Кызынгашева Венера
Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с нарушением интеллекта как психолого-педагогическая проблема
▼ Скачать + Заказать документы
Проблемы семьи, имеющей ребенка с нарушением интеллекта, проявляются в различных сферах ее жизни. В истории развития человечества взаимоотношения семьи и общества прошли путь от диктата социума, предписывающего избавляться от неполноценных младенцев, до понимания необходимости оказания помощи и поддержки таким семьям. Ситуация проблемности возникает в семье с момента рождения в ней ребенка с интеллектуальными нарушениями и проявляется как отношение социума к дефекту. В эти отношения включаются и близкие ребенка (родители, другие члены семьи, опекуны). Рождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья всегда тяжелый психологический стресс для родителей. Неблагоприятная динамика нарушений в развитии у детей оказывает сильное деформирующее воздействие на психику родителей, так как они находятся в длительно действующей психотравмирующей ситуации. Как следствие у них, формируются личностные нарушения, проявляющиеся в разных эмоциональных состояниях и реакциях, в эмоциональной неустойчивости родителей. Понять ребенка, получить поддержку от других родителей и специалистов, выбрать наиболее эффективный путь развития такого ребенка, в сотрудничестве с дошкольной образовательной организацией возможно в рамках организации психолого-педагогического сопровождения семьи.
Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с нарушением интеллекта как психолого-педагогическая проблема» размещена в разделах
Целью психолого-педагогического сопровождения является создание социально-педагогической среды для максимального личностного развития и успешного обучения ребёнка с нарушением интеллекта.
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие воспитателей по вопросу психолого-педагогического сопровождения дошкольной образовательной организацией семьи ребенка с нарушением интеллекта.
Исходя, из актуальности проблемы взаимодействия семьи и дошкольного учреждения возникли противоречия между необходимостью психологической помощи детям и не готовности семьи участвовать в этом процессе; между стремлением дошкольной образовательной организацией, создать благоприятные условия для обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта и низкой потребностью родителей стать полноправными участниками этого процесса.
Оказание помощи детям и родителям, воспитывающем ребенка с отклонениями в развитии, в отечественной науке является не новой проблемой. Еще в ХIХ веке психологи (В. М. Бехтерев, С. С. Корсаков, И. В. Маляревский и др.) говорили о благотворном влиянии родителей на состояние больного ребенка. Но, к сожалению, к середине ХХ столетия эти гуманистические подходы были в значительной степени утеряны. В настоящее время становится актуальным поиск новых путей и форм помощи таким родителям, через организацию психолого-педагогического сопровождения.
Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с нарушением интеллекта как психолого-педагогическая проблема
В современной педагогике и психологии все большее значение приобретает понятие «сопровождение», рассматриваемое в контексте гуманистического подхода. Его использование продиктовано необходимостью интеграции процессов обеспечения, поддержки, защиты, помощи, а также для того, чтобы подчеркнуть самостоятельность субъекта в принятии решений.
Впервые термин «сопровождение» предложен в работах Г. Бардиер, Н. Розман, Т. Чередниковой. Особую популярность понятие сопровождение приобрело в последние годы. Многие используют близкие по смыслу слова, например, содействие, взаимодействие.
В словаре русского языка С. И. Ожегова «сопровождение» трактуется следующим образом – следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь
М. И. Губанова рассматривает сопровождение как помощь, обеспечение, защиту, где одной из основной из составляющих выступает педагогическая поддержка. Поддержка и сопровождение могут рассматриваться как взаимопереходящие парадигмы педагогической деятельности, необходимые человеку на разных этапах его жизни
Битянова М. Р. рассматривает психолого-педагогическое сопровождение как проектирование образовательной среды, исходящее из общегуманистического подхода к необходимости максимального раскрытия возможностей и личностного потенциала ребенка (создания условий для максимально успешного обучения данного конкретного ребенка, опираясь на возрастные нормативы развития, основные новообразования возраста как критерии адекватности образовательных воздействий, в логике собственного развития ребенка, приоритетности его потребностей, целей и ценностей [3].
Таким образом, исследование этимологии понятия «сопровождение» позволяет сделать вывод:
- оно рассматривается как совместные действия (система, процесс, виды деятельности) людей по отношению друг к другу в их социальном окружении;
- предполагает взаимодействие различных субъектов, которые могут находиться как в субъектно-объектных, так и в субъектно-субъектных отношениях;
- более того, сопровождение включает условно три компонента, не только субъектов-путников и сопровождающего, но и путь, который они проходят вместе;
- это, прежде всего, совместимость, на это указывает приставка «со» и смысл слова.
Сущностной характеристикой сопровождения является создание условий для перехода, сопровождаемого от помощи к самопомощи. Условно можно сказать, что в процессе сопровождения педагог создает условия и оказывает необходимую и достаточную (но ни в коем случае не избыточную) поддержку для перехода от позиции «Я не могу» к позиции «Я могу сам справляться со своими жизненными трудностями».
Ряд ученых, О. С. Газман [13], Н. П. Михайлова, Н. С. Юсфин [51] и др., основываясь на практике, разработали теорию педагогической поддержки и заботы, что по своему смыслу равнозначно понятию «сопровождение». В трудах этих ученых показано, что педагогическое сопровождение относится к культуре образования, базирующейся на внутренней свободе, творчестве и гуманизме взаимоотношений взрослого и ребенка, т. е. педагогическое сопровождение развивается не в ролевых иерархических функциях, в которых возможно «воздействие», а во взаимодействии. Педагогическое сопровождение характеризуется специально организуемыми процессами взаимодействия.
Более широким является понятие «психолого-педагогаическое сопровождение», которое сопряжено с широким кругом социально-психологических, социально-педагогических и психолого-педагогических явлений (педагогическая помощь, психолого-педагогическая поддержка, социальная фасилитизация и др.) В научной литературе указанное понятие рассматривается как:
- помощь ребенку в его личностном росте, установки на эмпатийное понимание ученика, на открытое общение (И. О. Карелина, Н. Л. Коновалова, Н. Г. Осухова, В. И. Слободчиков, Ф. М. Фрумин и др.);
- система деятельности педагога, направленная на приобщение ребенка к социально-культурным и нравственным ценностям, на которые он опирается в процессе самореализации и саморазвития (В. А. Айрапетова, А. В. Мудрик, Т. Г. Яничева и др.);
- сфера деятельности педагога, ориентированная на взаимодействие с ребенком в процессе оказания ему поддержки в становлении личностного роста, принятии решения об избираемой деятельности и самоутверждения в ней (М. И. Губанова, Л. Г. Тарита и др.);
- поддержка и развитие субъектности личности (Е. В. Бондаревская, А. А. Золотарев, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.);
- направление деятельности педагога в сфере социально-профессионального самоопределения молодежи (Ю. В. Слюсарев, И. И. Хасанова и др.).
Несколько иную точку зрения представила Л. Г. Субботина, которая психолого-педагогическое сопровождение рассматривает как целостный и непрерывный процесс изучения личности ребенка, ее формирования, создания условий для самореализации во всех сферах деятельности, адаптации в социуме на всех возрастных этапах обучения, осуществляемый всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса в ситуациях взаимодействия].
Сущность понятия «психолого-педагогическое сопровождение» раскрывали О. Н. Ошкина, И. В. Паршина, которые в статье «Психолого-педагогическое сопровождение семьи как субъекта образовательного процесса ДОУ» рассматривают психолого-педагогическое сопровождение семьи как создание условий профессионалами дошкольной образовательной организации, направленных на оказание превентивной и оперативной помощи родителям в решении их индивидуальных проблем, на развитие родительской компетентности. Общение педагогов с родителями всегда актуально для детских садов. Сотрудничество воспитателей и родителей помогает лучше узнать ребёнка, а, узнав, направить общие усилия на его развитие. Взаимодействие воспитывающих взрослых позитивно отражается на физическом, психическом и социальном здоровье ребенка
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение в рамках данного исследования рассматривается как система выстраивания реального взаимодействия в процессе обучения и воспитания между дошкольной образовательной организацией и семьей, имеющей ребенка с нарушением интеллекта, с целью оказания ему и его родителям психологической помощи по развитию собственных сил для преодоления возникающих на его пути трудностей и препятствий различного характера, то есть успешного освоения образовательных и бытовых ситуаций в ходе процессов обучения и социализации.
Проблема психолого-педагогического сопровождения рассматривалась в различных аспектах многими учеными, как зарубежными, так и отечественными.
Обращение к зарубежным (А. Адлер. А. Бандура, Л. Берковитц, Т. Гордон, Р. Дрейкус, X. Джайнотт, Дж. Е. Симпсон, К. Стейнер и др.) и отечественным (М. О. Ермихина, М. Ю. Колпакова, И. М. Марковская, Р. В. Овчарова, О. Е. Смирнова. А. С. Спиваковская, Е. А. Тетерлева и др.) исследованиям свидетельствует, что задача психолого-педагогического сопровождения семьи решается преимущественно посредством организации процесса обучения родителей.
В зарубежной психологии и педагогике в качестве эффективной формы обучения и решения психологических проблем родителей в системе психолого-педагогического сопровождения зарекомендовали себя родительские группы (А. Адлер, Т. Гордон. Р. Дрейкус, X. Джайнотг и др.). Необходимость обращения к работе с родителями первоначально возникла в практике консультирования детского развития в рамках психодинамического подхода.
Основатели данного направления, подчеркивая особое значение раннего опыта взаимодействия родителей с детьми (Д. Адорно, Дж. Боулби, С. Холл, А. Фрейд, К. Хорни, В. Шутц, Э. Эриксон, М. Эйнсворт и др., обозначают необходимость обучения родителей качеству ухода, гуманному отношению к детям в раннем возрасте, навыкам саморегуляции. Обучение родителей призвано расширить сферу осознаваемого, сформировать позитивные отношения с ребенком и «вырастить в родителе психотерапевтическую позицию».
Большинство отечественных ученых, разделяя положения гуманистической психологии, считают, что, рассматривая систему психолого-педагогического сопровождения семей в условиях образовательной организации считают, что в основу обучающих программ для родителей должны быть заложены гуманистические принципы, а также идеи М. М. Бахтина о диалогической природе человеческого общения, человеческой личности. В основу новой методологии психологического знания предлагается положить диалогический принцип и метод, который основывается на концепции интерсубъективности психической организации и контекстуального понимания детерминации человеческого поведения (А. А. Бодалев, Т. А. Флоренская и др.). Именно диалог определяет психологическое ядро организации «личностно-развивающей» стратегии воздействия (М. Ю. Колпакова, Л. А. Петровская, О. Е. Смирнова, А У. Хараш и др.).
Диалог при своем конкретном практическом воплощении создает оптимальный психологический режим для полноценных и открытых взаимоотношений между людьми, с его помощью запускаются самые глубинные и интимные механизмы психического, которые обеспечивают возможность здорового личностного развития и саморазвития человека (Г. А. Ковалев, А. Ф. Кольев, Е. А. Тетерлева и др.).
Психолого-педагогическое сопровождение организуется на основании ряда принципов. Н. А. Варжавинова в статье «Программа психосоциального сопровождения семей с детьми, имеющими особенности в развитии «Шаг в мир»» отмечает, что методологическими принципами психолого-педагогического сопровождения в условиях специальной (коррекционной) дошкольной образовательной организации являются [8] :
1) Комплексное изучение развития психики ребенка предполагает вскрытие глубоких внутренних причин и механизмов возникновения того или иного отклонения. Осуществляется группой специалистов: врач, педагог дефектолог, логопед, педагог-психолог, социальный педагог.
2) Системный подход предполагает анализ результатов психической деятельности воспитанника, имеющего нарушение интеллекта на каждом этапе развития. Очень важно, чтобы были выявлены не только явления негативного характера, но и сохранные функции и положительные стороны личности, которые составят основу для коррекционно-развивающих мероприятий.
3) Динамический подход предполагает прослеживание изменений, которые происходят в процессе развития ребенка с нарушением интеллекта, а также учет его возрастных особенностей (ведение мониторинга).
4) Выявление и учет потенциальных возможностей ребенка – этот принцип опирается на теоретическое положение Л. С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития. Эти возможности выявляются в процессе сотрудничества воспитанника со взрослым при усвоении им новых способов действий.
5) Принцип единства диагностической и коррекционной помощи необходим при составлении индивидуального маршрута психолого-педагогического сопровождения воспитанника.
6) Система психолого-педагогического сопровождения воспитанников в условиях специальной (коррекционной) дошкольной образовательной организации отражает базовые принципы, этапы, технологии и методы совместной деятельности педагога, воспитателя, психолога и других специалистов.
7) Психолого-педагогическое сопровождение – это непрерывный процесс поддержки силами всех специалистов, которое включает комплекс мероприятий: диагностика, определения прогноза психического развития и оценка потенциальных возможностей ребенка.
Как и любой процесс психолого-педагогическое сопровождение имеет структурные компоненты. Рассмотрим структуру и базовые компоненты психолого-педагогического сопровождения. Исследованиями С. В. Алехиной, М. М. Семаго психолого-педагогическое сопровождение как процесс – целостная деятельность всех субъектов образовательного процесса будет определяться следующими тремя основными взаимосвязанными компонентами
1. систематическим отслеживанием психолого-педагогического статуса ребенка, динамики его психического развития в процессе обучения;
2. созданием социально-психологических условий для развития личности каждого ребенка, успешности его обучения;
3. созданием специальных социально-психологических и образовательных условий для сопровождения и помощи в обучении и развитии детей с особыми образовательными потребностями.
В соответствии с этими компонентами процесса сопровождения определяются конкретные формы и содержание работы специалистов сопровождения : комплексная диагностика, развивающая и коррекционная деятельность, консультирование и просвещение педагогов, родителей, других участников образовательного процесса, деятельность по определению и корректировке компонентов индивидуальной образовательной программы (в структуре реализации индивидуального образовательного маршрута). Каждое направление включается в единый процесс сопровождения, обретая свою специфику, конкретное содержательное наполнение.
Подводя итог анализу исследований такого феномена, как психолого-педагогическое сопровождение, можем сделать вывод: понятие «психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с нарушением интеллекта» отражает сложную систему выстраивания профессионалом-педагогом реального взаимодействия с ребенком и его семьей в процессе обучения и воспитания, с целью оказания ему и его родителям психологической помощи по развитию собственных сил для преодоления возникающих на его пути трудностей и препятствий различного характера, то есть успешного освоения образовательных и бытовых ситуаций в ходе процессов обучения и социализации. В структуру психолого-педагогического сопровождения включается система взаимосвязанных компонентов (систематическим отслеживанием психолого-педагогического статуса ребенка, динамики его психического развития в процессе обучения; созданием социально-психологических условий для развития личности каждого ребенка, успешности его обучения; созданием специальных социально-психологических и образовательных условий для сопровождения и помощи в обучении и развитии детей с особыми образовательными потребностями, которые определяют направления работы дошкольной образовательной организации и семьи ребенка с нарушением интеллекта.