Ирина Шадрина
Использование приемов образовательной кинезиологии как современного метода коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Кинезиология, как здоровьесберегающая технология в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР.
В настоящее время происходит становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями, как в педагогической теории, так и в образовательной практике. Требования ФГОС ДО предполагают изучение и внедрение в образовательную среду дошкольного учреждения новых технологий работы с маленькими детьми. Современные тенденции модернизации образования диктуют настоятельную необходимость в дальнейшем развитии здоровьесберегающих технологий и психологического сопровождения процесса воспитания, развития и обучения. Таковой является технология кинезиологических упражнений, которые основаны на нейропсихологических подходах к развитию высших психических функций.
Публикация «Использование приемов образовательной кинезиологии как современного метода коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Темочки
Авторами кинезиологической технологии (Семенович А. В., Сиротюк А. Л., Карл Ханнафорд и др.) отмечается, что применение кинезиологических упражнений создает благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными способностями и склонностями, имеет накопительный характер и дает возможность формирования потенциала психофизического здоровья и достаточный уровень готовности к обучению в школе.
Цель специализированной образовательной кинезиологии –
- повышение работоспособности,
- улучшение вербальной памяти, концентрации, объёма и переключаемости внимания,
- создании положительных установок на учёбу,
- повышение жизненных сил организма как психофизио-логических предпосылок повышения эффективности обучения.
Задачи программы:
• развитие межполушарной специализации;
• развитие межполушарного взаимодействия;
• синхронизация работы полушарий;
• развитие мелкой моторики;
• развитие способностей;
• развитие памяти, произвольного внимания, восприятия, речи, мышления;
• активизация мыслительной деятельности;
• успокоение и релаксация.
Целевая аудитория: воспитанники дошкольного образовательного учреждения в
возрасте от 3 до 7 лет.
Объем: проведение одного комплекса по 10 минут ежедневно в течение всего учебного периода.
Технология проведения каждого комплекса упражнений.
Кинезиологические упражнения выполняются всеми детьми ежедневно, в первой половине дня, в течение 10 минут перед проведением общих занятий, для повышения эффективности учебной и игровой деятельности детей дошкольного возраста.
Занятия проводят воспитатели или логопед в доброжелательной, спокойной обстановке.
Результативность занятий зависит от систематической и кропотливой работы. С каждым днем упражнения могут усложняться, объем занятий увеличиваться, наращиваться темп выполнения заданий.
Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:
•упражнения проводятся утром, время проведения 5- 10 минут;
• упражнения проводятся ежедневно, без пропусков;
• упражнения проводятся в доброжелательной обстановке;
• от детей требуется точное выполнение движений и приемов;
• упражнения проводятся стоя или сидя;
• упражнения проводятся по специально разработанным комплексам;
• длительность проведения упражнений по одному комплексу составляет два
календарных месяца, затем один месяц перерыв.
Ожидаемые результаты:
У детей:
- хорошо развитые мелкая моторика и тонкоорганизованные движения,
- высокий уровень психологической готовности к школе,
- адекватная самооценка,
- достаточный уровень самоконтроля и произвольного поведения.
Кинезиологические упражнения
Эти упражнения улучшают внимание и память, формируют пространственные представления. Занятия, направлены на преодоление патологических синкинезий, устраняют дезадаптацию в процессе обучения, гармонизуют работу головного мозга.
! Каждое упражнение выполнять по 15-30сек.
Рубим капусту. Постучать по столу расслабленной кистью правой, а затем левой руки, затем обеими руками.
Домик. Соединить кончики пальцев вытянутых рук и с усилием сжимать их друг с другом.
Потом отработать эти движения для каждой пары пальцев отдельно. Игра «Встреча зверей»:
Повстречались два котенка: «Мяу-мяу» (мизинцы нажимают друг на друга)
Повстречались два щенка: «Гав-гав!» (безым. пальцы нажимают друг на друга)
Повстречались два жеребенка: «Иии-го-го, иии-го-го!» (средние пальцы)
Повстречались два тигренка: «Ррррр-ррррр!» (указательные пальцы)
Повстречались два быка: «Мууу-мууу!» (большие пальцы)
«Посмотри какие рога!» (выставляются указательные пальцы и мизинцы в виде рогов, а безымянный, средний и большой пальцы сворачиваются в кулак и делаются бодающие движения руками).)
Барабан. Постучать каждым пальцем правой руки по столу под счет: 1,1-2, 1-2-3, 1-2-3-4, 1-2-3-4-5. Затем тоже сделать левой рукой.
Столбики. Раскатывать на доске небольшой комочек пластилина по очереди каждым пальцем правой и левой рук.
Мячики. Можно катать мячики пальцами рук.
Циркачи. Вращать карандаш между большим, указательным и средним пальцами одной и другой руки.
Фонарики. Сидя, согнуть руки в локтях, сжимать и разжимать пальцы обеих рук постепенно ускоряя темп до максимальной усталости. Затем расслабить руки.
Маятник. Свободные перемещения глаз из стороны в сторону. Когда упражнение будет хорошо получаться, можно усложнить высовыванием языка: глаза смотрят влево, высовывается язык вправо и, наоборот, глаза смотрят вправо, а язык отклоняется влево.
Поглаживание лица. Приложить ладони ко лбу. Сделать выдох и провести ими с легким движением вниз до подбородка. На вдохе провести руками со лба через темя на затылок и шею.
Кисточки. Вытянуть руки перед собой, сгибать кисти вверх и вниз (4-6 раз, потом вращать обеими кистями по часовой и против часовой стрелки сначала в одном направлении, затем в разных направлениях (4 раза, сводить и разводить пальцы обеих рук (4-6 раз). Движения рук сопровождаются широким открыванием и закрыванием рта.
Плечики. Поднимать плечи вверх – вниз, вперед – назад, затем тоже сделать каждым плечом отдельно. Повторить 4 раза.
Сова-петушок. Сова- поднять плечи к ушам, голову поворачивать вправо-влево, плечи неподвижно. При этом издавать звуки как сова: уу-уу-уу. Петушок- плечи опущены, шея вытянута вверх, голову поворачивать вправо-влево-вперед, при этом тянуть подбородок вверх и кричать как петушок: ку-ка-ре-ку. Чередовать движения совы и петушка. Весь цикл повторить по 4 раза.
Упражнения для снятия эмоционального напряжения.
Проводятся по мере необходимости, когда ребенок попадает на занятие уже уставшим или расстроенным.
1. «День-ночь». Ребенок сжимает пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делает выдох спокойно, не торопясь, сжимает кулак с усилием, закрывает при этом глаза. Затем, ослабляя сжатие кулака, делает вдох, глаза открывает. Повторять следует 5 раз. Упражнение помогает снять напряжение, усталость мышц лица, плечевого пояса, способствует точному запоминанию важной и сложной информации.
2. «Мы ехали, мы ехали…»
Делают грецким орехом круговые движения по каждой ладони. Можно проговаривать потешку во время движения:
«Мы ехали, мы ехали
За грецкими орехами
По кочкам, по кочкам,
По маленьким пенечкам!»
Упражнения помимо того, что снимает напряжение, развивает мелкую моторику пальцев рук.