Яна Столярова
Знакомство детей с окружающим миром посредством песенного материала
▼ Скачать + Заказать документы
"Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодёжи". Аристотель
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.
Публикация «Знакомство детей с окружающим миром посредством песенного материала» размещена в разделах
- Песни. Все материалы на тему песен
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально – практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.
Используя наследие русских и советских композиторов, современная детская песня без назидания и морализирования помогает ребёнку видеть окружающий мир во всем его многообразии, учит детей делать добро, любить своих товарищей, совместно с ними преодолевать трудности, видеть позитивные сдвиги в поведении других детей, в том числе осознавать результат своих поступков, развивать правильную самооценку.
Обсуждая различные нравственные ситуации на примерах музыкальных произведений, дети учатся оценивать поступки героев. Перелагая ситуации на личный опыт, дети анализируют их, проявляют желание помочь друг другу, подсказывают, как надо относиться к ближнему, учат видеть красоту окружающей природы.
Песенный материал является эффективным средством организации направленной социализации ребенка, стимулирующим формирование мировоззрения, моделей безопасного поведения и качеств личности безопасного типа дошкольника. “ Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек улучшается”, – так говорили древние греки. Поэтому мы должны окружать ребенка красотой – всем прекрасным, чем сможем!
Положительное воздействие музыкального материала в воспитании нравственных качеств личности было замечено еще в древности. Аристотель отмечал благотворное воздействие музыки на человеческую психику, эмоциональное состояние, на моральные качества. Платон выделял свойство музыки управлять эмоциями, неумеренным гневом и раздражением. Современная массовая музыкальная культура представлена преимущественно в песенной форме. Фоновое воздействие ритмически организованного, часто повторяющегося эмоционально окрашенного текста оказывает значительное воздействие на подсознание, в частности, на формирование понятий и ценностных ориентаций, которыми потом оперирует человек. Применение песен либо коротких куплетов для оптимизации процесса обучения по разным дисциплинам, в особенности, где требуется формирование у ребенка понятий, активно применяется в дошкольной педагогике.
Важное воспитательное значение имеют песни о положительных качествах личности. Это смелость, решительность, ответственность, собранность, самоконтроль. Музыкальный материал играет важную роль в формировании мировоззрения ребенка : понимания необходимости бережного отношения к окружающей среде, сохранения мира, воспитанию чувства патриотизма.
«Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок – музыкантом или врачом, ученым или рабочим, задача педагога – воспитать в нем творческое начало, творческое мышление. В индустриальном мире человек инстинктивно хочет творить и этому надо помочь». Это высказывание немецкого композитора Карла Орфа – стало девизом моей работы по теме «Развитие музыкального творчества у детей дошкольного возраста через использование системы элементарного музицирования».