А. Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание?// Дошкольное воспитание. – 1989, №1. – 1994, №8.
19. Шатова А. Д. Дошкольник и … экономика : Программа. – Москва, 1996.
20. Шатова А. Д. Формирование экономических знаний у дошкольников в игре. – Москва, 1996.
21. Шатова А. Д. Некоторые аспекты методики экономического воспитания дошкольников// Дошкольное воспитание : традиции и современность. – Москва, 1996, вып. 3
22. Шатова А. Д. Деньги. – Москва, 2003.
23. Шведова И. Ф. Экономическая азбука для детей и взрослых. – Москва, 1992, выпуск 1.
24. Я познаю мир. Экономика. – Москва, 1996.