Николаева Наталья
Знакомство родителей с коррекционно-образовательной средой в МБДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство родителей с коррекционно-образовательной средой в МБДОУ
Речь — важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Благодаря речевому общению отражение мира в сознании одного человека постоянно пополняется и обогащается тем, что отражается в общественном сознании, связывается с достижениями всей общественно-производственной и культурной деятельности человечества.
Публикация «Знакомство родителей с коррекционно-образовательной средой в МБДОУ» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
Речевые дефекты все труднее поддаются коррекции традиционными способами. Поэтому логопеды ищут новые эффективные методики. Все чаще на занятиях используется логопедический массаж. Он включает в себя массаж языка, губ, щек, скул. Родителей знакомят с приемами массажа, обучают методике выполнения. Во время занятий родителей и детей учат выполнять самомассаж кистей рук, гимнастику глаз, дыхательную гимнастику, релаксацию. Родители могут наблюдать выполнение гидромассажа кистей рук, выполняемым медработником. Родители с удовольствием будут идти на контакт с педагогами и выполнять их рекомендации, если убеждены в эффективности коррекционной работы, их профессионализме и добрых намерениях.
Система работы с родителями
Индивидуальное консультирование
• ЛОГОПЕД
• ДЕФЕКТОЛОГ
• ПСИХОЛОГ
• ПСИХИАТР Родительский клуб
• ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
• ШКОЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
• АНКЕТИРОВАНИЕ
• ТЕМАТИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
• РОДИТЕЛЬСКИЕ УГОЛКИ
Индивидуальное консультирование
• МАССАЖ
• АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
• ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
• РЕЛАКСАЦИЯ
• ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
• УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГЛАЗ
Цели и задачи любой коррекционно-развивающей программ должны быть сформулированы как система задач трех уровней:
- коррекционного (исправление отклонений, нарушений развития, разрешение трудностей развития);
- профилактического (предупреждение вторичных проявлений дефекта,
- развивающего (оптимизация и стимулирование, обогащение содержания развития).
Коррекционные программы являются интерактивными по своему содержанию и предполагают последовательность прохождения этапов нормативного психомоторного, речевого и эмоционального развития; целенаправленное формирование психологических новообразований и поэтапность в формировании новых видов деятельности.
Разработанные индивидуальные коррекционные программы обсуждаются и рецензируются специалистами службы сопровождения. В связи с этим возможно изменение или внесение каких-то поправок в программы с учетом рекомендаций психолога, логопеда и других специалистов.
Можно выделить следующие структурные блоки индивидуально ориентированной коррекционно-развивающей программы :
1. Охрана здоровья и коррекция психосоматических и психоневрологических неблагополучий в развитии ребенка медицинскими и психолого-педагогическими приемами и методами работы.
2. Формирование учебной мотивации; восполнение дефицита в развитии психофизиологических функций, обеспечивающих учебную деятельность.
3. Формирование общедеятельностных и интеллектуально-перцептивных умений.
4. Обогащение социального опыта, кругозора и развитие речи до уровня, позволяющего детям включиться в учебный процесс, общаться в соответствии с его логикой и сознательно воспринимать учебный материал.
5. Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательной активности, самостоятельности, произвольности).
6. Развитие социально-нравственных качеств, необходимых для успешной адаптации в школьных условиях.
7. Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы.
Специфика и сущность взаимодействия учителя – логопеда с другими участниками коррекционно - образовательного процесса
Коррекция недостатков речи у дошкольников — длительный и сложный процесс, результаты которого зависят от ряда условий. Одно из них — активное взаимодействие логопеда и воспитателей группы, в целом всех специалистов ДОУ. Независимо от профиля логопедической группы (дети с ФНР, ФФНР, ОНР или заиканием, в которой работает логопед, можно выделить следующие аспекты данного взаимодействия:
• — диагностико-проектировочный — стартовое, промежуточное и итоговое всестороннее обследование особенностей развития детей, оценка актуального и ближайшего уровней развития каждого воспитанника, разработка групповых и индивидуальных программ коррекции речи и неречевых процессов;
• — коррекционно-воспитательный — реализация групповых и индивидуальных программ устранения недостатков в развитии воспитанников как составляющая целостного педагогического процесса ДОУ;
• — оценочно-аналитический — оценка результатов коррекционно-воспитательной работы.
Коррекционные образовательные учреждения для дошкольников решают комплекс социально значимых задач, в том числе, направленных на создание условий для интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество, формирование у них адекватных способов взаимодействия с окружающими и обеспечение в этом процессе ребёнка и его семьи психолого-педагогической поддержкой. При этом основной целью дошкольного коррекционного воспитания является создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребёнка, формирование позитивных личностных качеств. Дошкольное образование призвано обеспечить основной фундамент не только развития, но и создать максимально благоприятные условия для формирования здорового и гармонично физически развитого ребенка.
Анализируя ситуацию, которая сегодня сложилась в системе воспитания и обучения детей, можно увидеть, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии стало увеличиваться. Адекватные методы, организационные формы работы с детьми, имеющими тяжелые речевые расстройства, целенаправленное воздействие на детей способствуют преодолению имеющихся у детей речевых дефектов. Именно поэтому сегодня, говоря о работе с детьми-логопатами, нельзя рассматривать только деятельность учителя-логопеда. Для того чтобы устранить речевые нарушения и сформировать речевую базу для дальнейшего успешного обучения, необходимо глубокое взаимодействие всех участников педагогического процесса.