Галина Хосиямо
Знакомство дошкольников с символами российского государства
▼ Скачать + Заказать документы
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Знакомство дошкольников с символами Российского государства
Хосиямо Г. А. ,воспитатель МБДОУ д/с №33 «Дюймовочка», Южно-Сахалинск.
Знакомство детей дошкольного возраста с государственными символами страны-трудная задача. В ДОУ постепенно накапливали материал, повышая грамотность педагогов. Большое внимание уделялось теоретической грамотности педагогов: изучались справочные материалы, методическая литература, помогли консультации специалистов по геральдической науке, истории герба и флага России. Педагогами оформлены альбомы: «Гербы разных государств», «Флаги разных стран», «Гербы районов Сахалинской области», «Эмблемы родов войск». Теперь этими материалами могут пользоваться педагоги при подготовке образовательной деятельности.
Публикация «Знакомство дошкольников с символами российского государства» размещена в разделах
- Символы России для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Дети младшего дошкольного возраста получают общие сведения о том, что у нашего государства есть свои символы, учатся узнавать их. С детьми старшего дошкольного возраста проводятся экскурсии по району, в ходе которых обсуждаются встречающиеся символы (пешеходный переход, аптека, книжный магазин, парикмахерская, поликлиника и т. п.) и обращается внимание на государственные символы (флаг, герб). Наиболее доступен для детей подход к ознакомлению с государственными символами на основе песенного сказочного фольклора, русского декоративно-прикладного искусства, так как дошкольнику близки и понятны сказочные, фольклорные образы. Детям читают сказки, былины о подвигах русских богатырей, они рассматривают иллюстрации Ивана Билибина, Виктора Васнецова, проводятся беседы о русском оружии и одежде древних воинов.
Чрезвычайно важно для ознакомления дошкольников с гербом и флагом России сочетание познавательной деятельности с игровой. Для детей необходимо обыграть полученные знания и выразить свое отношение к ним в лепке, рисовании, аппликации. В ДОУ собраны коллекции марок, открыток, монет, на которых встречаются изображения государственных символов как нашей страны, так и других государств. Эти коллекции, а так-же книги о гербах, флагах, исторических событиях, буклеты и открытки с изображением символов выставлены в книжных уголках в группах.
Большая работа проводилась по созданию эмблем групп, которая, как оказалась, имеет серьезный потенциал для нравственного воспитания детей. Символы придуманы, исходя из названий групп: «Кораблик», «Солнышко», «Звездочка», «Почемучки», «Смешарики». Вместе с воспитателем дети придумывали девизы для своих эмблем. На спортивных соревнованиях все группы выступали под своими эмблемами. К работе по ознакомлению дошкольников с государственной символикой были привлечены родители. Чтобы выяснить их интерес к данной теме, провели анкетирование «Что Вы знаете о государственных символах России?». Все родители признали необходимость и полезность работы с детьми по ознакомлению с государственной символикой. Для них были подготовлены информационные папки по данной теме. Родители с энтузиазмом приняли предложение о создании эмблемы семьи. Таким образом, коллективом ДОУ проведена большая работа, которая будет продолжаться и в дальнейшем. В деятельности ДОУ по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с государственной символикой использовался проектный метод. В качестве примера приведен мини-проект по теме «Наш герб».
МИНИ-ПРОЕКТ «Наш Герб»
ЭТАПЫ ФОРМЫ РАБОТЫ СРОК РЕАЛИ-
ЗАЦИИ ВРЕМЯ
В РЕЖИ-
МЕ ДНЯ
МЕСТО И СПОСОБ
ПРОВЕДЕНИЯ
1 2 3 4 5
1. Знакомство с понятиями :
«символ»,
«эмблема»,
«герб» Рассказ воспитателя «Путе-
шествие в страну Геральдика».
Знакомство детей с основными законами геральдической науки: формы щитов (что обозначают);
цвета, их значение; металлы, используемые в гербах;
символы и предметы, изображаемые на гербах
сентябрь 1-я
половина В группе с
воспитателем
Занятие по теме: «Откуда герб пришел» (знакомство с историческим прошлым,
гербами разных стран) -//- -//- -//-
Занятие по теме «Герб России» октябрь -//- -//-
Занятие по теме «Герб Южно-Сахалинска» ноябрь -//- -//-
Чтение былин: «Алеша Попович и Тугарин змей», «Святогор-
богатырь», «Никита Кожемяка» Сентябрь,
Октябрь,
ноябрь 2-я
половина -//-
Чтение книг из серии
«Введение в историю» : Ю. Лиманов «Юрий Долгорукий», «Князь Святослав» -//- -//- Выставка
русского
народного
костюма
Чтение русских народных сказок о подвигах русских богатырей -//- -//- В группе, на выставке
Рассматривание иллюстраций В. Васнецова «Богатыри»,
«Витязь на распутье»,
И. Билибина к русским народным сказкам -//- -//- -//-
Дидактические игры: «Сложи узор на щите», «Найди два одинаковых щита», «Выложи узор из мозаики», «Найди среди гербов разных стран герб России», «Найди среди гербов разных городов герб Южно-Сахалинска» -//- -//- В группе с воспитате-
лем
2. Детская продуктивная деятельность:
создание
выразительных
художественных
образов,
основанных на
впечатлениях от усвоения
художественных
произведений,
бесед, рассматривания
иллюстраций
Конструирова-ние из природного материала «Богатырь с копьем
и щитом».
Рисование- «Никита Кожемяка и змей Горыныч».
Аппликация-«Выложи узор на щите»
ноябрь -//- -//-
Составление коллекций монет, открыток, марок с изображением различных гербов, эмблемы родов войск октябрь 2-я
половина В группе с воспитателем
Просмотр видеоматериалов из цикла «Прогулки по Третьяковской галерее» (зал В. Васнецова)
-//- -//- Использование интерактивного
оборудования
Экскурсия в музей ноябрь Выходной
день С родителями по просьбе воспитателя
Спортивный праздник для мальчиков подготови-
тельной группы «Соревнования
сильнейших» октябрь 1-я
половина С инструктором по физической культуре в музыкальном зале
Рисование- «Жар-птица».
Лепка из глины-
«Орел».
Рисование- «Богатыри».
Лепка «Витязь на коне».
сентябрь,
октябрь 1-я половина В группе с воспитателем
Викторина «Русские богатыри» (одежда древних воинов, оружие, подвиги) ноябрь -//- Музыкальный зал
3. СОЗДАНИЕ
ЭМБЛЕМЫ
ГРУППЫ Коллективная работа с детьми «Создаем эмблему группы» (обсуждение особенностей группы, способов изображения, цвета, формы щита, композиции рисунка) ноябрь -//- В группе с воспитателем
Придумывание девиза к эмблеме -//- 2-я
половина -//-
Заучивание группового девиза -//- -//- -//-
Рисование герба семьи (совместное обсуждение всеми членами семьи) Октябрь-ноябрь Выход-
ные дни Дома в семье