Петрова Ольга
Знакомство дошкольников с фольклором народностей Ленинградской области
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:
«Знакомство дошкольников с фольклором народностей Ленинградской области».
Заведующий ГБДОУ д/с № 17 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Петрова О. К.
Сегодня ни у кого не вызывает сомнения огромная значимость народной культуры в духовном, нравственном, эстетическом и патриотическом воспитании дошкольника, в приобщении детей к родной истории, вековым культурным традициям России. Значит, воспитание патриотизма должно начинаться с формирования у детей личностного отношения к семье, к родным местам. То есть, каждый из нас, проживающих в Санкт-Петербурге, должен знать историю родного края, гордиться ею, любить свою малую Родину, преумножать её богатства. Поэтому воспитанию дошкольников, на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Ленинградской области, придаю большое значение. Так как его история, традиции, культура как бы ни были отдалены во времени, близки, зримы и осязаемы, и представляют богатый материал для познания детей.
Публикация «Знакомство дошкольников с фольклором народностей Ленинградской области» размещена в разделах
- Ленинградская область, Санкт-Петербург. Петербурговедение
- Народная культура, фольклор
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Цель деятельности –создание целостной системы работы педагога, направленной на полноценную реализацию воспитательного и развивающего потенциала краеведения в контексте воспитательно-образовательной работы с детьми.
Реализацию данной цели осуществляется через решение следующих задач:
Помочь детям почувствовать духовную жизнь коренных народов.
Знакомство с культурным наследием предков: с предметами народной старины, воспитывающие в детях чувство красоты, любознательность.
Знакомство детей с фольклором во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.)
Приобщение детей к общечеловеческим, нравственным ценностям: доброта,Ю красота, правда, храбрость, трудолюбие, верность. Воспитывать гордость за свой народ, пробуждать чувство любви к Родине.
Приобщение детей к народной культуре через народные праздники и традиции.
Расширение словаря детей, использование в речи названий предметов быта, одежды, обуви.
Развитие связной речи детей посредствам диалогов, составлении описательных рассказов.
Знакомство детей с народными играми, хороводами, народными песнями.
Ознакомление с народной декоративной росписью.
Помочь детям осознать взаимосвязи настоящего, прошлого и будущего, ощутить себя в потоке времени, найти своё место.
В детском фольклоре находится ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов, детских творческих возможностей.
Для эффективного приобщения детей к истокам национальной культуры нужно работать по следующим направлениям :
1. Окружение ребёнка предметами национального характера. Это поможет детям понять, что они – часть великого народа.
2. Использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д., т. к. именно он вмещает в себя все ценности родного языка.
3. Народные праздники и традиции, Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведение птиц, насекомых, растений.
4. Ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным искусством.
5. Знакомство с народными играми.
Предмет исследования: знакомство с фольклором народов Ленинградской области.
Познавательная значимость фольклора заключается в его влиянии на всестороннее развитие ребёнка, а в особенности на приобщение к народной культуре.
Эффективным средством приобщения детей к народным традициям является фольклор (народные праздники и игры, пословицы, поговорки, скороговорки, загадки, вобравшие в себя педагогические сведения и воспитательный опыт народов Ленинградской области. Использование именно фольклора в воспитательном процессе позволяет не только знакомить дошкольников с сущностью традиций своего народа, но и воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение к народным традициям, приобщать детей к миру общечеловеческих ценностей.
Методическая работа:
Изучение методической литературы по теме.
Разработать перспективный план работы с детьми по теме.
Пополнить детскую библиотеку художественной литературой по теме.
Подобрать материал для реализации проекта и развлечений по теме.
Подбор подвижных, сюжетно-ролевых, дидактических игр по теме.
Подготовка анкет, памяток, консультаций для педагогов, родителей.
Создание развивающей среды (мини-уголка) воспроизводящего атмосферу и быт народностей Ленинградской области.
Работа с родителями:
Консультации:
«Устное народное творчество – удивительный дар прошлого»
«Народные праздники»
«Коренные народности Ленинградской области»
«Воздействие малых форм фольклора на развитие ребёнка»
«Фольклор, как средство патриотического воспитания».
Участие в праздниках, развлечениях.
Выставка «Народный орнамент»
Круглый стол «Быт народов Ленинградской области (посуда, одежда, обувь, обряды)
Создание мини-музея «Посуда народов Ленинградской области»
Мастер класс «Куклы наших прабабушек». Выставка.
Помощь в создании «Уголка быта народов Ленинградской области» в группе.
Работа с детьми:
Образовательная область Формы и методы работы
Социально-коммуникативное развитие Беседы с детьми
Составление творческих рассказов
Дидактические игры («Помоги гончару; «Подворье», «Собери приданое девице», Дом», «Собери бусы», «Подбери головной убор к сарафану», «Собери узор», «Сложи картинку».
Сюжетно-ролевая игра «Семья», «Хозяйство в деревне», «Мастера».
Викторины «Достопримечательности Ленинградской области».
Конкурс знатоков родного края.
Изготовление альбомов, буклетов, тематических папок на темы: «Загадки», «Народные игрушки», «Пословицы, поговорки, приметы», «Сказки и былины народов Ленинградской области»
Познавательное развитие Организация прогулок (вместе с родителями) по Ленинградской области, картотека наблюдений, примет.
Цикл занятий «Путешествие в историю», «Быт и традиции», «Моё имя, его значение», «Символика Ленинградской области».
Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, фотографий.
Речевое развитие Чтение народных сказок, былин, пословиц, поговорок, загадок.
Знакомство с творчеством писателей и поэтов Ленинградской области.
Экскурсии в библиотеку.
Художественно-эстетическое развитие Знакомство с фольклором, обычаями, праздниками, костюмами народов Ленинградской области.
Слушание фольклорных произведений.
Выставки поделок и рисунков.
Физическое развитие Разучивание народных, хороводных игр.
Знакомство с играми бабушек и дедушек.
Продукты проектной деятельности:
Альбомы «Коренные народы Ленинградской области»
Панно «Все народы в гости к нам»
Рисунки детей на темы «Моя дружная семья», «Дом, в котором мы живём», «Как мы отдыхаем».
Альбом «Костюмы народов Ленинградской области»
Картотека «Подвижные игры народов Ленинградской области»
Альбом «Пословицы и поговорки о семье, о дружбе»
Модели занятий, дидактические игры
Информационный материал для родителей и педагогов
Наглядные материалы и пособия знакомящие детей с народными музыкальными инструментами, песенным фольклором народов Ленинградской Области
Книжка – самоделка «Родной край»
Выставки совместного творчества детей и родителей:
Предметы народного декоративного творчества
Игрушки из глины, соломы
Куклы наших бабушек (бумажные и тряпичные куклы)
Различные детские работы, посвящённые праздникам народного календаря
Изготовление посуды, предметов быта (папье-маше)
Узоры, орнаменты народов Ленинградской области.
Ожидаемые результаты:
должен знать:
название родного края,
символику родного края;
достопримечательности Ленинградской области;
объекты живой природы
произведения поэтов, писателей Ленинградской области;
элементы народной одежды, отличать ее от одежды людей других национальностей;
Играть в народные подвижные игры.
иметь представление :
о климатических условиях Ленинградской области,
устанавливать связи между живой природой и климатическими условиями Ленинградской области;
о растениях родного края, которые занесены в Красную книгу;
иметь представление о жилище народов Ленинградской области в историческом прошлом;
иметь представления о народных ремеслах, быте, праздниках, фольклоре.
Вывод:
Проводимая нами работа помогает ребёнку почувствовать себя частью великого целого – своего народа, своей страны, учит уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем.