Юлия Чугунова
Конспект занятия «Знакомство с бумагой (виды, особенности), с ножницами, дыроколами, штампами и другими инструментами»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с техникой безопасности и приемами работы с бумагой, ножницами, дыроколами, штампами и другими инструментами.
Задачи:
Образовательные:
• познакомить детей с историей возникновения бумаги;
• уточнить и расширить представления детей о бумаге, некоторых ее свойствах;
• расширить представления детей о ножницах, их видах;
Публикация «Конспект занятия „Знакомство с бумагой (виды, особенности), с ножницами, дыроколами, штампами и другими инструментами“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ножницы. Знакомство с ножницами
- Штампинг. Отпечатываем и рисуем штампиками
- Темочки
• познакомить детей с инструментом «дырокол», разновидностями дыроколов (угловые, краевые, специальной вырубки);
• познакомить детей с новым инструментом «штамп»; рассказать о разновидностях штампов, о правилах работы при использовании штампов;
• обучить приемам работы при использовании простых и фигурных ножниц, дыроколов, клея, пластилина, штампов и других мелких предметов;
• способствовать развитию творческого мышления, познавательного интереса, воображения и творчества;
• закреплять с детьми правила поведения на занятии.
Развивающие:
• развивать обследовательские действия и умение устанавливать причинно- следственные связи в процессе выполнения с бумагой различных действий (мнется, рвется, впитывает воду); с ножницами, с дыроколами, пластилином, штампами и различными мелкими предметами;
• развивать мелкую моторику рук;
• развивать активный и пассивный словарь по теме. Упражнять в подборе слов-антонимов, подборе определений, в отгадывание загадок, в умение анализировать и делать выводы, обобщения.
• развивать диалогическую речь;
• развивать память, мышление, внимание;
• расширять зону ближайшего развития детей.
Воспитательные:
• воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность, бережливость;
• воспитывать аккуратность при работе с бумагой, ножницами, дыроколом, пластилином и другими инструментами.
Материалы и оборудование: «волшебный сундук», альбом «Виды бумаги и картона», различные виды бумаги, ножниц, дыроколов, штампов, мелкие предметы (бусины, полубусины, стразы, «жемчужинки», пуговицы, загадки.
Интеграция образовательных областей:
Познание: знакомство детей с историей возникновения бумаги, расширение представлений детей о бумаге, о некоторых ее свойствах; о ножницах, дыроколах, штампах и других инструментах.
Коммуникация: развитие активного и пассивного словаря по теме, формирование лексико-грамматического строя языка, связной речи. В ходе непосредственной образовательной деятельности учились анализировать, делать выводы, делиться впечатлениями, развивали навыки общения и публичных выступлений.
Социализация: формирование доброжелательных отношений между детьми, воспитание эмоциональной отзывчивости, волевых навыков.
Музыка: развитие музыкально художественной деятельности (слушание музыки).
Безопасность: формирование элементарных представлений о способах взаимодействия с окружающим миром.
Здоровье: обеспечение в помещении оптимального температурного режима, смена различных поз детей, использование здоровьесберегающих технологий (артикуляционная и пальчиковая гимнастика, физкультминутка, контроль за правильной осанкой детей.
Художественное творчество: развитие детского творчества с помощью нетрадиционных техник работы с бумагой.
Методы и приемы: словесный метод (художественное слово, беседа, объяснение, пояснение, отгадывание загадок, наглядный метод (оперирование детьми непосредственно объектом опыта в различных видах деятельности детей, информационно – рецептивный метод (включение зрительных, тактильных рецепторов, проблемный метод (постановка проблемных вопросов, игровой метод (игровые упражнения, сюрпризный момент, пальчиковая гимнастика).
Виды детской деятельности: отгадывание загадок, слушание рассказа педагога об истории возникновения бумаги; проведение совместной опытно – экспериментальной деятельности с педагогом по определению основных свойств бумаги (мнется, рвется, намокает, распадается, слушание и запоминание техники безопасности и правил работы с ножницами, дыроколами, штампами, клеем, пластилином, мелкими предметами и другими инструментами.
Музыкальное сопровождение: Музыка П. И. Чайковского «Времена гола».
Предварительная работа: Заранее организуются экспозиции разных видов бумаги и бумажных изделий, различных видов ножниц, дыроколов, штампов, мелких предметов, подготавливаются столы для практической части. Интеграция областей: познание, коммуникация, художественное творчество, чтение художественной литературы, социализация, безопасность, здоровье.
Ход занятия
I. Организационный момент
Мы пишем, рисуем, режем, сгибаем,
Чертим и клеим, мнем, отрываем.
Чтоб оказаться в сказке бумажной,
Ловкие пальчики - как это важно!
Артикуляционная гимнастика.
Бублик мы изобразили,
Плавно губы округлили,
Их теперь нельзя смыкать,
Бублик нужно удержать,
А теперь мы как лягушки
Растянули губы к ушкам.
А теперь я дудочка,
Дудочка погудочка,
Вам понравилось играть,
Повторим-ка все опять.
II. Введение в тему
– Ребята, сегодня я принесла вот такой чудесный сундучок. А что в нем лежит нам подскажет загадка:
Я белая как снег
Дружу с карандашом
Где он пройдет –
Заметочку на мне кладет. (Бумага)
– Правильно ребята, это бумага. В жизни мы очень часто сталкиваемся с бумагой : дома, в детском саду вы на ней рисуете, читаете книги. А оказывается, бумага была не всегда.
Давным-давно, две тысячи лет назад, китайский народ изобрел бумагу.
А другие народы из дальних стран покупали у них бумагу как самую большую драгоценность. Но время шло.
Люди не только торговали, но и воевали. И вот однажды арабские войска разбили китайское войско и захватили пленников. У пленных китайцев арабы выпытали способ изготовления бумаги.
Постепенно китайский секрет перестал быть секретом, и во всем мире люди научились делать бумагу по китайскому способу, а делали китайцы бумагу вручную.
- Посмотрите дети, как отличалась древняя бумага от той, которую мы привыкли видеть, а старинные книги от современных.
В наше время бумагу делают машины. А управляют этими машинами люди.
Бумага состоит из целлюлозных волокон. Целлюлоза – это вещество, которое можно найти во всех растениях, деревьях, хлопке, рисе, кукурузных стеблях. Но сначала в лесу рубят деревья. Бревна везут на фабрику. Здесь их очищают от коры и перемалывают на мелкие кусочки – дробят в машине (дробилке). Крошку, которая получилась, перемешивают с особой жидкостью, превращая в мягкую массу. Она идет на изготовление бумаги. Процесс производства бумаги сложный. Поэтому с бумагой нужно обращаться очень бережно, экономно её расходовать.
III. Процесс НОД
– Ребята, а ведь в нашей группе тоже есть предметы, сделанные из бумаги. Посмотрите вокруг и назовите, какие вы видите предметы, сделанные из бумаги. ( Ответы детей: тетради, книги, фотографии. альбомы, коробки).
– Ребята, вы назвали разные предметы, а теперь подумайте и скажите про какие предметы можно сказать: – бумажный (конверт, пакет, стаканчик, – бумажная (салфетка, коробка, – бумажные (игрушки, цветы)
( ответы детей: бумажный стаканчик)
– А как вы думаете, может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги? ( ответы детей: нет, не могут). Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду?
(различные варианты ответов детей).
– Дома строят из камня, одежду шьют из ткани. Потому что эти материалы прочные и надежные. А прочная ли бумага? Мы проверим.
– Я хочу пригласить вас в мастерскую, где мы будем проводить опыты с бумагой.
– Вы, хотите там побывать? Тогда закройте глаза и скажем все вместе: Раз, два, три, в мастерскую заходи. (Дети заходят в мастерскую, обращаю внимание детей на тарелочки, где лежат листочки разной бумаги).
Прежде чем, мы начнем экспериментировать, давайте проведем и сделаем пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика:
Лист бумаги мы сжимаем,
И ладошки разминаем.
Мы стараемся, катаем,
Дружно в шарик превращаем,
Не дадим ему скучать,
Будем дружно изучать.
Опыт 1.
– А сейчас проведем первый опыт и попробуем узнать, у кого бумага мнется? (Дети мнут бумагу)
– У всех бумага смялась? (У всех) А всем было легко смять? Нет, а почему как вы думаете одну бумагу смять легко, а другую трудно? (ответы детей). Вот видите ребята, с трудом, но все-таки всю бумагу удалось смять. Чем толще бумага, тем она крепче. Сделаем вывод и выставляем: "Бумага мнется".
Опыт 2.
– А теперь проверим, у кого бумага порвется? (дети отрывают небольшие кусочки бумаги). Вся бумага порвалась?
– Сделаем вывод и выставляем: "Бумага рвется".
Опыт 3.
– Ребята, для следующего опыта нам понадобится вода.
– Положите листочки в воду. Что произошло? Вся бумага намокла? Какая бумага намокла быстрее? (достаем тонкую бумагу, она распадается). Толстая бумага тоже намокнет, только для этого потребуется больше времени. Сделаем вывод и выставляем: "Бумага намокает и распадается".
Воспитатель: - Опасное свойство бумаги. Ребята, что произойдет, если бумагу поднести к огню? (Бумага загорится) Надо быть осторожными с огнем и не подходить к нему с бумагой.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите и вспомните, какие свойства бумаги вы узнали. Бумага мнется, рвется, намокает, опасное свойство – бумага горит.
– Значит бумага материал не прочный. Вот поэтому, ребята, надо бережно относиться к вещам, сделанным из бумаги.
– А сейчас поиграем в игру: "Бывает, не бывает". Если я назову вам предмет, и он может быть выполнен из бумаги, вы хлопаете в ладоши. Если нет, приседаете. Будьте внимательными.
( Слова: книга, стул, обувь, альбом, газета, зеркало, шкаф, яблоко, журнал).
Воспитатель: - Вы сегодня много узнали о бумаге и ее свойстве. Вы узнали, что бумага бывает тонкая, а бывает плотная. А сейчас я вам покажу, какая бумага бывает еще.
(Из волшебного сундука педагог достает и показывает различные виды бумаги. Дети рассматривают, трогают на ощупь и рассказывают о своих ощущениях).
- А вы знаете, что с помощью бумаги можно создавать красивые вещи, даже произведении искусства? (Ответы детей).
– Молодцы, ребята! Из бумаги можно сделать разные поделки, открытки, альбомы, журналы, газеты, книги, картины и многое другое. При создании открыток, поделок и других различных работ, нам понадобятся помощники. А чтобы узнать какие, отгадайте загадки.
Чтобы два листа скрепить,
Ты его не пожалей,
Нужно на листок налить
Липкий канцелярский. (клей)
- Какие молодцы! Правильно. А вы знаете, что используя клей при работе, надо соблюдать технику безопасности.
Техника безопасности при работе с клеем
1. С клеем обращайтесь осторожно!
2. Работать аккуратно.
3. Тюбик с клеем необходимо ставить прямо перед собой в стороне от материалов и инструментов.
4. Клей бывает: жидкий и клей – карандаш. Жидкий клей на поверхность изделия наносить только кистью.
5. Нельзя, чтобы клей попадал на одежду, лицо, особенно глаза.
6. При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их в большом количестве воды.
7. При работе с жидким клеем пользуйтесь салфеткой.
8. Клея намазывать только столько, сколько необходимо. Лишний клей не делает вашу работу красивей.
9. По окончании работы клей закрыть, обязательно вымыть руки и кисть теплой водой.
- А теперь, отгадайте следующую загадку.
Пара острых, тонких ног
Без туфлей и без сапог.
На ногах — по голове
Для чего, скажите мне?
По бумаге ходят ноги,
Режут все, что на дороге. (Ножницы)
Техника безопасности при работе с ножницами
1. Передавать друг другу ножницы нужно кольцами вперед, а не кончиком.
2. Не класть на край стола.
3. Не делать резких движений.
4. Не размахивать ножницами в разные стороны, так как можно поранить рядом сидящего.
5. Не держать ножницы острием вверх.
6. В нерабочем положении концы ножниц должны быть сомкнуты.
7. По окончании работы ножницы убрать на место.
- А теперь, отгадайте следующие загадки:
Этой лентой склеить можно
Все, что было невозможно:
Книжку, рваную тетрадь
Починить и залатать.
Если склеивать не прочь,
То тебе поможет. (скотч)
Нас учитель шить учил,
К ткани он ее пришил.
Мы потом «кругляшки» эти
Шили ко всему на свете.
У девчонок-мастериц
Лишних нету. (пуговиц)
- Для наших поделок помимо клея, бумаги, ножниц, нам понадобятся и такие атрибуты как скотч (показать детям разные виды скотча; рассказать детям, что можно приклеить не только на клей, но и на скотч, при этом работы могут получится более объемные, также нам понадобятся для украшения наших работ такие элементы как пуговицы, бусинки, стразы, «жемчужинки» (показать детям различные виды пуговиц, бусинок, страз, «жемчужинок»; рассказать детям что они бывают разных цветов, размеров).
Пальчиковая гимнастика.
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни,
Постучали, повертели,
И работать расхотели,
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул,
Маленький давно уж спит,
Это кто у нас шумит.
- Ребята, давайте посмотрим, что еще в сундучке лежит. (Достаю дырокол, показываю детям)
- Что это? (дети затрудняются)
- Ребята, этот инструмент называется «дырокол». Дырокол – это специальный инструмент, при помощи которого можно сделать одинаковые заготовки, которые не нужно вырезать самостоятельно, дырокол сделает это за вас, и ваши заготовки будут аккуратными и красивыми. Дыроколы бывают разных видов : угловые (показываю различные угловые дыроколы; благодаря им, ваши фотографии, картинки и многое другое, никогда не выпадут из альбома или странички, краевые (показываю различные краевые дыроколы; благодаря им, можно обработать края, и ваша работа приобретет красивый и необычный вид, дыроколы отдельной вырубки (показываю различные дыроколы отдельной вырубки; благодаря им, можно сделать разные заготовки, такие как бабочки, цветочки, листочки, сердечки и многое другое); разных размеров, с разными рисунками. Главное правило при работе с дыроколами, бумагу в дырокол нужно вставлять до упора, нажимать нужно быстро и резко, чтобы получился красивый и четкий рисунок.
- Ой, а что это еще спряталось в волшебном сундучке? Ребята, как вы думаете, что это? (дети затрудняются)
- Этот волшебный инструмент называется «штамп», при помощи которые можно сделать различные надписи и картинки на вашей работе. Штампы бывают разных размеров, имеют разные картинки и надписи (показываю различные виды штампов). Главное правило при работе со штампами : нужно быть очень аккуратным, так как, чтобы сделать надпись или картинку, нужно на штамп нанести специальную краску (штампельную, затем осторожно поднести штамп на предполагаемое место и сделать несильное нажатие. Потом аккуратно поднимаем и убираем штамп и даем картинке или надписи немного подсохнуть.
На первый взгляд, кажется, что это сложно, но у нас с вами впереди много занятий, благодаря которым, мы освоим с вами эту технику.
IV. Заключительная часть
– Ребята, наше занятие подходит к концу. Мы сегодня с вами познакомились с новыми видами бумаги и различных инструментов.
- Напомните, какие виды бумаги мы с вами сегодня рассмотрели? (Ответы детей)
– Мы сегодня экспериментировали с бумагой и изучили ее свойства. Напомните мне, какие свойства у бумаги? (Ответы детей)
- А какие инструменты мы с вами рассматривали? (Ответы детей)
Ну, что ж, пора возвращаться из мастерской. Закроем глаза и скажем слова: Раз, два, три, снова в группу заходи. Мы снова очутились в группе.
– Интересно было в мастерской?
– Что нового вы сегодня узнали?
– А как надо обращаться с бумагой и различными инструментами, которые мы с вами сегодня рассматривали?
– Ребята, наше с вами занятие было сегодня очень насыщенным и любознательным. На следующих занятиях, мы узнаем с вами еще больше нового, вы будете самостоятельно работать со всеми инструментами, которые я вам сегодня показала. Вы сегодня были активными, внимательными. Надеюсь, что следующие занятия будут такими же плодотворными!