Светлана Волгапова
Конспект НОД «Путешествие в музеи народностей»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие в музеи народностей».
Цель: воспитание нравственно-патриотических чувств к Родине, к культурному наследию народностей, проживающих рядом с нами.
Задачи:
Доминирующая область: Художественно-эстетическое развитие.
- Обогащение впечатлений детей, при восприятии музыкальных произведений народностей.
- Формирование эмоционального отклика при восприятии гимна РФ.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Русская народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
- Упражнять детей в умении аккуратно закрашивать, не выходя за контуры.
Познавательное развитие.
- Закрепление знаний детей о государственных символах России.
- Развитие познавательных интересов.
Социально-коммуникативное развитие.
- Воспитывать эмпатию к другим национальностям.
- Закреплять представления детей о равенстве всех народов, живущих на земле.
- Развитие свободного общения со взрослыми и сверстниками.
-Создание условий, способствующих закреплению дружеских отношений внутри детского коллектива.
Речевое развитие.
- Упражнять в умении отвечать развернутым предложением.
- Согласовывать в предложении окончания слов.
Физическое развитие.
- Воспитание чувства товарищества, умение сопереживать и поддерживать друг друга.
- Развитие ловкости в подвижной игре.
Материал для занятия:
Карта РФ, герб, флаг, карточки с изображением народов России, макеты кукол, предметы быта и одежды (русские, казахи, татары, изобразительные средства (краски, пластилин, цветная бумага и т. д, две лошадки, монеты.
Место проведения:
-музыкальный зал.
Оборудование:
- магнитофон.
- МР3 записи (гимн РФ «+», музыка разных народов, проживающих на территории России, фоновые заставки для проведения подвижной игры).
- самовар, сладкие угощения.
Предварительная работа:
- Разучивание стихов о символах России, о союзных странах.
- Разучивание пословиц о дружбе.
- Рассматривание кукол из набора «Национальные костюмы».
- Знакомство с подвижными играми разных народов.
- Приготовление кукол разных национальностей для расцвечивания.
Ход мероприятия:
Дети заходят в зал. Здороваются с гостями.
В: Ребята, а не хотели бы вы отправиться в путешествие по нашей необъятной России. Взгляните, куда это мы попали? В какой - то национальный музей. Давайте рассмотрим все повнимательнее. Как вы думаете, к какому народу относятся эти предметы быта? Может кто-то увидел знакомые предметы одежды или быта? Правильно, это русский музей. Хотели бы вы познакомимся с русской культурой поближе?
Д: дети рассматривают костюм, предметы быта.
В: (кратко, по ходу рассматривания, рассказывает о русском народе) Русский народ миролюбивый. Врагов он себе не искал, а дружбой дорожил. Любил в гости ходить, да и у себя гостей встречать. Угощать картошкой, да щами, блинами да пирогами. Так уж повелось на русской сторонушке: удалого парня называли соколом, девицу – лебедушкой. Носили девицы сарафаны нарядные (красные, оранжевые, зеленые) обратите внимание какие здесь узоры, линии; а парни белые рубахи с кушаком. Славится Россия матрешками расписными, да балалайками удалыми.
В: Посмотрите на эту красоту. К какой народности могут относиться эти предметы быта, одежды?
Д: Казахи.
В: Совершенно верно. Казахи очень гостеприимный народ, дружный. У них очень красивый национальный костюм. У мужчин: чапан, тюбетейка, у женщин: ак жаулык- белый платок, кажекей ак кулек – белое платье, обратите внимание на узоры, линии здесь они закругленные, похожи на рожки барашек, на ногах: мясы – ичиги. Национальное блюдо – бешбармак, баурсаки, к чаю – толкан. Когда рождаются дети им дают имена со смыслом, например, Гульмира – цветок мира. А ты, Анеля, знаешь значение твоего имени? А у тебя, Асан? Так же есть свои народные игры. В одну из них я вам предлагаю поиграть. Она называется «Подними монету». (Воспитатель кратко объясняет правила игры)
В: Мальчики и девочки, а наше путешествие продолжается. Посмотрите, в музей какой народности мы пришли? (ответы детей) Сейчас перед вами татарский национальный костюм. У женщин – камзол из бархата, рубахи из парчи. У мужчин – рубаха, камзол, шаровары. Татарские головные уборы – тюбитейки. Вся одежда из ярких, дорогих тканей, потрогайте на ощупь. Все расшито орнаментом, который включает в себя растительные элементы узора: цветы, листочки, веточки. Национальным блюдом является чак-чак.
Затем дети обращают внимание на висящую карту РФ.
В: совершенно верно, это карта РФ, где живут люди разных национальностей. Какие народы населяют нашу огромную Россию?
Д: татары, башкиры, русские, казахи, мордва и т. д.
В: посмотрите, а вот же они, представители разных народностей, мы уже с вами говорили о национальных костюмах, обращали внимание на узоры, линии. Теперь каждый из вас оденет одного представителя в национальный костюм. ( на столах все необходимое для расцвечивания: краски, пластилин, карандаши, цв. бумага и т. д.)
Дети проходят за рабочие столы и одевают (расцвечивают) своих кукол, под тихую национальную мелодию.
В: вот мы с вами одели наших представителей, теперь давайте мы их расселим на карте РФ. (дети расселяют представителей по всей карте России)
В: скажите, как же живут эти народы?
Д: дружно.
В: какие мы с вами учили пословицы о дружбе? Кто вспомнит?
Д: Старый друг – лучше новых двух. Нет друга, так ищи, а нашел – береги. Друг за друга держаться - ничего не бояться. Дружба – великая сила.
В: что еще знакомое вы видите?
Д: флаг, герб.
В: совершенно верно, у каждого государства есть свой флаг и герб. А кто из вас знает, что символизирует флаг?
Д: могущество, силу, независимость.
В: что символизирует герб РФ? И кто на нем изображен?
Д: двуглавый орел. Символизирует безопасность.
В: так же у каждого государства есть свой гимн, который прослушивают на различных торжествах. Его прослушивают стоя. Давайте послушаем гимн РФ стоя, а кто знает слова можно подпевать.
После прослушивания гимна.
В: Как вы думаете, интересно прошло наше путешествие по музеям? Что было интересно? (дети отвечают).
Самоанализ
Тема: «Путешествие в музеи народностей».
Цель: воспитание нравственно-патриотических чувств к Родине, к культурному наследию народностей, проживающих рядом с нами.
Задачи:
Доминирующая область: Художественно-эстетическое развитие.
- Обогащение впечатлений детей, при восприятии музыкальных произведений народностей.
- Формирование эмоционального отклика при восприятии гимна РФ.
- Упражнять детей в умении аккуратно закрашивать, не выходя за контуры, используя традиционные и нетрадиционные техники рисования.
Познавательное развитие.
- Закрепление знаний детей о государственных символах России.
- Развитие познавательных интересов.
Социально-коммуникативное развитие.
- Воспитывать эмпатию к другим национальностям.
- Закреплять представления детей о равенстве всех народов, живущих на земле.
- Развитие свободного общения со взрослыми и сверстниками.
-Создание условий, способствующих закреплению дружеских отношений внутри детского коллектива.
Речевое развитие.
- Упражнять в умении отвечать развернутым предложением.
- Согласовывать в предложении окончания слов.
Физическое развитие.
- Воспитание чувства товарищества, умение сопереживать и поддерживать друг друга.
- Развитие ловкости в подвижной игре.
Организационная деятельность, подготовка к занятию.
Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами образовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, технологии в интересной и занимательной форме.
На каждый момент занятия были наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии.
На занятии использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие. Организационный момент был направлен на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений внутри детского коллектива. Занятие динамичное, оно включает приемы, которые предусматривают быструю смену деятельности, что позволило избежать утомляемости детей.
Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. Доминирующей областью является художественно-эстеическое развитие: здесь я обогащала впечатления детей при восприятии музыкальных произведений разных народностей, добивалась эмоционального отклика при восприятии гимна РФ, упражняла в умении аккуратно закрашивать, не выходя за контуры, передавая характерные узоры и линии. В занятии были интегрированы моменты из образовательных областей как, Познавательное развитие: закрепляла знания детей о государственных символах России; Социально-коммуникативное: дети участвовали в общей беседе, слушали не перебивая своих сверстников, закрепляла представления детей о равенстве всех народов, живущих на земле. Речевое развитие: упражняла в умении отвечать развернутым предложением, в согласовании существительных, прилагательных. Физическое развитие: развивала ловкость и быстроту реакции. Моя роль сводилась к обучению давать полные, развернутые ответы. Это помогло добиться оптимального результата. В каждом моменте занятия я старалась направить детей на поиск решений проблемы, помогала приобрести новый опыт, активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой. Создание поисковых, проблемных ситуаций активизировало мыслительную и речевую деятельность детей. Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе. Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха. Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.
Я считаю, что все поставленные мною программные задачи в течение занятия были решены.