Мария Сопронюк
Знакомство дошкольников с пейзажем как жанром изобразительного искусства
▼ Скачать + Заказать документы
Пейзаж – это «портрет» природы
Изображение природы содержит в себе определенную долю познавательной информации, но это «не наглядное пособие по географии». Пейзаж, вовсе не пересказ с натуры. Изображая пейзаж, художник концентрирует наше внимание на красивых, интересных моментах в природе, которых мы могли бы не заметить. Тем самым художник воспитывает любовь к природе, эстетический вкус. И наоборот, любовь к природе порождает интерес к картине и желание самому взяться за краски и кисть. Точно такое же желание возникает и у ребенка, впервые соприкоснувшегося с миром искусства. Потребность в этом отмечается у ребенка с первых дней его жизни, поэтому очень важно упрочить и расширить это желание приобщиться к миру прекрасного, что в значительной мере влияет на формирование духовного мира будущего человека.
Публикация «Знакомство дошкольников с пейзажем как жанром изобразительного искусства» размещена в разделах
- Жанры изобразительного искусства
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Пейзаж. Рисуем и знакомимся с пейзажами
- Темочки
К. Д. Ушинский писал: «Прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога». Образы, представления в момент наблюдения, являются источником рождения художественных образов природы и желания изобразить это в рисунке. Знакомство с пейзажем и овладение приемами его изображения в рисунке оказывает большое влияние на художественное развитие личности ребенка и воспитание его эстетического вкуса.
Младший дошкольный возраст
В младшем возрасте, в предметном рисовании, дети знакомятся с изображением элементов пейзажа, такими как земля, растительный покров земли, деревья и кустарники, вода, небо, дома и т. п. При рассматривании пейзажных иллюстраций и репродукций большое внимание уделяется тому, чтобы вызвать у детей эмоциональный отклик на изображенное художником, заинтересовать их, не ставя перед ребенком цель запомнить само понятие «пейзаж». Дети знакомятся с основными цветами, учатся выделять цветовые оттенки. С этой целью в работе с детьми могут быть использованы различные дидактические и развивающие игры и упражнения: «Подбери сарафаны матрешкам», «Собери урожай», «Составь гусеницу» и т. п. Дети наблюдают за природными явлениями на прогулке и прослушивают стихи и художественные произведения, носящие описательный характер того или иного природного явления.
Средний дошкольный возраст
Дети продолжают знакомство с цветами красок и их оттенками. Дети сравнивают мир красок и мир людей. Краска похожа на человека, у которого свой характер и привычки. Цвет же – это настроение краски, ее состояние в данный момент. Такое объяснение помогает детям понять, как одной краске может соответствовать несколько цветов, несколько настроений, также как и у человека существует несколько настроений.
На занятиях дети учатся смешивать краски для получения новых оттенков. Детям предлагается изобразить в своих работах конкретный образ природы: небо, море, реку и т. п. На занятиях «Каким мы видим небо?» дети открывают для себя изменчивость цвета неба и то, от чего же зависит цвет неба (погода, время суток и освещение, время года; в одно и тоже время в разных местах небо может быть разного цвета – как радуга). Дети знакомятся с тем, как изображали небо, море художники (рассматривание иллюстраций и репродукций) и сами пытаются нарисовать их. Также ведется работа по изображению детьми конкретных образов природы – деревьев, кустарников, рек, озер, небольших построек и т. п.
В предметном рисовании дети знакомятся с понятием «контур», как линией, очерчивающей предмет. Таким образом, вся работа направлена на восприятие детьми понятия «живопись», основных жанров (пейзаж, портрет, натюрморт) и более конкретно к восприятию и передаче детьми пейзажной живописи. На занятиях дети рассматривают репродукции картин великих мастеров прошлого, учатся понимать настроение картины, которое хотел передать художник. Для более глубокого впечатления от созерцания картин, в работе использовались литературные описания природы (стихи, загадки, прозаические отрывки) и музыкальные композиции.
Также дети знакомятся с понятием «линия горизонта» и расположением предметов в зависимости от нее. Рассматривание и детальное изучение дошкольниками картин о природе, позволяет им усвоить понятие «пейзаж», как один из жанров живописи. Теоретические занятия подкрепляются практическими, на которых дети, изображая пейзажи, передают свои впечатления от просмотренных репродукций или от загородной прогулки, во время которой они сталкиваются с конкретными образами природы: лес, река, озеро, небо, засохшая травинка и т. п. («Радостная осень», «Белая береза под моим окном», «Волшебница весна» и др. занятия). В работе с детьми могут быть введены различные дидактические игры: «Цветное домино», «Составь эскиз пейзажа», «Каждому дереву свое лицо» и т. п.
Старший и подготовительный к школе дошкольный возраст
С детьми проводятся НОД по ознакомлению с видами пейзажа. Они узнают, что пейзаж бывает природный и городской, сельский и морской. После серии подобных занятий у детей формируется четкое представление о том, что где бы человек не жил, везде он может найти прекрасное: маленькая сельская речушка или город с его напряженным ритмом.
На занятиях по знакомству с живописью вводятся мнемотаблицы по жанрам живописи, содержащие в себе краткие сведения по каждому из известных детям жанров.
На практических занятиях дети учатся размывать краски, делая переход от более темного к более светлому тону, учатся тонировать бумагу, создавая фон для будущего рисунка. Детские работы становятся более интересными по содержанию и композиции.
Старших дошкольников можно познакомить с работой по мокрому листу в техниках «монотипия» и «монохром». При использовании данных техник у детей возникает необходимость быть более внимательными к композиции, к выбранной цветовой гамме и к линиям, выбранным для изображения того или иного предмета. Дети учатся воспринимать линию и цвет, как основные средства художественной выразительности. С этой целью вводятся дидактические игры: домино «Линия к линии», «Времена года», «Части суток».
Примерный перечень пейзажей для детей дошкольного возраста в соответствии с ФОП
От 4 до 5 лет:
Иллюстрации, репродукции картин: В. М. Васнецов "Снегурочка"; А. И. Бортников "Весна пришла".
От 5 до 6 лет:
Иллюстрации, репродукции картин: Ф. А. Васильев "Перед дождем"; А. А. Пластов "Первый снег"; И. Э. Грабарь "Февральская лазурь"; Б. М. Кустодиев "Масленица"; Ф. В. Сычков "Катание с горы зимой"; И. И. Левитан "Березовая роща", "Зимой в лесу"; Т. Н. Яблонская "Весна"; В. М. Васнецов "Ковер-самолет".
От 6 до 7 лет:
Иллюстрации, репродукции картин: И. И. Левитан "Золотая осень", "Осенний день. Сокольники", "Стога", "Март", "Весна. Большая вода"; Ф. А. Васильев "Перед дождем"; В. Д. Поленов "Золотая осень";И. И. Шишкин, К. А. Савицкий "Утро в сосновом лесу", И. И. Шишкин "Рожь"; А. И. Куинджи "Березовая роща"; А. А. Пластов "Летом", "Сенокос"; И. С. Остроухов "Золотая осень", А. С. Степанов "Катание на Масленицу"; И. Э. Грабарь "Зимнее утро"; А. К. Саврасов "Грачи прилетели", "Ранняя весна"; К. Ф. Юон "Мартовское солнце"; К. Е. Маковский "Дети, бегущие от грозы".