Татьяна Тукиш
Конспект занятия «Знакомство с йотированными буквами»
▼ Скачать + Заказать документы
При введении каждой йотированной буквы логопед знакомит детей с двумя ее функциями. Сначала дети узнают важное правило русского языка: после мягкого согласного звука звук «А» никогда не обозначается буквой «А», вместо буквы «А» ставится буква «Я». Аналогично вводим и все остальные йотированные буквы- е, ю, е.
Публикация «Конспект занятия „Знакомство с йотированными буквами“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
На первом занятии, рассказывая детям о букве «Я», логопед делает это очень подробно. Не-сколько раз ставя и убирая со схемы звукового состава слова эту букву, «забывая» о только что сформулированном правиле «удивляясь», откуда взялась буква «Я», какой звук она обозначает, по-вторяя все время правило русского языка, то с каждой новой йотированной буквой объяснения лого-педа становятся все более краткими.
Передаем право объяснить это правило детям. Одновременно приучаем давать очень четкие формулировки: если в слове после мягкого согласного звука слышится звук «А», «О», «У», «Э», он никогда не обозначается буквой «А», «О», «У», «Э», а обозначается буквой «Я», «Ю», «Е», «Е». Буквы «Я», «Ю», «Е», «Е» обозначают звуки «А», «О», «У», «Э», после мягкого согласного звука.
Знания о второй функции йотированных букв – достаточно сложные для детей. Логопед прежде всего учит звуковому анализу слов, в котором есть звук «й», например, рой. Дети уже знают, что это мягкий согласный звук. Дети умеют выделять его в легких позициях., разбирай слова, май, чай, майка. Умеют делать звуковой анализ слов юла, елка, также называют слова со звуком «й» в любой части слова.
На данном этапе уместно предоставить детям возможность еще раз поупражняться в произ-ношении этого звука. Очень уместно проводить игру «Назови слово с нужным звуком».
Как правило, дети помимо слов, аналогичных по своей звуковой структуре слову рой, май, лай, начинают называть слова со звуком «й» в середине слова: майка, лайка и т. п. и в начале слова: юбка. Если дети затрудняются, предлагаем им послушать, как логопед произносит слово ежик (йожик, елка (йолка, яма (йама). Логопед должен очень четко произносить эти слова, чтобы дети услышали звук «й».
Произносить слово желательно медленно, чтобы показать, что в начале его не один, а два звука. Таким образом, логопед готовит детей к восприятию второй функции буквы «я». Затем проводим звуковой анализ слова яхта.
Теперь дети знакомятся со следующим правилом: если в слове рядом стоят звуки «й», «я», а затем соответственно другие гласные, они обозначаются одной буквой. Логопед обращает внимание детей на то, что при разборе слова яхта они поставили пять фишек, а когда поставили буквы «а» и «я» стало не пять карточек, а четыре – две буквы и две фишки. Дети объясняют, почему.
Поскольку все это будет повторяться при знакомстве с каждой йотированной буквой, посте-пенно данный материал усвоят все дети.
Используются игры «На какую букву начинается», «Замени букву», «Найди букву» «Чья бук-ва?», «Какие буквы изменили свое место», «Внимательные глазки», «Какая буква потерялась», «Дорисуй-ка» и другие.