Павлова Елена
Психолого-педагогическая характеристика дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Психолого-педагогическая характеристика
ФИО ребенка
Наименование учреждения:
Дата рождения:
Адрес регистрации ребенка и фактического проживания:
Дата поступления в образовательное учреждение:
В настоящее время обучается в образовательной организации по основной образовательной программе дошкольного образования.
На предыдущих заседаниях ЦПМПК не рассматривался.
Мать:
Публикация «Психолого-педагогическая характеристика дошкольника» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Ребенок проживает в полной семье. Со стороны родителей окружен вниманием и заботой. Взаимоотношения в семье положительные. Социально-бытовые условия хорошие. Рожден от второй беременности. Беременность протекала с осложнениями. Опрятный и аккуратный ребенок. Поведение соответствует возрастному развитию. Психомоторное развитие в пределах нормы. По внешнему виду соответствует возрасту и не отличается от сверстников.
Ребенок быстро утомляется. На контакт со сверстниками и взрослыми идет легко, но имеет сложности в общении из-за плохо развитой речи, использует невербальные средства общения.
Для диагностики особенностей восприятия были использованы следующие методики «Чего не хватает на этих рисунках» (Р. С Немов, 6 баллов, «Узнай кто это»(6 баллов). Это говорит о том, что у ребенка тактильное, слуховое и зрительное восприятие соответствует возрасту.
Неспособен длительно сосредотачиваться, но старателен. У ребенка наблюдаются выраженные недостатки процессов восприятия, снижена активность мыслительных процессов.
Испытывает незначительные затруднения при переключении с одного вида деятельности на другой (Методика «Найди и вычеркни» (3 балла- продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая).
Объем памяти в пределах возрастной нормы (методика «Корректурная проба» (320 знаков). Неспособен длительно сосредотачиваться на каком-либо деле, преобладает непроизвольное внимание.
При изучения памяти ребенку были предоставлены две методики «Составление картинки по памяти из кусочков», а также «10 слов» (А. Р. Лурия). Быстрее и лучше справился с первым заданием. Из этого можно сделать вывод, что у ребенка преобладающим видом памяти является зрительная.
Работоспособность низкая. Ребенок утомляем, истощаем, рассеян на занятиях, иногда неусидчив. Наблюдаются резкие колебания работоспособности на протяжении всего занятия; темп работы замедлен.
Выполняя задания направленные на диагностику мышления «Раздели на группы» (4 балла, «Что здесь лишнее» (4 балла, показал средние результаты, это говорит о том, что умственные операции анализа и обобщения у ребенка в пределах возрастной нормы. Целостный образ предмета сформирован, разрезные картинки собирает самостоятельно, легко, с интересом.
Понимает суть пространственных отношений (слева, справа, впереди, сзади, вверху, внизу). На занятиях быстро утомляется. Из-за этого у мальчика наблюдаются ошибки при выполнении заданий, хотя в основном преобладает позитивное настроение.
Общая и мелкая моторика нарушена. Двигательные умения связанные с самообслуживанием, соответствуют возрасту. Ведущая рука - правая. Словесные инструкции при выполнении поручений выполняет самостоятельно, просит о помощи у взрослого.
Ведущим видом деятельности являются предметно-манипулятивные игры. Игры носят однообразный характер, мальчик предпочитает играть в одиночку.
У ребенка частично сформированы представления об окружающем мире, о самом себе, есть понимание родственных связей. Ориентируется в окружающем мире, но имеет недостаточно точные доступные возрасту представления о нем.
Наблюдается легкая степень двигательных расстройств. В не привычных ситуациях наблюдаются патологические позы и положения, имеются нарушения походки, неловкость в движениях. Снижена мышечная сила, имеются недостатки мелкой моторики. Воспитанник имеет низкий уровень сформированности навыков изобразительной деятельности, проявляет интерес к занятиям конструирования.
Состояние речи ребенка: речь окружающих понимает на уровне бытовой лексики. Недостаточно сформирована номинативная сторона речи (понимание существительных, узнавание предметов по описанию, понимание действий, признаков, пространственных наречий, показало недостаточную сформированность. Обследование понимания предложений (понимание инверсионных конструкций, выбор подходящего слова, исправление предложений, понимание сравнительных конструкций); грамматических форм (понимание форм единственного и множественного числа существительных, понимание отношений, выраженных предлогами) позволяет сделать вывод, что импрессивная сторона речи сформирована недостаточно.
Пассивный и активный словари характеризуются бедностью, не соответствуют возрасту. Активный словарный запас ограничен ( затрудняется в названии действий животных: кто как передвигается, названии детенышей). Затрудняется точно формулировать название действия людей (врач – «таблетки дает»). Имеющиеся в активном словаре слова: односложные, двусложные. Наблюдается неточное употребление многих обиходных слов, замены слов по различным признакам (смешения по признакам внешнего сходства, по функциональному назначению). Речь невнятная.
Артикуляционный аппарат: губы и язык малоподвижны, прикус не изменен, страдает объем и точность выполняемых движений. У ребенка недостаточно развита речевая моторика.
Фонематические процессы, навыки звукового анализа и синтеза не сформированы. Отсутствуют звуки [Р], [Л] и их мягкие пары, искажение [Ж], [Ш], [С], [Ч]. Пример: работа – «абота»,корова – «каова», кролик – «коик», гриб – «иб», сумка – «щумка», синий – «щиний», машина – «мащина», школа – «кола», шорты – «щёты».
Изолированно произносит правильно следующие группы звуков: губно-губные (Б – Б', П - П', М – М'); губно-зубные (В – В', Ф – Ф'); язычно-зубные (Д – Д', Т – Т', Н – Н'); язычно – нёбные (Г –Г', К – К', Х –Х'); гласные (А, О, У, И, Ы, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается смазанность речи и «проглатывание» звуков. Не различает в произношении близкие по звучанию мягкие – твёрдые, звонкие – глухие, а также звуки С - Ш, З - Ж, ТЬ - Ч, СЬ – Щ, Л – Р.
Искажает слоговую структуру и звуконаполняемость слов,отмечаются пропуски слогов (футболка – «бока», шоколадка – «каватка»). Затрудняется в воспроизведении ряда слов, близких по звучанию (КОТ – КИТ – ТОК, ДОМ – КОМ - ТОМ и т. д.) Навык словообразования не сформирован.
Затрудняется пересказывать текст, но использует помощь педагога,активно задает вопросы. При этом нарушен грамматический строй. Наличие аграмматизмов и лексической недостаточности в связной речи. Федор пользуется только простыми предложениями, состоящими из двух, трёх слов. Наблюдается грубое недоразвитие связной речи. Высказывания интонационно маловыразительны.
Допускает ошибки обусловленные недостаточной сформированностью лексико-грамматической стороны речи: при словоизменении слов существительных по падежам (книжек – «книзьков», образовании форм родительного падежа множественного числа существительных, в употреблении предлогов, согласовании числительных с существительными. Неправильно образовывает уменьшительные формы существительного (стулья - «щтулки»). В речи присутствуют аграмматизмы. Допускает ошибки в словоизменении, согласовании частей речи в построении предложений. Испытывает трудности в построении правильных грамматических конструкций при самостоятельном рассказе.
Недостаточная сформированность связной речи проявляется в нарушениях смыслового программирования и языкового оформления высказываний, что выражается в пропусках существенных смысловых элементов сюжетной линии, фрагментарности изложения, невозможности четкого построения целостной композиции текста, в бедности и однообразии используемых языковых средств.
Испытывает проблемы с освоением образовательной программы дошкольного образования. По всем образовательным областям имеет низкий уровень овладения.
Заключение педагога-психолога : уровень психолого-педагогического развития ребенка ниже возрастной нормы.
Заключение учителя-логопеда: общее недоразвитие речи (III уровень речевого развития).
Заключение воспитателя: незначительное отставание в развитии
Рекомендации.
Воспитание и обучение по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Занятия с педагогом-психологом по развитию высших психических функций, произвольности психических процессов, мелкой моторики, пространственных представлений, зрительно-моторной координации.
Занятия с учителем-логопедом по коррекции общего недоразвития речи (III уровень речевого развития).
Дата составления характеристики