Папки-передвижки

Значение жанров малого фольклора в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста

Надежда Кузнецова
Значение жанров малого фольклора в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Устное народное творчество-это история народа, его духовное богатство. Веселые песенки, замысловатые загадки, прибаутки, перевертыши, считалки, скороговорки, дразнилки, смешные сказочки - сочинил великий и бессмертный поэт - русский народ.

Простые русские люди, которые давным-давно впервые спели эти песенки, рассказывали сказки и придумали загадки, не умели, ни читать, ни писать. Но их словесное творчество не забылось, не пропало. Оно бережно передавалось народом из уст в уста, от родителей к детям.

Публикация «Значение жанров малого фольклора в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Народные песенки, сказки, пословицы, поговорки, загадки радуют нас простотой слова, заражают своим весельем, волнуют глубиной мысли. Не секрет, что сейчас родители больше заняты добыванием денег. Между родителями детьми преобладает обиходно-бытовая лексика. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает ее в маловыразительную, скучную, однообразную, малоприятную. Без яркости и красочности речь блекнет и тускнеет.

Поэтому в воспитательно-образовательной работе детей дошкольного возраста мы поставили несколько задач: воспитывать у дошкольников любовь к народному творчеству, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать самостоятельность активность в применении этих знаний и умений, формировать креативное мышление, целенаправленность, развивать духовно-нравственное воспитание. Эти задачи мы решали через различные жанры малого фольклора.

Фольклор в духовно-нравственном воспитании детей играет важную роль. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.

Фольклор развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным нормам. Выдающиеся педагоги К. Д Ушинский, Е. И. Тихеева и др. неоднократно подчеркивали огромные возможности малых фольклорных форм как средства воспитания культуры речи детей. Так К. Д Ушинский утверждал, что пословицы, поговорки, загадки помогают развивать в детях чутье к звуковым красотам русского языка. Поэтический язык малых фольклорных форм прост, точен, выразителен, содержит синонимы, антонимы, сравнения. В процессе нашей работы мы обследовали особенности понимания старшими дошкольниками обобщенного значения пословиц и поговорок и осознания образного строя языка метафорических загадок. Анализ полученного речевого материала показал, что дошкольники испытывают затруднения в понимании и интерпретировании значения пословиц и поговорок. Отвлеченная же сущность пословицы оставалась для ребенка закрытой. В процессе педагогической деятельности выяснилось также особенности восприятия детьми образного строя языка. Было установлено, что детям значительно труднее отгадывать метафорические, нежели описательные загадки. Ответы почти половины детей, свидетельствовали о непонимании образного строя языка загадок, о неадекватной интерпретации метафоры. Подспорьем в работе нам стало пособие «русские народные загадки, пословицы», разработанное А. Г. Тамбовцевой. Вначале мы учили детей воспринимать образное содержание загадок, объяснять их. Позже обращали внимание на сочный, колоритный язык загадки, учили понимать целесообразность использования выразительно-изобразительных средств. Например: предлагаем загадку: «Дедушка без топора мост мостит». Спрашиваем: «Как вы догадались, что это мороз? Какой мост он мостит? Почему так говорится?». Затем загадываем еще одну загадку о морозе, обращая внимание детей на то, какими словами о нем говорится:

Побелело за ночь всюду,

А у нас в квартире чудо!

За окошком двор исчез.

Там волшебный вырос лес.

После усвоения детьми жанровых особенностей метафорических загадок, дети придумывают сами загадки. И вот что у них получилось: «Солнышко, которое горит каждый вечер. По небу летает - крылышками машет» и др. Важное место в нашей работе отводилось обучению детей понимания образного содержания и обобщенного значения загадок, пословиц и поговорок. Помимо повседневного общения, задача обучения детей пониманию пословиц и поговорок решалась на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, развитию речи, а также в режимных моментах повседневной жизни детей в детском саду (прогулки, в играх, КВНах, развлечениях и многое другое). В процессе работы с детьми предлагали иллюстрировать загадки, ту или иную пословицу или поговорку. Умение передавать художественный образ в рисунке расширяет возможности его выражения в слове.

В умственном воспитании значение жанров малого фольклора далеко не исчерпывается развитием мышления, они также обогащают ум сведениями о природе и знаниями из самых различных областей человеческой жизни. Использование загадок, пословиц и поговорок в умственном воспитании ценно тем, что совокупность сведений о природе и человеческом обществе приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности.

Жанры малого фольклора способствуют развитию памяти ребенка, его образному мышлению, быстроте умственных реакций, также учит ребенка сравнивать признаки различных предметов, находить общее в них и тем самым формирует у него умение классифицировать предметы, отбрасывать их несущественные признаки. Другими словами, с помощью жанров малого фольклора формируются основы теоретического творческого мышления.

Наряду с этим, знакомство с жанрами малого фольклора мы можем наблюдать на занятиях музыкой в детском саду. Благодаря потешкам, прибауткам, пестушкам, колыбельным песням, закличкам, частушкам ребенок легче входит в окружающий мир, через сопереживание полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами, – словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.

Колыбельная песня занимает особое место среди жанров детского фольклора, она напоминает детям о теплоте маминых рук, ее голос. Напевая, и качая в этот момент куклу, они вспоминают и одновременно проживают состояние мамы в момент напевания колыбельной. Ребенка в этот момент окружает светлый, почти идеальный мир, в котором царят и побеждают любовь, добро, всеобщее согласие. И это добро он старается передать сначала кукле, а затем – всем окружающим. Плавность и мягкость колыбельной песни просто не позволяют быть грубым.

Потешки – развлекают детей, создают у них веселое настроение. В потешках, в которых имеется звукоподражание голоса животных, и конкретно, описываются их повадки, дети улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому ( Наши уточки с утра: кря, кря, кря. Наши гуси у пруда: Га-га! Га-га! Га-га! Наши курочки в окно: Ко-ко, ко-ко, ко-ко.).

Прибаутки – небольшое смешное произведение или просто отдельное выражение, часто рифмованное. Прибаутка динамична, наполнена деятельностью персонажей (Стучит, бренчит по улице, Фома едет на курице, Тимошка – на кошке – туды ж по дорожке).

Все эти малые жанры фольклора детьми младших групп только воспринимаются, а вот дети старших групп уже пытаются внести в них свое. Так, например, рождаются и поются потешки: «Шла Светланка по дорожке, у нее устали ножки. Села – посидела, Песенку запела. Ла-ла-ла, ла-ла-ла, наша песня весела». Колыбельные: «Ой, люшеньки, люшеньки, жили у Илюшеньки. Два гусенка сереньких и утенка беленьких. Баю-бай Илюшенька, спи моя ты душенька».

В русском фольклоре всегда сочетаются слова с музыкальным ритмом и напевностью. Ребенок, напевая, оперирует такими понятиями, как «свет», «добро», «красота», пропускает смысл через себя, проникается верой в светлое будущее.

Произведения русского детского фольклора, используемые нами в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям исполнять их как в младшем возрасте, так и в старшем (например, колыбельные, пестушки способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста, а в старшем возрасте они используются нами для распевания).

В результате проделанной работы наши дети научились красиво выражать свои мысли, думать, размышлять, доводить начатое дело до конца. К концу дошкольного возраста речевое развитие достигло уровня необходимого для успешного обучения в школе. Речь стала осознанной, грамотной, выразительной, красочной, лаконичной. Дети научились применять загадки, пословицы и поговорки во всех видах деятельности. Музыкальные праздники с использованием разученного детского фольклора является апофеозом всего того, чему ребенок научился на музыкальных и интегрированных занятиях.

Обучение детей фольклору, на наш взгляд, должно происходить на основе синтеза основных форм художественной деятельности – музыки, фольклорного театра, развития речевой культуры, изобразительного искусства. Этот синтез осуществляется за счет участия в данной деятельности воспитателей и специалистов ДОУ.

Таким образом, если мы не будем обращать внимание на состояние души, на духовно-нравственное состояние наших детей, то при всех наших самых замечательных инициативах, методиках, программах, учебниках мы можем никакого результата не получить. В нравственном воспитании дошкольников весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств. Формирование нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях. Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.

Публикации по теме:

Взаимодействие ДОУ и семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста Доклад на Епархиальном этапе XXVII Международных Рождественских образовательных чтений «Молодежь: свобода и ответственность». Притча «Каким.

Формы и приемы использования детского фольклора в нравственном воспитании детей дошкольного возраста ФОРМЫ И ПРИЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Моргачева Ольга Геннадьевна, воспитатель,.

Игровые приемы в духовно-нравственном воспитании детей Проблема нравственного развития дошкольников стояла перед педагогами всегда. Особенно она актуальна и в связи с тем, что в последние годы.

Использование элементов этнопедагогики в нравственном воспитании детей дошкольного возраста Использование элементов этнопедагогики в нравственном воспитании детей дошкольного возраста. В ФГОС ДО четко прописаны требования к содержанию.

Отчёт о нравственном воспитании детей дошкольного возраста «Преемственность нравственного воспитания в МДОУ «Детский сад № 10» и ОУ как ключевое требование ФГОС» Нравственное воспитание детей дошкольного.

Проект «Использование жанров русского фольклора в формировании экологической культуры детей среднего дошкольного возраста» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение г. Новосибирска «Детский сад № 346 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением.

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста. Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста. Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что.

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей.

Роль этнокультурных традиций в духовно-нравственном воспитании детей в рамках кружка дополнительного образования «Баягине» В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у детей этнического самосознания, интереса к национальной культуре.

Опыт работы по организации взаимодействия ДОУ и семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возрастаОпыт работы по организации взаимодействия ДОУ и семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста Аннотация: В данной статье рассмотрена проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Автор приходит к выводу: чтобы повысить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение жанров малого фольклора в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста
Опубликовано: 10 марта 2019 в 11:39
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Значение жанров малого фольклора в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Кузнецова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД