Кадырова Юлия
Знакомство детей раннего дошкольного возраста с фольклором
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство с народным творчеством для детей начинается с потешек, колыбельных песенной, прибауток. Для того чтобы потешка, прибаутка, песенка прочно вошла в жизнь ребенка, надо ему помочь осознать ее содержание. Всю работу с произведениями мы строим в несколько этапов:
Публикация «Знакомство детей раннего дошкольного возраста с фольклором» размещена в разделах
1 этап – предварительная работа – знакомим с персонажем, героем, животным предполагаемой потешки, сказки (кошка, коза) рассматриваем картинки, игрушки, животных, обследуем предмет, играем ним. На этом этапе мы как можно сильнее воздействуем на чувства ребенка, вызываем эмоциональное отношение к персонажам.
2 этап – знакомим с художественным произведением (сказка, прибаутка, потешка).
-рассказываем и читаем сказки, потешки;
-повторно читаем с сопровождением иллюстраций:
-беседуем по содержанию;
-выборочно читаем отрывки, песенки;
-обыгрываем (с куклой Водичка, водичка…).
Здесь большое внимание мы уделяем выразительности своей речи, чтобы ребенок понял смысл произведения, поступки героев.
3 этап – повторяем потешки, сказки. Повторения необходимы, чтобы закрепить знания детей.
-рассказываем сказки, потешки с использованием фланелеграфа, настольного театра, кукольного театра;
-читаем без показа иллюстраций;
-договариваем стихотворные слова и фразы;
-проговариваем фразы с отдельным ребенком
Использование этих приемов помогает нам закрепить навыки интонационной выразительности.
4 этап – внесение потешек и сказок во все виды детской деятельности:
-используем в режимных процессах;
-читаем на занятии сразу 2-3 потешки;
-используем героев сказок на других занятиях.
Формы работы:
1. Создание развивающей речевой среды в группе.
2. Использование материалов устного народного творчества в специально организованной деятельности.
3. Совместная работа педагога с детьми в разных видах детской деятельности: Беседы, наблюдения, прогулка. Режимные моменты.
4. Разработана картотека народных подвижных игр, Игры на развитие мелкой моторики. Разработана картотека пальчиковых игр, с использованием фольклора способствующая развитию мелкий моторики рук. Театрализованная деятельность. Игровая деятельность.
Работа с родителями.
Принципы работы с детьми соответствуют ФГОС дошкольного образования :
Тщательный, обусловленный возрастными возможностями детей отбор материала;
Интеграция работы с различными направлениями воспитательной работы и видам деятельности детей (Коммуникация, ознакомление с природой, различные игры);
Активное включения детей.
Методы и приемы обучения:
1. Динамический акцент на фрагментах текста, действительное соучастие, наглядность, неоднократное повторение в игровой форме и в режимных моментах. Для этого использую потешки для сна, кормления, прогулки и др. Все это вызывает положительный эмоциональный отклик у младших дошкольников, желание еще раз их слышать и запомнить. Малыши слушают их, просят повторить хорошо знакомые и любимые, чему во многом способствует и особая ритмическая организация, которая играет определенную роль в создании психологического комфорта.
2. Словесные, наглядные, игровые методы. Необходимо помнить, что ребенок, откликаясь на красочность и богатство зрительных образов, способен принять любой забавный сюжет, войти в игровое взаимодействие со взрослым и взять на себя любую роль.
Развивающая среда группы.
В группе создана зона сенсорно-речевого развития детей. В ней подобраны соответствующие настольно-печатные игры, книги, наглядный материал, которые помогают детям закрепить простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания. В книжном уголке разместились книги - игрушки, книги - раскладушки, книги -картинки, книжки - малышки. Здесь же мы поместили фигурки персонажей знакомых потешек, прибауток, сказок, дидактические настольно-печатные игры по мотивам этих же произведений. Все это сразу привлекает внимание детей. Они с радостью рассматривают иллюстрации, пересказывают содержания знакомых потешек.
Развивающая среда группы соответствует принципам Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, а именно:
возрастной подход;
функциональность;
вариативность;
наглядность;
системность;
комфортность;
самостоятельность;
доступность;
В ходе опыта работа проводится со всеми субъектами образовательного процесса.
С детьми:
Непосредственно образовательная деятельность
Игры
Праздники
Развлечения
Тематические прогулки с использованием фольклорного материала
С педагогами:
Консультации
Выступления на семинарах и педсоветах, открытые занятия
С родителями:
Индивидуальное, групповое и подгрупповое консультирование, сообщения на родительских собраниях.
Совместные праздники
Мастер-классы.