Ольга Молодцова
Значимость игровых замыслов в формировании чувства ритма у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Значимость игровых замыслов в формировании чувства ритма у дошкольников.
Автор: Молодцова Ольга Андреевна
Организация: ГБДОУ детский сад 91, Красносельский район, город Санкт-Петербург
Ритм, имеет немаловажное значение, в жизни человека. И дошкольный возраст, это период, когда закладываются первоначальные способности, которые необходимо развивать. Из всех музыкальных способностей, чувство ритма развивается сложнее всего. Существует мнение, что развить его невозможно, что оно является врожденным. Но современные исследования и практическая деятельность педагогов доказали обратное.
Публикация «Значимость игровых замыслов в формировании чувства ритма у дошкольников» размещена в разделах
Изучив опыт ведущих педагогов по данному направлению (Карл Орф, Эмиль Жак – Далькроз, Н. А. Ветлугина, Б. В. Асафьева и др.) и проанализировав результаты диагностического обследования дошкольников, выявила следующие проблемы: слаборазвитое чувство ритма воспитанников, недостаточно хорошо развитая речь и координация движений. Дети мало эмоциональны и неуверенны в себе, застенчивы и замкнуты, что сказывается на выразительности и пластичности их исполнительской деятельности.
Исходя из проблемы, первоочередной задачей руководителя, считаю: вовлечь дошкольников в музыкально-ритмический мир, сделав обучение детей интересным и не заметным для них самих.
Конечно, все мы знаем, что ведущей формой обучения и развития дошкольников является игра, именно в игровой деятельности ребенок получает наиболее яркие впечатления. Но, также понятно, что современным детям необходимы новые интересные игры. И все мы находимся в поиске и разработке таких игр. Если дети от музыкально-двигательных упражнений получат удовольствие, то и задача формирования чувства ритма будет успешно решена.
Поставив цель работы – вовлечь детей в мир музыки, стимулировать развитие музыкально - ритмических способностей, посредством музыкальных игр, определила для себя ряд задач:
- создать благоприятную музыкально-развивающую среду, обеспечивающую развитие музыкально - ритмических способностей ребёнка;
- разработать систему творческих заданий, способствующих развитию музыкально-ритмических способностей;
- развить у детей чувство ритма и метроритмические чувства в процессе разнообразных видов игровой деятельности и ИКТ.
В поиске средств решения задач, был сделан вывод, что процесс усвоения ритмической структуры можно улучшить, используя музыкальные игры.
Для наиболее успешного формирования чувства ритма, необходимо придерживаться некоторых правил:
- главное - это начать развивать его как можно раньше;
- упражнения и игры должны быть подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и обязательно включаться в каждое музыкальное занятие, как его неотъемлемая часть;
- для лучшего усвоения, каждая предлагаемая игра может неоднократно повторяться и варьироваться в течение всего учебного года;
- занятия по развитию чувства ритма, должны носить непринужденный игровой характер, проходить без каких-либо замечаний детям, только с положительной оценкой;
- материал должен усложняться постепенно – от простого к сложному.
Как показывает практика, разнообразие игр очень плодотворно сказывается на развитии музыкально - ритмических способностей. В свою образовательную деятельность в процессе НОД, совместной и индивидуальной деятельности, включаю речевые упражнения, ритмодекламации, вокально-двигательные разминки, музыкально-ритмическая деятельность, игры с использованием нетрадиционных инструментов (палочки, орешки, стаканчики и др., а также музыкальных инструментов и ИКТ.
Речевые игры и упражнения сопровождаются движениями, звучащими жестами (хлопками, притопами, щелчками, шлепками, цоканье языком и др.). Используемые тексты для речевых игр соответствуют возрасту дошкольников, поэтому просты, легко запоминаются. Это образцы устного народного творчества – песенки, прибаутки, потешки, считалки, дразнилки, колыбельные. Простота выбранного текста позволяет уделять больше времени не его заучиванию, а развитию ритма, дикции и другим задачам речевого упражнения. Жестикуляция, пластика, мимика в речевой игре превращается в театральную сценку, позволяя детям импровизировать, раскрывать свой творческий, актёрский потенциал.
Ритмическая речевая игра со звучащими жестами «Путешествие на рынок»
Предварительно обговариваем с детьми, что продается на рынках. Прохлопываем различные комбинации. Далее соединяем все в хороводную, ритмическую игру.
1. Рынок наш так хорош Идут по кругу
Лучше рынка не найдешь.
Киви – ананас Вед. показывает на ребенка (или по очереди, тот
Пирожки, халва и квас прохлопывает свою комбинацию, дети повторяют
2. Рынок наш так хорош Идут по кругу
Лучше рынка не найдёшь.
Булка с маком, булка, сок. Вед. показывает на ребенка (или по очереди, тот
Огурцы, картошка прохлопывает свою комбинацию, дети повторяют
3. Рынок наш так хорош Идут по кругу
Лучше рынка не найдёшь.
Рыба, мясо, колбаса, Вед. показывает на ребенка (или по очереди, тот
Продолжается игра. прохлопывает свою комбинацию, дети повторяют
Вариант игры: можно импровизировать по словам и количеству участников.