Ксения Ивановна Лопарева
Знакомство педагогов на городском методическом объединении с программой А. А. Чеменева «Веселый рюкзачок»
▼ Скачать
Согласно ФОП ДО туристские прогулки и экскурсии организуются при наличии возможностей дополнительного сопровождения и организации санитарных стоянок. Педагог формирует представления о туризме как виде активного отдыха и способе ознакомления с природой и культурой родного края; оказывает помощь в подборе снаряжения (необходимых вещей и одежды) для туристской прогулки, организует наблюдение за природой, обучает ориентироваться на местности, соблюдать правила гигиены и безопасного поведения, осторожность в преодолении препятствий; организует с детьми разнообразные подвижные игры во время остановки.
Публикация «Знакомство педагогов на городском методическом объединении с программой А, А, Чеменева „Веселый рюкзачок“» размещена в разделах
Сегодня я хочу познакомить вас спрограммой :
№1. «Веселый рюкзачок» А. А. Чеменева
1-й слайд:
Парциальная программа дошкольного рекреационного туризма
«Весёлый Рюкзачок» рассчитана на детей 5–7 лет. Срок реализации программы — два года.
2-3-й слайд:
Цели программы :
целостное развитие личности ребёнка средствами рекреационного, эколого-оздоровительного, краеведческого туризма;
формирование мотивации к самостоятельной двигательной и эколого-познавательной деятельности;
освоение детьми ценностей общества, природы, здоровья, физической культуры.
Общие задачи программы :
оздоровительные: создавать условия для укрепления здоровья детей, закаливания организма, активного отдыха; расширять адаптационные и функциональные возможности детей;
образовательные:
способствовать формированию первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, устойчивого интереса к природе родного края, к окружающему миру;
содействовать освоению знаний в области физической культуры, туризма, краеведения, необходимых для успешной социализации ребёнка;
развивать двигательные способности, психические познавательные процессы;
содействовать физическому развитию детей, овладению ими доступными приёмами туристской техники, освоению правил ориентирования на местности;
воспитательные: воспитывать ценностное отношение к миру природы, историко-культурному наследию, потребность в здоровом образе жизни;
формировать позитивное отношение к окружающему миру; способствовать установлению межличностных, в частности, дружеских отношений, формировать готовность ребёнка к совместной деятельности со сверстниками.
4-й слайд:
Структура программы представлена двумя модулями:
«Первые открытия» (на возраст 5–6 лет) и «Юные путешественники» (на возраст 6–7 лет).
5-й слайд
Программа включает следующие разделы:
«Рюкзачок открывает мир».
«Рюкзачок готовится в поход».
«Здоровье в рюкзачке».
«Весёлый Рюкзачок занимается физкультурой».
Раздел 1. Рюкзачок открывает мир
Тема 1. «Природа родного края» - Природа — наш друг, источник познания, эстетического наслаждения. Откуда мы узнаё м о природе: наши любимые книги и фильмы о природе. Правила поведения в местах отдыха, правила поведения на природе. Составление Красной книги родного края.
Тема 2. Мой край родной
Город (посёлок, в котором мы живём; наш родной край, наша малая Родина, здесь мы родились. Возникновение и развитие города. Сведения о местных достопримечательностях, промышленных предприятиях, учреждениях культуры и быта. Улицы нашего города (села). Как они называются? В честь кого названы?
Тема 3. Дорога к дому
Мой дом, какой он — многоэтажный, одноэтажный. Кем и когда построен мой дом. Моя семья, соседи, друзья. Мой домашний адрес. Дорога от дома до детского сада и обратно. Какие здания и сооружения встречаются по пути. Тема 4. Вместе с папой, вместе с мамой
Как семья проводит выходной день? Любимые места семейного отдыха. Обязанности членов семьи в походе. Игры и совместные занятия детей и родителей в походе.
Раздел 2. Рюкзачок готовится в поход
Содержит 4 темы:
Тема 1. Здравствуй, Рюкзачок
Палатка, её назначение. Знакомство с рюкзаком. Снаряжение туриста. Демонстрация укладки рюкзака, установка палатки. Правила передвижения (функции направляющего, замыкающего). Разные способы ориентирования: по деревьям, солнцу, по растениям.
Тема 2. О туризме и туристах
Турист — человек, который путешествует. Туристы ходят в походы, чтобы узнать что-то новое, полюбоваться природой, улучшить своё здоровье. Туризм — это образ жизни. Туризм бывает разным: для детей, для взрослых. Что мы знаем о видах туризма (пешеходный, велосипедный, автомобильный, лыжный). Способы и средства передвижения.
Тема 3. Путешествуем по карте
План маршрута. Дидактические игры с планом маршрута, планом комнаты. Игры с планом двора, детского сада, микрорайона. Работа с топографической картой: как изображается хвойный, лиственный, смешанный лес, тропинка. Составление плана детского сада, улицы.
Тема 4. Где мы были, что мы видели
Объекты ближайшего окружения (здание детского сада, наша группа, наш участок). Какие помещения есть в здании детского сада, для чего они предназначены. Групповые участки, что на них расположено. Здания и сооружения вокруг детского сада. Школа: здание, спортивная площадка, места отдыха школьников. Поликлиника, её назначение, врачи и посетители.
Раздел 3. Здоровье в рюкзачке
Содержит 4 темы:
Тема 1. Я и моё здоровье
Из чего я состою. Клетки и органы человеческого тела. Строение органов пищеварения, дыхания, кровообращения. Мышцы, кости и суставы, их прочность. Гигиена и уход за ними в походе (массаж рук и ног, выполнение физических упражнений, содержание в чистоте, использование удобной обуви, если необходимо, то и специальной).
Тема 2. Охраняй здоровье в походе
Выполнение туристятами норм и правил поведения на природе. Почему нельзя пить из водоёмов, рвать и пробовать на вкус незнакомые грибы, ягоды, травы.
Тема 3. Скорая помощь юному путешественнику
Растения — верные друзья. Целебные свойства зелёных растений. Знакомство с отдельными лекарственными растениями. Оказание первой медицинской помощи (перевязки). Что такое походная медицинская аптечка.
Тема 4. Народная мудрость на здоровье нам дана
История народной медицины. Как известные путешественники и первопроходцы использовали средства народной медицины. Народные рецепты оказания первой помощи при различных болях и травмах. Разучивание пословиц, поговорок, загадок о здоровье и здоровом образе жизни.
Раздел 4. Весёлый Рюкзачок занимается физкультурой
Тема 1. Готовимся к дальним дорогам
Физическая подготовка юного туриста (общеразвивающие упражнения, подвижные игры, занятия тренировочного характера, спортивные игры с бегом и прыжками).
Пешеходный туризм и его особенности. Специальная подготовка (практические занятия по обучению ходьбе в колонне по одному с соблюдением дистанции, развитию ловкости, выносливости, закаливанию); подготовка личного снаряжения, формулирование правил поведения в походе, выбор места для лагеря, установка палатки, правила разведения костра.
Тема 2. Игры Весёлого Рюкзачка
Дидактические игры на усвоение правил безопасного поведения на природе и во время движения («Собери рюкзак», «Какие мы туристы»).
Тематические подвижные игры с элементами туристской техники «Мы туристы», «Переправа через болото», «Пробеги — не упади». Сюжетные занятия по сезонам, по видам туризма. Игры по спортивному ориентированию.
Тема 3. Занимательная физкультура
Занимательные игры интеллектуально-спортивного характера, разгадывание кроссвордов, ребусов на спортивные темы, мастерская «Очумелые ручки». Преодоление естественных препятствий природного характера (овраг, ручеёк, бревно) с использованием техники общеразвивающих упражнений (ползание, лазание, равновесие, прыжки).
Тема 4. Пора в путь-дорогу
С детьми старшего дошкольного возраста можно организовывать прогулки-походы. Регулярность таких походов — один раз в два месяца (пять в год). В прогулках-походах сочетается краеведческое, оздоровительное и экологическое содержание.
6-й слайд:
Опыт организации походов подсказывает, что оптимальные часы для проведения прогулки-похода — это с 9.00 до 12.00–12.30. Продолжительность прогулки, а также протяжённость маршрута могут варьироваться, в зависимости от здоровья и подготовленности детей.
7-й слайд:
Прогулка-поход состоит из нескольких этапов.
Подготовительный этап
Работа на подготовительном этапе складывается из нескольких направлений: работа с сотрудниками, детьми, родителями. Главная задача педагогов — убедить родителей в необходимости проведения прогулок-походов, сделать родителей своими соратниками и таким образом приобщить семьи воспитанников к здоровому образу жизни.
Отправляясь в поход, необходимо предусмотреть одежду и обувь по сезону и погоде.
Наполнение детских рюкзачков может быть разнообразным: лёгкий непромокаемый коврик, карандаши, фломастеры, блокнот, коробочки для находок и др.
Конечно, груз взрослых в походе будет намного больше. Это средства для оказания первой медицинской помощи — групповая аптечка, вода, влажные антибактериальные и обычные салфетки, спортивное оборудование (мячи, скакалки); средства для ведения наблюдений (лупы, цветные линзы, небольшие грабли, лопатка, нож, компас); технические средства (планшет, плеер); разнообразные ёмкости для сбора находок.
На подготовительном этапе составляется план прогулки-похода. В план включается осмотр не только природных объектов, но и объектов истории и культуры, социальных объектов (например, больницы, почты). Воспитатели отбирают литературный материал в соответствии с временем года. Это рассказы и стихотворения о природе, пословицы, поговорки, загадки. Накануне похода с детьми проводится беседа о маршруте.
Основной этап
Основной этап состоит из трёх равнозначных, взаимосвязанных между собой частей: дорога до места стоянки, отдых и игры на стоянке, дорога обратно. По дороге к стоянке необходимо через каждые 15–20 минут организовать кратковременный отдых. Во время остановок проводятся кратковременные наблюдения: можно предложить детям рассмотреть деревья, траву, понаблюдать за насекомыми, птицами, полюбоваться пейзажем, отправиться на поиски даров природы (шишки, камешки, коряги, рассмотреть следы на земле.
Через каждые полтора-два часа необходимо производить осмотр детей и взрослых на предмет выявления клещей, возможных повреждений (царапины, ссадины).
На основной стоянке детей обычно ждут сюрпризы, подготовленные взрослыми: творческие задания, игры, преодоление препятствий, ориентирование по карте и компасу, установка палаток, беседы с интересными людьми, пение и слушание туристических песен, исполнение местного фольклора.
Дети очень любят, когда настаёт время приёма пищи на свежем воздухе.
Одной из задач прогулок-походов является воспитание ценностного отношения к окружающей среде. В местах проведения прогулок взрослые подчёркнуто бережно относятся к каждой травинке, цветку, кустику, к птичьим гнёздам. Завершающим этапом прогулки-похода является обратный путь. Как правило, дети утомлены обилием впечатлений, физическими нагрузками, поэтому организаторы похода выбирают короткую дорогу домой. Дети идут в свободном темпе, движения разнообразны.