Самарина Татьяна Васильевна
Роль этнокультурных традиций в духовно-нравственном воспитании детей в рамках кружка дополнительного образования «Баягине»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у детей этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям. Младший школьный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, любознательностью.
Публикация «Роль этнокультурных традиций в духовно-нравственном воспитании детей в рамках кружка дополнительного образования „Баягине“» размещена в разделах
На всем протяжении истории каждого народа материнский язык, фольклор, этническая символика, традиции, обычаи, духовно-нравственные ценности формировали лучшие человеческие качества. Использование традиций и обычаев в формировании этнокультурной воспитанности дошкольников позволяет оказать влияние на его социальное, духовное, нравственное, психическое, физическое развитие.
Сейчас, когда столь бурно протекают все социальные процессы, с особой остротой видно ослабление таких важнейших качеств, как духовность и культура. Их возрождение следует начинать со старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Использование же национально-культурных ценностей в воспитании детей является наиболее эффективным условием духовно-нравственного благополучия любой нации.
Динамику духовного саморазвития дошкольников можно видеть в умении выстраивать хорошие взаимоотношения с людьми по высшим общечеловеческим ценностным критериям добра, любви и красоты, а также в умении быть ответственным в поступках и деятельности не только для себя, но и для людей.
Основой системы духовно-нравственного воспитания, является родной язык. Ведь обучение детей эрзянскому языку таит в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств. С этой целью я использую народные традиции в нравственном воспитании дошкольников.
Народная культура является хранительницей вековых традиций, опыта, самосознания нации, а также выражением философских, нравственных и эстетических взглядов и идеалов. Для приобщения детей к истокам народной культуры, можно выделить следующие направления работы:
- расширять и углублять знания детей о нашей многонациональной Родине;
- давать детям общее представление о республике Мордовия;
-знакомить с мордовскими обычаями и традициями, с народным творчеством, с истоками мордовской праздничной и традиционной культуры.
Знакомство с национальными мордовскими традициями, бытом, культурой происходит более эффективно на основе краеведческого материала.
Собранные предметы обихода, образцы народного искусства и творчества занимают особое место в формировании этнокультурной компетентности у младших школьников.
Дети видят национальные костюмы, старинную посуду и мебель, предметы труда. Все эти предметы старины вызывают у них неподдельный интерес, напоминают о традициях нашего культурного прошлого, расширяют их представления о жизни предков в прошлом.
Важным средством духовно-нравственного воспитания детей является фольклор. Народное поэтическое творчество – величайшее достижение национальной культуры каждого народа. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы народа. Содержание фольклора, его отдельных произведений, составляют жизнь народа, его миропонимание, нравственно-этические, социально-исторические, политические, философские и художественно-эстетические взгляды. Педагогические функции фольклора многообразны. Во-первых, в нем выражалось отношение народа к воспитанию и его возможностям, задачам, целям. Во-вторых, в фольклоре содержались конкретные педагогические рекомендации, а также он сам мог использоваться в качестве средства национального воспитания.
Велика педагогическая ценность сказок в формировании нравственного воспитания дошкольников. Представление об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости остаются в сознании ребенка и определяют нормы его поведения; знакомят детей с жизнью народов, национальными обычаями. Они проникнуты верой в справедливость, в победу добра над злом, осуждают лень, жадность; воплощают в себе идеи трудовой этики, необходимые для нравственного формирования личности. Национальное своеобразие сказочного фольклора у каждого народа выражается в оригинальных сюжетных решениях, в приемах передачи национальной речи, быта, обычаев, в композиции.
Материалы устного народного творчества (пословицы, поговорки, сказки, и др.) составляют духовное наследие каждого народа. Поэтому обращение к ценностям народной педагогики, национальной культуры, народным традициям является основной для формирования национального самосознания индивида в частности, духовно-нравственного воспитания поколений в целом.
С большим удовольствием дети знакомятся с мордовскими подвижными играми, которые содержат в себе многовековой опыт народа, его культуру, традиции. Еще с большим интересом пытаются потом поиграть в эти игры самостоятельно. С помощью них проводим физкультминутки. Детям очень нравится.
Развлечения и праздники с этнокультурной и государственной тематикой дают детям колоссальный эмоциональный заряд, а это обостряет наблюдательность и восприятие, обогащает чувственный опыт, и, следовательно, формирует неподдельный интерес к этнокультурным явлениям.
В беседах с детьми целесообразно знакомить их с многонациональностью родного края. Рассказывать, что на территории Мордовии проживают многочисленные народы (русские, мордва, татары и др.).
Большое значение в области приобщения детей к историческому наследию родного края имеет работа по расширению кругозора маленьких граждан путё м организации экскурсий в общественные места: краеведческие музеи, библиотеки. Экскурсии, посещение выставок, музеев и других культурных объектов способствуют не только расширению знаний о местном окружении, но и приобретению новых сведений о реалиях других этнических миров, об особенностях уклада жизни, культуры народов, уважение к предкам и их начинаниям.
Изучение мордовской культуры не только способствует развитию личности ребёнка, но и формирует навыки межличностного общения.
Таким образом, включение ценностей и традиций мордовской народной культуры в процесс воспитания дошкольников даёт возможность решать многие воспитательные цели и задачи :
- развитие познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов личности ребёнка;
- воспитание личности ребёнка, знающий, уважающий историю и традиции своего народа;
- использование в работе разнообразных доступных и интересных детям форм и методов работы.