Татьяна Кузнецова
Конспект занятия «Знакомство с качествами и свойствами песка и глины»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:
Знакомство с качествами и свойствами песка и глины
Возрастная группа: старшая
Направления развития: познавательное, художественно - эстетическое
Приоритетная образовательная область: познавательно – исследовательская деятельность
Технология: ситуация
Тип ситуации: открытие нового знания
Цель: создать условия для формирования у детей интереса к исследовательской деятельности в процессе экспериментирования с песком и глиной
Задачи:
Публикация «Конспект занятия „Знакомство с качествами и свойствами песка и глины“» размещена в разделах
- Глина. Знакомство с глиной
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
Образовательные: 1) познакомить со свойствами песка и глины; 2) формировать умение исследовать свойства природных материалов; 3) учить детей делать выводы, умозаключения;
Развивающие: 1) развивать познавательно – исследовательскую активность через экспериментирование и практическую деятельность; 2) развивать умение отвечать на вопросы полным предложением; 3) развивать творческое воображение при лепке посуды; 4) развивать мелкую моторику рук;
Воспитательные: воспитывать доброжелательность и взаимовыручку, трудолюбие и аккуратность
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: глиняная посуда, посуда из различных материалов, в том числе пластиковая, атрибуты для чаепития, высушенные шарики из глины, чайник или термос с горячей водой
Раздаточный материал: глина сухая и песок сухой в стаканчиках, вода в стаканчиках, ложечки одноразовые, листочки белой бумаги, клеенки, доски для лепки, палочки деревянные, салфетки, глина пластичная, лупы
1. Введение в ситуацию
Задачи: Мотивировать детей на включение в деятельность
В. : Воспитатель собирает детей около себя.
Ребята, вы были в отпуске? Где вы были? Что вы там делали? Вам понравилось? А что понравилось больше всего?
В: ребята, я тоже была в отпуске, ездила в город НННН. Там я посетила мастерскую, в которой делают посуду и привезла оттуда подарки.
Показываю коробку с песком и сухой глиной
В: фотографии сделали на память? Посмотрим?
В: ребята, я вас приглашаю на чай, который мы будем пить из красивых чашек
Проходят к накрытому столу. На столе нет чашек
В: Из чего же нам чай пить? Чашек нет! Как быть?
Дети: сделать самим!
В: хотите попробовать? Сможете?
2. Актуализация знаний
Задачи: актуализировать знания детей о посуде, о материалах, из которых она изготавливается
В: ребята, как вы думаете, из чего можно делать посуду?
Дети: из стекла! Из пластика! И т. д.
В: Еще из чего? А почему делают посуду из стекла? А из пластика, как вы думаете, хорошая посуда? А в чем ее опасность? Удобно из пластиковых стаканчиков пить горячий чай? (если возникает затруднение или дети говорят, что из пластикового стаканчика удобно пить чай, налить горячую воду из чайника в стаканчик и дать потрогать. Каким стал стакан? Удобно из него пить? Безопасно)
Выслушиваются все предположения и ответы детей
В: ребята, но у нас нет ни стекла, ни пластика. Зато у нас есть песок и глина. Как думаете, можно из этого всего вылепить посуду?
Дети: да! Нет!
3. Затруднение в игровой ситуации
Задачи: сформировать мотивационную ситуацию для формирования представлений о песке и глине
В: ребята, смогли мы договориться?
Дети: нет!
В: мы не пришли к общему мнению. Может нам стоит проверить наши предположения?
Дети: да!
В: напомните мне, ребята, что же мы хотели проверить?
Дети: можно или нельзя вылепить посуду из песка и глины!
В: тогда давайте пройдем в наш экспериментальный центр и попробуем разобраться в этом вопросе
4. Открытие нового знания
Задачи: организация познавательно – исследовательской деятельности, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, знания и опыт, детей, необходимые им для «открытия» нового знания
Дети рассаживаются за столы, на которых расставлено все для опытов
В: ребята, давайте разбираться, какими свойствами обладают песок и глина. Для этого предлагаю вам провести опыты
Опыт 1
Возьмем стаканчик с песком, аккуратно высыпаем немного песка на лист бумаги. Легко ли сыпется песок? А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче высыпать? Поэтому и говорят, что песок сыпучий, рыхлый. Можно так сказать про глину? Вывод: песок сыпучий, в отличие от глины.
Опыт 2
В: Ребята, давайте теперь рассмотрим, из чего состоит песок (из очень маленьких песчинок). На что похожи песчинки? Похожа ли одна песчинка на другую?
В: а теперь рассмотрим глину. Видны ли такие песчинки в глине? В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим соседкам, а в глине - слипшиеся, очень мелкие частички. Чем - то глина похожа на пластилин.
Вывод: Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина - из мелких частичек, которые как будто тесно взялись за руки и прилипли друг к другу.
Опыт 3
Аккуратно нальем воду в стакан с песком. Потрогаем его. Каким он стал? (влажным, мокрым). А куда исчезла вода? Она равномерно распределилась между песчинками. Затем наливаем воду в стакан с глиной. Как впитывается вода, быстро или медленно? (медленно, часть воды остается на поверхности).
Для наглядности можно одновременно наливать воду в оба стаканчика и наблюдать, куда быстрее впитывается вода
Вывод: вода впиталась в песок, а в глину нет, осталась на поверхности.
Опыт 4
Слепим из мокрой глины шарики и колбаски. Затем попробуем слепить шарики из мокрого песка. Какие шарики получились из глины? (прочные). А какие шарики из песка? (их лепить трудно, они ломаются, рассыпаются). Если слепить шарики и высушить их, что с ними произойдет? (песчаные распадутся, а глиняные станут сухими и крепкими).
Вывод: из глины можно лепить разные предметы
В: ребята, какие вы молодцы! Столько опытов провели! А как вы думаете, теперь вы сможете вылепить чашки из песка и глины?
Дети: отвечают
В: ну что же, ребята, давайте пробовать. А для начала немного отдохнем и подвигаемся.
Подвижная игра «Песчинки и глина»
5. Включение нового знания в систему знаний
Задачи: закрепить умение определять свойства глины, активизировать словарь детей
В: Так из какого материала мы слепим чашки для нашего чаепития?
Дети: из глины!
В: почему?
Дети: потому что глина липкая, прочная, не пропускает воду, из нее можно лепить разные предметы
В: все верно, ребята! Из глины можно лепить много разных предметов. Но их не сразу можно использовать. После лепки надо обязательно изделия высушить и обжечь в печи. Только тогда глиняное изделие получится по настоящему прочным и прослужит много лет.
В: ребята, я вам предлагаю приступить к работе
Дети лепят из глины чашки для чаепития
В: А теперь, ребята, давайте попробуем налить воду в наши чашки. Что происходит с водой?
Д: она не просачивается, остается в чашке
В: все верно, молодцы, ребята!
6. Осмысление
Задачи: Побуждение детей к осмыслению своей деятельности, фиксация достижений цели и определению условий, которые позволили её достичь
В: ребята, с каким материалом мы сегодня познакомились? Что мы хотели узнать? Что мы делали с глиной и песком? Смогли мы справиться с задачей? Почему вы смогли это сделать? Вам понравилось? Что понравилось больше всего? А что вызвало затруднения?