Дусмухамбетова Алтыншаш Габдрахимовна
Конспект логопедического занятия «Звуки [Р], [Р’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия (звуки Р, РЬ)
Тема. Знакомство с частями артикуляционного аппарата. Подготовительные упражнения к воспитанию звука Р. Развитие слухового внимания на речевых и неречевых звуках. Выделение 1-го гласного звука в слове. Анализ и синтез слогов типа : ау, уа.
Цели:
Публикация «Конспект логопедического занятия „Звуки [Р], [Р’]“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- познакомить обучающихся со строением артикуляционного (речевого) аппарата, развивать умение ощущать их положение, воспроизводить отдельные движения по инструкции;
- формирование знаний о механизме организации звука и его акустических особенностях;
- развивать дифференцированные движения артикуляционного аппарата;
- развивать и тренировать слуховое внимание и фонематическое восприятие, навыки звукобуквенного анализа слогов, наблюдательность, логическое мышление.
Этапы Содержание Оборудование
1. Организационный момент
2. Развитие слухового внимания на неречевых звуках
3. Постановка целей занятия (объявление темы).
4. Знакомство с артикуляционным аппаратом. Работа со схемой органов артикуляционного аппарата.
5. Подготовительные упражнения к воспитанию звука Р.
6. Наблюдение за артикуляцией гласных звуков. Выделение первого гласного из слов.
7. Анализ и синтез слогов типа ау, уа.
8. Подведение итогов
Занятия и оценка работы детей.
9. Домашнее задание. Приветствие. Сегодня мы начинаем наше первое логопедическое занятие. А вы знаете, для чего нужен логопед, как он помогает детям? А у кого бывает речь? А для чего нужна речь?
Человека окружает множество звуков. Предлагаю вам прислушаться к шуму улиц, школьного коридора и т. д. Попробуйте назвать источник звука.
Игра «Узнай по звукам». На столе предметы из стекла, дерева, бумаги, железа. Уточняю, что эти звуки исходят от действия с различными предметами. Это – неречевые звуки.
Игра «Звукоподражания». Логопед просит детей изобразить голоса различных животных и птиц (лягушку кошку, ворону, собаку, корову, воробья, барана). Можно ли считать это речью? Нет. Эти звуки тоже неречевые, это просто голоса животных, звукоподражания.
А теперь для сравнения произнесё м: а-а-а, у-у-у, ч-ч-ч, ш-ш-ш, р-р-р. Это речевые звуки. Речью владеет только человек. Речь необходима тем, чтобы общаться, передавать жизненный опыт, знания. Так учителя и родители передают вам свои знания и опыт, а вы общаетесь между собой, понимаете друг друга.
А сейчас мы познакомимся, какие органы принимают участие в образовании звуков, слов. Попробуйте сами назвать их.
Показывается схема артикуляционного аппарата и называются его части:
- органы дыхания (лёгкие, бронхи). Произносим звуки А, Ю Ж, С (тыльная сторона ладони к губам)
- голосовые складки. На пути движения к гортани выдыхаемая струя заставляет дрожать две натянутые струны – голосовые складки. Здесь рождается голос. (руку на горло – произносим звонкие звуки, затем глухие. Сравниваем.)
- ротовая полость: язык (кончик, спинка, корень, твёрдое и мягкое нёбо, губы, зубы – верхние и нижние:
Прошу детей отыскать тот или иной орган, показать на себе.
Прикасаюсь шпателем к арт. органам, дети называют.
Показ на схеме артикуляции детьми.
Чтобы правильно, красиво произносить звук Р, нужно, чтобы нас хорошо слушался язык. Сейчас мы будем делать упражнения и посмотрим, у кого послушнее язык. Смотрите в зеркало и повторяйте за мной упражнения.
- улыбка, затем хоботок
- лопатка, затем иголочка
- загибать кончик языка на верхнюю губу, зубы. Боковые края не прикасаются к губам.
- дворники (по верхней губе, зубам)
- маляр
- чашечка, затем прижать к верхним зубам.
- качели
- Лошадка
- грибок
- задувание на широкий кончик языка (на ладони ватка)
- «сдуй облачко с горы» (сдуть ватку с носа)
Предлагаю вам внимательно посмотреть на мой рот и запомнить, как меняется положение губ при произнесении гласных звуков : а, о, у, ы, э, и (дети объясняют)
Поиграем в игру «Что я хочу произнести» (беззвучно) – а, о, ы, у, и, ау, ао, э, уа. Какие звуки я произносила? (гласные). Как они произносятся, почему так называются? (с голосом).
Запомните: Без гласных не бывает слов, слогов.
На наборном полотне картинки. В каждом слове-ответе выделяется первый звук.
• Какая домашняя птица умеет плавать? (утка)
• Кто охраняет мирный труд людей, защищает страну? (армия)
• Какие цветы цветут до поздней осени в саду? (астры)
• У какой рыбы колючие оранжевые плавники? (окунь)
• Какие насекомые кружатся над сладостями? (осы)
• Чем ловят рыбу? (удочкой)
• Какое дерево растёт у воды? Про неё говорят плакучая … (ива)
• Какую птицу мы не назвали? (иволга)
Отгадайте загадки, назовите первый звук :
• Сам алый, сахарный. Кафтан зелёный, бархатный. (арбуз)
• Пушистая вата плывёт куда-то. (облако)
• Плывёт по простыне пароход, то назад, то вперёд. (утюг)
Как кричат в лесу, когда заблудятся? (ау)
Какой первый звук в этом слове? (а) Запишите в тетрадь.
Какой второй звук в этом слове? (у) Запишите в тетрадь.
Прочтите, что получилось. (ау)
Как плачет ребёнок? (уа) (аналогично анализируется, записывается, читается)