Наталья Цильман
Знакомство детей дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования
▼ Скачать
Рисование нетрадиционными способами – увлекательная завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей, развивает уверенность в своих силах, учит свободно выражать свой замысел, побуждает к творческим поискам и решениям. Нетрадиционные техники рисования дают большие возможности для развития детского творчества и детской фантазии. В рисовании не стоит следовать определенным правилам, а наоборот необходимо дать детям возможность для самовыражения: сам выбирай, чем рисовать, на чем рисовать и как рисовать. Пальчики и ладошки, листочки с дерева, нитки, вата, соль, песок и многое другое становятся прекрасными инструментами для детского рисования.
Публикация «Знакомство детей дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2015
Рисование мыльными пузырями – нетрадиционная техника, позволяющая развивать у дошкольников наглядно-образное мышление, познавательный интерес, чувство фактурности и объемности, воспитывать художественный и эстетический вкус. Необходимые материалы: яркие пищевые красители, соломинки, одноразовые стаканчики, цветная бумага, жидкость для мытья посуды. Рисование данной техникой начинается с подготовки краски. Пищевые красители разводятся в одноразовых стаканчиках в соответствии с инструкцией на упаковке. Добавляется жидкость для мытья посуды и хорошо размешивается. Стаканчик должен оставаться на половину пустым. Дети опускают соломинку в стакан и дуют до тех пор, пока пузырьки не поднимутся горкой над стаканом. Затем нужно положить лист бумаги на пузырьки и слегка надавить. Чтобы получилось четкое изображение лист бумаги надо быстро поднять вверх, а не тянуть в сторону. Далее необходимо бумаге дать высохнуть. Используя краски разных цветов, можно наложить друг на друга несколько разноцветных оттенков. К получившемуся изображению можно дорисовать недостающие части для получения нужных предметов или вырезать мыльные круги и выложить из них композицию на другом листе бумаги или какой-либо другой поверхности.
В детском саду можно использовать нетрадиционную технику рисования «Монотипия». Это техника рисования двойных (зеркально - симметричных) изображений. Средства выразительности: пятно, цвет, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции. Способ получения изображения заключается в том, что ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной половине листа рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, дорисовать, также складывая лист пополам. Данная техника рисования способствует формированию изобразительных навыков и умений; воспитывает интерес к изобразительной деятельности.
Рисование ниткой – один из интересных способов изображения, который учит детей работать с разнообразными материалами, формирует чувство композиции, ритма, колорита, развивает мелкую моторику рук. Для рисования данной техникой берется картон и складывается пополам. Затем берется шерстяная или полушерстяная нитка длиною около 30 см. Конец нитки на 8-10 см обмакивается в густую краску и зажимается внутри картона. Следует поводить внутри картона этой ниткой, а потом вынуть ее и раскрыть картон. Получается хаотичное изображение, которое дети рассматривают, обводят и дорисовывают, дают названия получившемуся изображению. Это сложная умственно-речевая работа в сочетании с изобразительной деятельностью способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
Еще одна интересная нетрадиционная техника рисования – это рисование на наждачной бумаге. Данная техника создает условия для поддержания интереса к изобразительной деятельности, вызывает положительный эмоциональный отклик, развивает творческие способности детей. Рисование на наждачной бумаге непривычно, но очень интересно. Эта бумага имеет выраженную шероховатую поверхность и дает очень необычный результат – работы выглядят бархатистыми. Рисовать можно цветными карандашами, восковыми мелками, пастелью, или обычными школьными мелками. Так как наждачная бумага обычно бывает темных тонов, то для рисования карандаши и мелки нужно выбирать светлые и яркие.
Техника рисования «граттаж». Граттаж – техника сложная, но занимательная и необычная. Буквальный перевод этого слова – «процарапывание», а изюминка работы состоит в том, что рисунок процарапывается на листе. Рисунки в данной технике выполняются острым предметом на предварительно подготовленной поверхности. Простор для фантазии тут просто огромен: можно использовать деревянные или металлические палочки, а можно рисовать пластиковой вилкой, например, волны на море, отломив лишние зубцы – дорогу, рельсы и т. д. Профессиональные художники используют наборы специальных резцов. Граттаж предусматривает поэтапную работу. Первым этапом работы является граттажный подмалевок, который предполагает лишь изображение цветовых пятен, передающих определенное настроение или создающих цветовой образ рисунка в целом. Второй этап заключается в закреплении, или «вощении» подмалевка, в создании прозрачного водоотталкивающего слоя. Проще всего натереть рисунок свечой. На третьем этапе детские работы поверх воска покрываются однородным слоем гуаши. Заключительный этап работы состоит в снятии, соскабливании поверхностного слоя гуаши, острой палочкой процарапывается графический рисунок. Созданный на первом этапе работы подмалевок неожиданно для самого ребенка «расцвечивает» его линейный рисунок, проступая через процарапанные следы. Детей радует не только конечный результат, но и увлекательный процесс работы, а маленьких художников превращает в волшебников, первооткрывателей.
Потребность дошкольников в передаче своих чувств удовлетворяется в рисовании не только традиционными средствами (карандашами, красками, фломастерами, мелками). Любое красящее вещество дает свои неповторимые оттенки. Дошкольники всегда рады, когда нужно раскрасить новыми нетрадиционными материалами ткань, дерево, пластик, глину, гипс. Нет предела детскому удовольствию во время такой работы.