Елена Пашнина
Мастер-класс для педагогов по ознакомлению с нетрадиционными техниками рисования
Тема мастер класса : Рисование иллюстраций к сказке «Теремок».
Цель:
1. Раскрыть значение нетрадиционных техник рисования в работе с детьми раннего дошкольного возраста для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.
Публикация «Мастер-класс для педагогов по ознакомлению с нетрадиционными техниками рисования» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нетрадиционные техники рисования
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
2. Познакомить педагогов с многообразием техник нетрадиционного рисования.
3. Систематизировать знания педагогов по развитию творческих способностей детей раннего дошкольного возраста в решении комплекса взаимосвязанных задач.
Форма проведения: мастер класс.
Оборудование и материал: столы и стулья по количеству участников (шесть человек, мольберт, бумага тонированная голубая, гуашь коричневая, жёлтая, зелёная, красная, синяя, белая, чёрная, оранжевая, серая, латексные перчатки, строительный материал (деревянный прямоугольник, цилиндр, нитки шерстяные, ватные палочки, коктейльные трубочки, печатки из картофеля и моркови, пластиковые вилки, листики.
Подготовительный этап:
1. Оформить выставку детских рисунков в различной технике рисования
2. Подготовить памятки на тему: «Нетрадиционное рисование и пальчиковые игры» и медали «Художник-иллюстратор».
3. Книга с иллюстрациями, выполненными детьми первой младшей группы.
Вступительное слово: Формирование творческой личности одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Педагогическая практика показывает, что большие возможности для формирования творческих и изобразительных способностей открывают нетрадиционные техники рисования. Виды нетрадиционных техник рисования достаточно разнообразны и в каждой технике ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.
Применение нетрадиционных техник рисования – своеобразный эксперимент. Ребенок идет на него с большой готовностью, так как рисование доставляет двойную радость: воодушевление художника сочетается с исследовательским азартом.
Соединяя и комбинируя простые элементы, малыши развивают фантазию, пространственное и образное мышление. Осознанные движения пальцами рук приводят к активации речевой деятельности, при пользовании нетрадиционной техникой рисования работают обе руки и это отлично помогает развивать координацию.
Для малышей творчество - это процесс, а не результат. Именно в творчестве мы даем ребенку простор для самовыражения: выбирай, чем рисовать, на чем рисовать и как рисовать.
Актуальность: Рисование для ребёнка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не нужно принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности. Однако рисование карандашами и кистью требует от ребёнка высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков рисования предметов и знания приёмов рисования, а так же приёмов работы с различными красками. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребёнка от рисования, поскольку получаемый в результате его усилий рисунок получается не привлекательным, он не соответствует желанию ребёнка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. Оригинальное, нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и таким образом преодолевая страх перед неудачей, ребёнок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы с кистью и красками, будет беспрепятственно переходить к обучению технике рисования. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом и эмоциональном развитии ребёнка.
Презентация:
Существует множество различных техник и способов нетрадиционного рисования. Изучив различные методики, я определила для работы с детьми раннего возраста следующие виды нетрадиционного рисования :
1. Рисование пальчиками, ладошками, кулачками, так называемая «Пальцевая живопись».
2. «Поролоновый тычок» или рисование губкой.
3. Штампы из овощей (картофель и морковь).
4. Рисование ватными палочками.
5. Отпечатки деталями различного конструктора и строительного материала.
6. Рисование шерстяными нитками.
7. Штампы из трубочек.
8. Рисование пластиковыми вилками.
Практический этап (работа со взрослыми) :
-Уважаемые коллеги! Думаю, что вы все знаете, что 2015 год объявлен президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным годом литературы. Считаю правильным отразить это событие в своей работе. Так как я работаю с малышами то для меня на первом месте из всех жанров литературы – сказки. Предлагаю вам поучаствовать в создании иллюстраций к сказке «Теремок». Приглашаю желающих за столы:
-Уважаемые педагоги, перед вами листы бумаги, гуашь, какие-то, вроде бы, знакомые предметы, вот только кисточек нет:
Нет кисточки – пропала,
Только я грустить не стала.
Обмакну я пальчик в краску,
Нарисую пальцем сказку.
-Итак, мы с вами будем создавать иллюстрации к сказке «Теремок». Сказка начинается с таких слов: «Стоит в поле теремок-теремок, он не низок не высок, не высок…». Каждый из вас сейчас нарисует теремок таким способом: печать строительным материалом (наглядный показ).
-А к теремку ведёт дорожка, нарисуем её строительным материалом, обмотанным ниткой (наглядный показ).
-А теперь скажите мне, какие персонажи присутствуют в сказке? Правильно: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик - побегайчик, волчок – серый бочок, лисичка-сестричка и мишка косолапый. Предлагаю каждому из вас нарисовать один персонаж рядом с теремком (распределяю по порядку). Самое сложное нарисовать животных, но в этом нам помогут печати из овощей (картофель, морковь, печать большей формы - это туловище, меньшей - голова, а детали мы дорисуем пальчиками и ватными палочками.
-Думаю, пришло время немножко отдохнуть, устали наши пальчики:
Пальчиковая гимнастика.
-Пришёл черёд украсить наши иллюстрации яркими красками, давайте нарисуем солнышко с помощью печати из моркови, лучики можно нарисовать пальчиками или ватной палочкой, облака нарисуем поролоном, нарисуем травку пластиковой вилкой а цветочки соломкой, а у кого-то, возможно осталось место для дерева, напечатаем его листиками.
Какие замечательные иллюстрации получились. Покажите нам всем, поднимите над головами ваши рисунки. Когда работы высохнут я соберу их в книгу. Я не просто так дала вам такое задание, хочу показать вам произведение искусств моих малышей. Это сказка «Теремок», в которой иллюстрации выполнены детками первой младшей группы. По большому счёту, это конечно, индивидуальная работа, можно даже сказать: экспериментальная. Мы справились, и я думаю, что вы тоже можете организовать такую работу со своими детьми. Это очень интересно и увлекательно!
Ну что ж, вот вы и стали художниками-иллюстраторами, хочу вручить вам медали и памятки о сегодняшнем мероприятии.
Ну а я в свою очередь хочу сказать, что вместе со своими воспитанниками буду совершать восхождение к новым более сложным техникам нетрадиционного рисования. Спасибо за внимание!
Заключительный этап: Рассматривание работ, подведение итогов, ответы на вопросы.