Получи документы

Роль этнокультурных традиций в духовно-нравственном воспитании детей в рамках кружка дополнительного образования «Баягине»

Самарина Татьяна Васильевна
Роль этнокультурных традиций в духовно-нравственном воспитании детей в рамках кружка дополнительного образования «Баягине»
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у детей этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям. Младший школьный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, любознательностью.

Публикация «Роль этнокультурных традиций в духовно-нравственном воспитании детей в рамках кружка дополнительного образования „Баягине“» размещена в разделах

На всем протяжении истории каждого народа материнский язык, фольклор, этническая символика, традиции, обычаи, духовно-нравственные ценности формировали лучшие человеческие качества. Использование традиций и обычаев в формировании этнокультурной воспитанности дошкольников позволяет оказать влияние на его социальное, духовное, нравственное, психическое, физическое развитие.

Сейчас, когда столь бурно протекают все социальные процессы, с особой остротой видно ослабление таких важнейших качеств, как духовность и культура. Их возрождение следует начинать со старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Использование же национально-культурных ценностей в воспитании детей является наиболее эффективным условием духовно-нравственного благополучия любой нации.

Динамику духовного саморазвития дошкольников можно видеть в умении выстраивать хорошие взаимоотношения с людьми по высшим общечеловеческим ценностным критериям добра, любви и красоты, а также в умении быть ответственным в поступках и деятельности не только для себя, но и для людей.

Основой системы духовно-нравственного воспитания, является родной язык. Ведь обучение детей эрзянскому языку таит в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств. С этой целью я использую народные традиции в нравственном воспитании дошкольников.

Народная культура является хранительницей вековых традиций, опыта, самосознания нации, а также выражением философских, нравственных и эстетических взглядов и идеалов. Для приобщения детей к истокам народной культуры, можно выделить следующие направления работы:

- расширять и углублять знания детей о нашей многонациональной Родине;

- давать детям общее представление о республике Мордовия;

-знакомить с мордовскими обычаями и традициями, с народным творчеством, с истоками мордовской праздничной и традиционной культуры.

Знакомство с национальными мордовскими традициями, бытом, культурой происходит более эффективно на основе краеведческого материала.

Собранные предметы обихода, образцы народного искусства и творчества занимают особое место в формировании этнокультурной компетентности у младших школьников.

Дети видят национальные костюмы, старинную посуду и мебель, предметы труда. Все эти предметы старины вызывают у них неподдельный интерес, напоминают о традициях нашего культурного прошлого, расширяют их представления о жизни предков в прошлом.

Важным средством духовно-нравственного воспитания детей является фольклор. Народное поэтическое творчество – величайшее достижение национальной культуры каждого народа. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы народа. Содержание фольклора, его отдельных произведений, составляют жизнь народа, его миропонимание, нравственно-этические, социально-исторические, политические, философские и художественно-эстетические взгляды. Педагогические функции фольклора многообразны. Во-первых, в нем выражалось отношение народа к воспитанию и его возможностям, задачам, целям. Во-вторых, в фольклоре содержались конкретные педагогические рекомендации, а также он сам мог использоваться в качестве средства национального воспитания.

Велика педагогическая ценность сказок в формировании нравственного воспитания дошкольников. Представление об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости остаются в сознании ребенка и определяют нормы его поведения; знакомят детей с жизнью народов, национальными обычаями. Они проникнуты верой в справедливость, в победу добра над злом, осуждают лень, жадность; воплощают в себе идеи трудовой этики, необходимые для нравственного формирования личности. Национальное своеобразие сказочного фольклора у каждого народа выражается в оригинальных сюжетных решениях, в приемах передачи национальной речи, быта, обычаев, в композиции.

Материалы устного народного творчества (пословицы, поговорки, сказки, и др.) составляют духовное наследие каждого народа. Поэтому обращение к ценностям народной педагогики, национальной культуры, народным традициям является основной для формирования национального самосознания индивида в частности, духовно-нравственного воспитания поколений в целом.

С большим удовольствием дети знакомятся с мордовскими подвижными играми, которые содержат в себе многовековой опыт народа, его культуру, традиции. Еще с большим интересом пытаются потом поиграть в эти игры самостоятельно. С помощью них проводим физкультминутки. Детям очень нравится.

Развлечения и праздники с этнокультурной и государственной тематикой дают детям колоссальный эмоциональный заряд, а это обостряет наблюдательность и восприятие, обогащает чувственный опыт, и, следовательно, формирует неподдельный интерес к этнокультурным явлениям.

В беседах с детьми целесообразно знакомить их с многонациональностью родного края. Рассказывать, что на территории Мордовии проживают многочисленные народы (русские, мордва, татары и др.).

Большое значение в области приобщения детей к историческому наследию родного края имеет работа по расширению кругозора маленьких граждан путё м организации экскурсий в общественные места: краеведческие музеи, библиотеки. Экскурсии, посещение выставок, музеев и других культурных объектов способствуют не только расширению знаний о местном окружении, но и приобретению новых сведений о реалиях других этнических миров, об особенностях уклада жизни, культуры народов, уважение к предкам и их начинаниям.

Изучение мордовской культуры не только способствует развитию личности ребёнка, но и формирует навыки межличностного общения.

Таким образом, включение ценностей и традиций мордовской народной культуры в процесс воспитания дошкольников даёт возможность решать многие воспитательные цели и задачи :

- развитие познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов личности ребёнка;

- воспитание личности ребёнка, знающий, уважающий историю и традиции своего народа;

- использование в работе разнообразных доступных и интересных детям форм и методов работы.

Публикации по теме:

Роль добрых традиций в нравственном воспитании детей младшего возраста Покинут счастьем будет тот, Кого ребёнком плохо воспитали. Побег зелёный выправить легко, Сухую ветвь один огонь исправит. (Саади). Уважаемые.

Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возрастаРоль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста Однажды придя к малышу, сказка останется с ним навсегда как чудо, как радость, как память. Сказку я использую как в воспитательно-образовательном.

Взаимодействие ДОУ и семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста Доклад на Епархиальном этапе XXVII Международных Рождественских образовательных чтений «Молодежь: свобода и ответственность». Притча «Каким.

Игровые приемы в духовно-нравственном воспитании детей Проблема нравственного развития дошкольников стояла перед педагогами всегда. Особенно она актуальна и в связи с тем, что в последние годы.

Консультация для педагогов «Роль добрых традиций в нравственном воспитании детей» Роль добрых традиций в нравственном воспитании детей Вопросы нравственного воспитания детей все острее встают перед нашим обществом в последнее.

Консультация для родителей «Значение семейных реликвий в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей»Консультация для родителей «Значение семейных реликвий в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей» У хозяев в каждом доме Есть что-то такое, что всем дорогое. О прошлом семьи расскажет оно, О том, что в семье это было давно. Семейной.

Консультация для воспитателей «Сказка в духовно-нравственном воспитании детей» РОЛЬ СКАЗКИ В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА[/b] Подготовил воспитатель Локоть Н. Л. Духовно-нравственное.

Опыт работы «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников» Консультация на тему: «Роль сказки в духовно - нравственном воспитании дошкольников. Пояснительная записка. Сказка входит в жизнь ребенка.

Консультация «Роль родителей в нравственном воспитании детей» Цель: • Сплотить с помощью игры родительский коллектив, чтобы каждый мог почувствовать радость общения; • Призвать к самостоятельному педагогическому.

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста. Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста. Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что.

Автор публикации:
Роль этнокультурных традиций в духовно-нравственном воспитании детей в рамках кружка дополнительного образования «Баягине»
Опубликовано: 29 января 2019 в 17:28
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль этнокультурных традиций в духовно-нравственном воспитании детей в рамках кружка дополнительного образования «Баягине»» (включая файлы) размещена пользователем Самарина Татьяна Васильевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД