Евгения Ерофеева
Конспект НОД в области «Познание» в старшей группе. Знакомство детей с разными природными явлениями»
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи
Тема: «Знакомство детей с разными природными явлениями» для детей старшей группы
Составитель: Е. В. МБДОУ ЦРР детский сад№4
Цель
Знакомство детей с природными явлениями.
Задач
Познакомить детей с природными явлениями (дождь, гроза, град, радуга, формировать интерес к познанию природы.
Учить понимать и оценивать природные явления, их влияние на погоду.
Публикация «Конспект НОД в области „Познание“ в старшей группе, Знакомство детей с разными природными явлениями“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Погода и природные явления
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2017
Воспитывать эстетическое восприятие природы, желание любоваться красивыми явлениями природы.
Предварительная работа: Наблюдения на прогулке, беседы с детьми о природных явлениях, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.
Методы и приемы: Игровой, наглядный, рассказ воспитателя, проблемные вопросы, использование художественной литературы.
Материалы и оборудование: Иллюстрации природных явлений (дождь, гроза, град, радуга, мяч.
Ход:
Воспитатель: Ребята, я Вам загадаю загадки а вы с помощью карт инок попробуйте найти отгадкуПедагог: Ребята, хотите, я загадаю вам загадки. Для всех моих загадок отгадка одна и спряталась она среди картинок, которые вы видите на экране.
1. Меня ждут – не дождутся
А как завидят – разбегутся.
2. Над тобой, надо мной
Пролетел мешок с водой.
Наскочил на дальний лес –
Прохудился и исчез.
3Его просят, его ждут,
А как придет – прятаться начнут.
Дети находят нужную картинку.
Воспитатель: Молодцы
Воспитатель: В летнее время дожди часто сопровождаются грозами. Гроза – красивое, но опасное явление природы. Грозы происходят от того, что в одном месте воздух очень сильно нагрелся, а в другом, наоборот остыл. Там, где встретился влажный и теплый воздух с сухим и холодным, образовалась грозовая туча. В грозовой туче всегда возникают электрические разряды – молнии. Молнию мы видим на небе как зигзаг, который на миг пронзает воздух. Это особенно хорошо заметно, если гроза идет ночью. При вспышке молнии на этом месте от очень высокой температуры образуется пустота. И тотчас же эта пустота с грохотом заполняется воздухом – мы слышим гром.
От грозы лучше спрятаться в надежном укрытии с крышей над головой, потому что при грозе поднимается ветер, а дождь такой силы, что зонтика становится мало. Нельзя прятаться под одиноким деревом в поле, потому что в него может попасть молния. (показ мультимедиа)
Физкультминутка:
«Дождик»
Капля раз,
(Прыжок на носочках, руки на поясе.)
Капля два,
(Прыжок.)
Очень медленно сперва.
(4 прыжка.)
А потом, потом, потом
(8 прыжков.)
Все бегом, бегом, бегом
Мы зонты свои раскрыли,
(Руки развели в стороны.)
От дождя себя укрыли.
(Руки полукругом над головой.)
Воспитатель: Ребята давайте рассмотрим картину она называется «Дождь в дубовом лесу». Написал её замечательный русский художник Иван Иванович Шишкин.
Как вы считаете ребята, веселая эта картина или грустная? (Ответы детей.)
Почему вы так думаете? (Ответы детей.) Какие краски понадобились художнику, чтобы показать это? (Ответы детей.) Какие краски взял бы художник, если бы захотел нарисовать не пасмурный день, а яркий весёлый? (Ответы детей.)
Сочетание красок, цвета, создающие единство картины, называется колоритом. Он передает настроение художника. Если основные цвета в картине – красные и желтые, колорит называется теплым, если синие и зеленые – холодные. Какой колорит у картины Ивана Шишкина «Дождь в дубовом лесу»? (Ответы детей.)
Как вы думаете, почему художник так назвал свою картину? (Ответы детей.)
Давайте ляжем с вами на коврик, кому как удобно, закройте глаза, и представьте, чтобы вы увидели, услышали, если бы пришли в этот лес?
Дети располагаются на коврике, кому как удобно. Слушают запись дождя. По окончании музыки дети открывают глаза, садятся на коврик и рассказывают о своих впечатлениях.
Воспитатель: На картине «Дождь в дубовом лесу» изображена дорога в лесу, вся залитая теплым, летним дождем. Он не пугает прогуливающую парочку, которая под зонтом спокойно идет по своим делам. Впереди них идет человек, спрятав руки в карманы, и не обращает внимания на непогоду. По преданию тут художник изобразил самого себя.
Могучие деревья, стоящие по обе стороны дороги, подставили листья, и, кажется, с жадностью пьют теплую, летнюю влагу.
Дальше дорожка уходит в глубину леса, который изображен с любовью. Каждое дерево тщательно выписано художником, даже дупло на одном из деревьев не омрачает общей картины. Передние деревья выписаны точно и подробно, а дальше все тонет в туманной дымке, как и полагается во время дождя.
В лужицах видны отражения окружающих деревьев. Значит, дождь не так сильно льет и, возможно скоро кончиться. Я думаю, несмотря на непогоду, художник просто показал красоту окружающего мира.
Воспитатель: Давайте вспомним, какой дождь мы слышали: сильный или мелкий, робкий или грозный. (Ответы детей.)
Как и любое природное явление, дождь имеет начало и конец.
Воспитатель: Давайте вспомним, какой дождь мы слышали: сильный или мелкий, робкий или грозный. (Ответы детей.)
Как и любое природное явление, дождь имеет начало и конец.
- Вначале наш дождик робкий. Покажите пальцами, как дождь капает. (Дети отстукивают пальцами по ладошке ритм падающих капель.)
Воспитатель: В летнее время дожди часто сопровождаются грозами. Гроза – красивое, но опасное явление природы. Грозы происходят от того, что в одном месте воздух очень сильно нагрелся, а в другом, наоборот остыл. Там, где встретился влажный и теплый воздух с сухим и холодным, образовалась грозовая туча. В грозовой туче всегда возникают электрические разряды – молнии. Молнию мы видим на небе как зигзаг, который на миг пронзает воздух. Это особенно хорошо заметно, если гроза идет ночью. При вспышке молнии на этом месте от очень высокой температуры образуется пустота. И тотчас же эта пустота с грохотом заполняется воздухом – мы слышим гром.
От грозы лучше спрятаться в надежном укрытии с крышей над головой, потому что при грозе поднимается ветер, а дождь такой силы, что зонтика становится мало. Нельзя прятаться под одиноким деревом в поле, потому что в него может попасть молния.
Воспитатель: Был душный летний день. Неожиданно появилась черная туча. Засверкали грозные молнии, затрещал оглушительный гром, и хлынул ливень. Вдруг по земле заскакали крупные белые горошины. Их было так много, что через несколько минут земля побелела, как зимой. Как вы думаете, что это? (град)
В жаркую погоду земля нагревается, и теплый воздух вместе с водяным паром поднимается вверх. Чем сильнее нагревается воздух, тем выше он поднимается. Высоко над землей всегда холодно, морозно, даже летом. Поэтому пар тут же превратился в капли воды, а капли воды замерзли и стали маленькими льдинками. Они становятся такими тяжелыми, что, не в силах больше удерживаться в туче, падают на землю. Если льдинки тают, не долетев до земли, тогда идет не град, а дождь. Поэтому град всегда идет с дождем: одни льдинки растаяли по пути к земле, а другие, самые крупные, успели упасть на землю. От града надо, также как и от грозы, прятаться в надежном укрытии с крышей над головой.
Воспитатель: Но вот дождик почти закончился, уже из-за тучки проглядывает солнышко. Как вы думаете, что появляется на небе? (радуга)
Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает красивая дуга. В старину верили, что она приносит счастье. А построили радугу солнечные лучи и дождевые капли. Лучи солнца проходят через дождевые капли, и на небе возникает необычная цветная дуга. Сколько цветов у радуги? (семь) Какие? (ответы детей)
Подвижная игра «Солнышко и дождик».
В. : - Ребята, а что же нам поможет спрятаться от дождика? (ответы детей : зонтик)
В. : - Правильно зонтик!
В. : - Когда будет «светить» солнце вы будите гулять, а когда «пойдет» дождь спрячетесь под зонтик. (игра проводиться 2-3 арза
Итог
О каких природных явлениях мы сегодня говорили?
Что нового и интересного вы узнали?
Какие моменты вам больше понравились и почему