Юлия Петрова
Театрализация как условие всестороннего развития дошкольника.
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Театрализация как условие всестороннего развития дошкольника.
«Весь мир – театр.
В нем женщины, мужчины все актеры»
Уильям Шекспир
Публикация «Театрализация как условие всестороннего развития дошкольника,» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Жан Пиаже описал стадиальность развития детского мышления, от 2 до 7 лет – операционное мышление. Этот возраст характеризуется развитием речи, активизируется процесс интериоризации внешних действий с предметами, формируются наглядные представления. Таким образом, для дошкольников формой умственной деятельности является наглядно – образное мышление, когда ребенок оперирует не конкретными предметами, а их образами и представлениями.
Ряд психологов (А. Валло, А. В. Запорожец, Ж. Пиаже и др.) рассматривали подражание как главный источник становления образного плана. Воспроизводя действия взрослого, ребенок моделирует их и, следовательно строит их образ. Игру так же можно рассматривать как форму подражания.
Основываясь на возрастных особенностях и особенностях развития мышления дошкольников, я пришла к выводу что, театрализация является самым действенным и продуктивным методом всестороннего развития.
Театрализованная деятельность дает возможность использовать ее как сильное, но не навязчивое педагогическое средство. В процессе обыгрывания роли решаются одновременно несколько задач: развивается речь, совершенствуется звуковая культура речи, социально-эмоциональное развитие, корректируется поведение и эмоциональное состояние и так далее.
Проблема данной темы носит актуальный характер в современных условиях, так как обусловлено недостаточным использованием в дошкольных учреждениях развивающего и корректирующего потенциала театрализованной игры. В дошкольных учреждениях театрализация используется в основном в качестве некоего «зрелища» на праздниках. Стремясь добиться хороших результатов, педагог заучивает вместе с детьми слова, интонации и движения (мимика) в ходе большого числа индивидуальных и коллективных репетиций. И как результат, зрелище состоялось, спектакль понравился зрителям. Усвоенные таким, образом умения, не переносятся детьми в свободную игровую деятельность.
Из группы в группу ребенка сопровождает набор шапочек, элементов костюмов, кукольный и пальчиковый театр, фигуры героев. Дошкольников это привлекает прежде всего тем, что можно переодеться, а значит изменится. Большинство педагогов не включаются в процесс самостоятельной театрализованной игры, дети предоставлены сами себе. Вследствие чего театрализованная игра почти отсутствует в игровом опыте детей при наличии интереса и потребности в этой деятельности.
Данная проблема может быть разрешена использованием театрализованной игры в непосредственной образовательной деятельности и мне кажется, каждый педагог должен сделать акцент именно на этот вид деятельности, так как дети легко включаются в игру.
Сюжетно – тематическая организация непосредственной образовательной деятельности и в разнообразии учебного материала способствуют развитию речи, поддерживают положительное эмоциональное состояние детей, интереса и внимания, значит лучшей результативности в усвоении знаний.
Ахмадуллиной Л. И. был предложена схема проведения НОД:
- введение в тему, создание эмоционального настроения;
- театрализованная деятельность (в разных формах, где воспитатель и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;
- эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности;
Во время НОД педагогам необходимо соблюдать следующие требования: выслушивать ответы и предложения детей; если дети не отвечают, не требовать объяснений, а перейти к действию персонажем; при встрече детей с героями произведения выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними; в заключении различными способами вызывать у детей радость.
В работе с воспитанниками внедряю театрализованные игры (импровизацию, драматизацию, инсценировку, обыгрывание) практически во все режимные моменты, так как приобретенный во время игры опыт, дошкольники успешно используют в самостоятельной деятельности.
Схема проведения НОД предложенная Ахмадуллиной Л. И. очень четко и лаконично объясняет ход внедрения и реализации театрализованной деятельности в НОД.
Таким образом, театрализованную деятельность можно использовать во всех областях образовательной деятельности и всем специалистам.
Как педагог-психолог театрализованную деятельность использую в целях коррекции. Прежде всего, это формирование уверенности в себе, повышение самооценки, коррекция агрессивного поведения и в целом развитие коммуникативных навыков.
Основным отличием внедрения театрализации в деятельность педагога психолога является отсутствие сценария, полный экспромт. Дети сами выбирают героев – и начинается игра, педагог вносит развивающую и коррекционную направленность, используя своего героя, подстраиваясь под ребенка и цели коррекции.
С внедрением театрализованной деятельности в коррекционную работу, психологу легче установить контакт с детьми и добиться поставленных целей. Так как наглядно-образное мышление является основным, вся коррекционная работа основывается на персонаже ребенка: например если ребенок агрессивный и ему трудно найти общий язык с детьми, целью будет коррекция агрессивного поведения и развитие коммуникативных способностей. Для достижения поставленных целей ребенку рассказываем сказку о кактусе, к которому зверушки боялись подойти и поиграть с ним так, как он начинал колоть своими иголками. Кактусу было очень одиноко и грустно, но был среди зверей маленький Ежик который был сам весь в иголках, он очень жалел кактуса и приходил к нему и сидя рядом рассказывал истории, пел и танцевал для кактуса. Со временем у кактуса иголки стали превращаться в прекрасные цветочки, и другие зверята увидев прекрасный кактус стали к нему приходить в гости и играть с ним. После рассказа сказки проигрываем эту сказку с ребенком. Такое воздействие на ребенка обусловлено тем, что образы сказки отождествляются с самим ребенком на подсознательном уровне и коррекционная работа имеет колоссальный эффект. Данный метод рекомендую использовать родителям непосредственно описывая все этапы терапии, дома можно с легкостью применять такие игры, развивая коммуникативные навыки и корректируя поведение.
Влияние театрализованной деятельности на всестороннее развитие детей неоспоримо. С помощью театрализованной деятельности, игр можно решать практически все задачи образовательной программы: а именно наши воспитанники станут более активными, инициативными, способными к принятию самостоятельных решений, к постановке новых вопросов и к нахождению собственных оригинальных ответов; станут более увереннее в себе и своих возможностях. Рекомендую всем педагогам и специалистам использовать театрализованную деятельность, ведь это богатейший кладец для полноценного и всестороннего развития малышей. Но не забывайте про большую роль во внедрении и реализации театрализованной деятельности, играет грамотное педагогическое руководство.
Использованная литература:
1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М. – 1991г.
2. Запорожец А. В. Эмоциональное развитие дошкольников. М. -1985г.
3. Запорожец А. В. Психология. М. -1953г.
4. Маханаева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. М. -2004г.
5. Новотворцева Н. В. Развитие речи детей. Я. -1995г.
6. Статья Ахмадуллина Л. И. Сайт:/cuberleninka.ru/