ГАЛИНА БЫЧКОВА
Проект «Использование жанров русского фольклора в формировании экологической культуры детей среднего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение г. Новосибирска
«Детский сад № 346 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников»
ПРОЕКТ
«Использование жанров русского фольклора в формировании экологической культуры детей среднего дошкольного возраста»
Автор проекта : Бычкова Галина Константиновна, воспитатель.
Публикация «Проект „Использование жанров русского фольклора в формировании экологической культуры детей среднего дошкольного возраста“» размещена в разделах
Детско-родительский образовательный проект, направленный на развитие познавательных и творческих способностей детей, приобщение к народной культуре, формирование экологического мышления посредством таких жанров детского фольклора, как: загадка, пословица и поговорка, сказка. В народном творчестве, как правило, очень точно подмечены особенности многих животных, растений, природных явлений, описываются национальные культурные традиции. Это помогает понять, что всё живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды. Человек при этом играет важную роль в поддержании, сохранении или создании таких условий.
Образовательная и воспитательная деятельность осуществляется по ООП ДОУ №346. Образовательные задачи решаются при помощи интегративного подхода при организации образовательного процесса с использованием различных форм организованной и самостоятельной деятельности детей. Большое внимание уделяется предметно-развивающей образовательной среде, которая является важным фактором воспитания и развития ребёнка. В каждой группе организованы «центры (уголки) развития», оснащё нные достаточным количеством развивающих материалов:
-уголки для ролевых игр;
-книжный уголок;
-зона настольно-печатных игр;
-спортивный уголок;
-музыкальный уголок;
-выставка детского творчества;
- уголок природы (наблюдений за природой) и др.
Разнообразна и насыщенна культурно-досуговая деятельность детей :
познавательные развлечения, праздники, на которых дети знакомятся с традициями и обычаями русского народа, истоками культуры.
Немало внимания уделено и экологическому воспитанию дошкольников :
конкурсы поделок из природного материала, цветники и клумбы на территории детского сада, выращивание овощей в огороде, изготовление совместно с родителями кормушек для зимующих птиц и др.
Однако ежедневное общение с детьми средней группы выявило и некоторые проблемы:
• ритм жизни мегаполиса не позволяет ребёнку в полной мере соприкоснуться с живой природой окружающего мира, познать его потребности, зависимость от условий внешней среды;
• в силу возраста дети ещё имеют слабое представление о жизни леса и его обитателях;
• испытывают затруднения в отгадывании простых загадок о природе, в описании животных, условий их жизнедеятельности;
• воспитывающиеся на мультфильмах иностранного происхождения, дети мало знают или почти не знают героев русских народных сказок.
Анкетирование родителей воспитанников показало, что не в каждой семье уделяется достаточно много времени чтению народных сказок, загадыванию загадок, беседам о живой природе и бережному отношению к ней.
Цель: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей средней группы в процессе разработки и осуществления детско-родительского проекта «Использование жанров русского фольклора в формировании экологической культуры детей среднего дошкольного возраста».
Задачи:
дать первоначальное представление об обитателях леса; учить различать животных по внешним признакам; развивать умения устанавливать простейшие связи между обитателями леса; вызвать интерес к их жизни, чуткое отношение к ним;
развивать все компоненты устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности: пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний детей об окружающем мире, развивать умение рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребёнком; закреплять умения пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок;
формировать интерес к книгам и потребность в их чтении;
приобщать детей к художественной культуре русского народа;
через использование сказочных персонажей вызвать положительные эмоции и интерес к природным явлениям, помочь формированию реалистических представлений о них;
формировать элементарные экологические представления;
пополнять предметно- развивающую образовательную среду группы.
Сценарий совместной деятельности по решению задач (основные шаги по реализации проекта).
Занятия: «Кто живёт в лесу?», «Что растёт в лесу?»
-Чтение детям русских народных сказок, поговорок, пословиц, загадывание загадок;
- просмотр мультфильмов по сценариям народных сказок;
- мини-спектакли, кукольные и настольные театрализованные
игры по сюжетам народных сказок: «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Три медведя», «Теремок», «Заюшкина избушка» и др. ;
- составление детьми устных рассказов описаний животных и
растений по картинкам;
- художественно - изобразительное творчество детей : лепка
зайчиков и белочек из пластилина, аппликация «Ёжик»,
рисование деревьев и цветов, картин природы;
- дидактические настольно-печатные игры: лото «Зоопарк»,
домино «Жу-жу», «Живая и неживая природа»;
- дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром:
«Собери растение», «Грибная полянка», «Построй домик для
животного», «Гнездовья птиц», «Угадай и расскажи», «Зимние
запасы», «Давайте поселим зверей в наш лес», «Приготовь зайку
и белочку к зиме», «Путешествие по карте леса»;
- сюжетно - ролевые игры: «Защитники леса», «Розыск
Пропавших зверей», «Пираты, Золушка и жители леса», «Лесные
солдаты», «Дорога в лесную страну», «Спасатели в стране зверей
и птиц», «Незнайка в зоопарке» и др. с использованием игрушек,
изображающих различных животных, природного материала
(шишек, желудей, листочков, веточек)
Домашнее задание для детей и родителей : совместное изготовление альбома «Лес удивительный и загадочный» с составлением рассказа о своём животном или растении, нахождением загадок, пословиц и поговорок о них, сказок с участием животного.
Презентация детьми своего животного или растения:
1. Сказка-путешествие в зимний лес «Коза-дереза»
2. Сказка-путешествие в летний лес «Паровозик из Ромашково»
Беседы с детьми о бережном отношении к окружающей природе, чтение экологических сказок.
Конкурс для детей и родителей на изготовление экологического плаката, сочинение экологической сказки.
Театрализованное представление экологической сказки.
Описание продукта, полученного в результате проекта :
1. Альбом «Лес удивительный и загадочный», в котором изображены некоторые обитатели и растения леса с записанными детскими рассказами о них, загадками, пословицами и поговорками, названием сказок с участием животных.
2. Экологические плакаты.
3. Театрализованное представление экологической сказки.
Вид проекта – творческий, долговременный (3 месяца)
Состав участников: дети, родители, воспитатель, художественный руководитель.
Интеграция образовательных областей
Образовательная область программы Содержание Задачи
Познавательное развитие Расширение представлений детей о природе.
Знакомство с некоторыми дикими животными, обитателями леса.
Расширение представлений об условиях, необходимых для жизни животных и растений.
Рассказы детям об охране животных и растений.
Расширение представлений о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в собственном опыте детей. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Речевое развитие Пополнение и активизация словаря на основе углубления знаний детей о жизни леса и его обитателях.
Формирование умения употреблять существительные с обобщающим значением (животные, деревья, птицы)
Развитие умения рассказывать: описывать предмет, картину.
Закрепление умения пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок. Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи.
Развитие литературной речи.
Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Художественно-эстетическое развитие Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности.
Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей
Социально-коммуникативное развитие
Нравственное воспитание, формирование личности ребёнка, развитие общения. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание уважения к традиционным ценностям. Воспитание моральных и нравственных качеств ребёнка.
Физическое развитие Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами, формирование полезных привычек.
Планируемое время на реализацию проекта по этапам
Этап Содержание деятельности Сроки
Выбор темы • Что мы знаем?
• Что мы хотим узнать?
• Как можем найти ответы на свои вопросы?
• Анкетирование родителей 2-я неделя января
Сбор сведений • Привнесение в группу соответствующей художественной, научно-художественной, научно-популярной литературы для совместного чтения;
• Привнесение в группу соответствующих предметов и материалов для организации продуктивных видов деятельности (плакаты, картины, маски-шапочки животных для инсценировок, макеты-изображения различных животных);
• Письмо-обращение к родителям; 3-4 неделя января;
3-4 неделя февраля;
3-4 неделя марта;
Выбор проектов • Альбом «Лес удивительный и загадочный»
• Плакаты на тему «Берегите природу!»
• Театрализованное представление экологической сказки. февраль-март
март-апрель
Реализация проектов • Кто живёт в лесу (оформление альбома)
• Что растёт в лесу (оформление альбома)
• Экологические сказки, плакаты.
• Организация и проведение различных игр на экологическую тему 1-2 неделя февраля;
1-2 неделя марта
1-2 неделя апреля
Презентация проектов • Сказка-путешествие в зимний лес «Коза-дереза»
• Сказка-путешествие в летний лес «Паровозик из Ромашково»
• Театрализованное представление экологической сказки с выставкой экологических плакатов.
9 февраля
10 марта
19 апреля
Дополнительная информация.
АНКЕТА
№п/п Вопрос Да/нет
1 Часто ли Вы читаете ребёнку книги в свободное от работы время?
2 Читаете ли Вы детям русские народные сказки?
3 Загадываете ли Вы ребёнку народные загадки? Объясняете ли значение пословиц и поговорок?
4 Часто ли Вы читаете ребёнку книги о природе? Сказки о животных?
5 Обсуждаете ли Вы с ребёнком экологические вопросы?
6 Считаете ли Вы тему экологии актуальной?
7 Готовы ли Вы принять участие в экологическом проекте вместе со своим ребёнком?
Выбор темы.
Что мы знаем? Что ещё хотим узнать? Как мы можем найти ответы на свои вопросы?
В лесу живут медведи, зайцы, лисицы, волки, ежи, белки, муравьи, дятлы.
В лесу растут ёлки, берёзки,грибы, ягоды.
Ёж носит грибы на колючках.
В сказках волк злой, а заяц трусливый.
Белка живёт в дупле.
Медведь зимой спит в берлоге.
В лесу нельзя безобразничать, ломать деревья, жечь ветки, бить дятла
Как звери зимуют в лесу?
Что они едят зимой и летом?
Какие у них домики?
Загадки о животных и растениях леса?
В каких народных сказках встречаются?
Какие бывают грибы и ягоды?
Как нужно вести себя в лесу?
Задать вопросы родителям.
Прочитать вместе с мамой и папой сказки.
Посмотреть видеофильмы.
Поискать в интернете.
Сходить в лес на экскурсию.
Сходить в зоопарк.
Полистать энциклопедии.
Письмо родителям.
Уважаемые родители!
Прошу вас вместе с вашим ребёнком принять участие в экологическом проекте в новом 2017 году.
Для этого нужно вместе с детьми собрать информацию о выбранном объекте : животном, насекомом, растении, птице – обитателях леса (для каждого из участников – свой объект) и представить материал в формате А4 на одной стороне листа:
1 – цветное изображение объекта
2 – небольшой рассказ об этом объекте (5-10 предложений,сколько потом сам ребёнок сможет пересказать
3 – Образ объекта в русском фольклоре :
• Загадки (1-2)
• Пословицы, поговорки
• Названия русских народных сказок с участием этого объекта, для растений возможно название песен (важно прочитать эти сказки, песни, загадки, пословицы и поговорки вместе с ребёнком
Результатом этой работы будет:
- оформленный альбом «Лес удивительный и загадочный»
- презентация перед всей группой каждым ребёнком «своего» объекта.
Заранее благодарю за активное участие в проекте!
Воспитатель- Г. К. Бычкова.
Загадки о лесе и его обитателях.
Он, как только жарко станет,
Шубу на плечи натянет,
А нагрянет холод злой-
Снимет шубу с плеч долой.
(Лес)
В шубе летом,
Зимой раздетый. (Лес)
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Дерево)
Русская красавица
Стоит на поляне,
В зелёной кофточке,
В белом сарафане.
(Берёза)
Он растёт и ввысь, и вширь,
Этот чудо-богатырь!
Руки-ветви распростёр
И укрыл нас, как шатёр.
(Дуб)
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год.
(Ёлка)
Никто не пугает,
А вся дрожит. (Осина)
Вроде сосен, вроде ёлок,
А зимою без иголок.
(Лиственница)
Мальчик-крошка
В костяной одёжке.
(Орех)
С ветки на тропинку,
С травки на былинку
Прыгает пружинка-
Зелёная спинка.
(Кузнечик)
Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик.
(Стрекоза)
Много мастеров
Срубили избу без углов.
(муравьи)
Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет.
(Бабочка)
Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком-
Он поделится медком.
(Пчела)
Быстрый маленький зверёк
По деревьям прыг- поскок.
(Белка)
Под соснами, под ёлками
Лежит мешок с иголками.
(Ёж)
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?
(Волк)
Зимой спит, летом ульи ворошит. (Медведь)
Кто осенью спать ложится,
А весной встаёт?
Рыжая плутовка
С пушистым хвостом
Живёт под кустом. (Лиса)
Стоит Антошка
На одной ножке;
Его ищут,
А он не откликается. (Гриб)
Зимой белый,
Летом серый. (Заяц)
Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку. (Заяц)
Пословицы, поговорки о природе
Много леса – не губи,
Мало леса – береги,
Нет леса – посади!
Лес – богатство и краса,
Береги свои леса!
Птиц, зверей оберегайте
И всегда им помогайте!
Кто природу губит,
Тот свой народ не любит!
Всякая птица своим носом сыта.
Дятлу без носа,
как волку без ног.
Мал муравей,
да горы копает.
Для муравья и роса- наводнение.
Трусливому зайке
и пенёк – волк.
Лиса живёт хитростью,
а заяц – прыткостью.
Белку ловить –
ножки отбить.
У лисы Патрикеевны
ушки на макушке.
Кабы лиса не подоспела, то бы овца волка съела.
Волка ноги кормят
Волк рыщет – хлеба ищет.
Волка бояться, так и в лес не ходить.
Медведь одну лапу сосёт, да всю зиму сыт живёт.
У медведя девять песен, и всё про мёд.
Для медведя зима – одна ночь.
Бела берёза, да дёготь чёрен.
Где дубняк, там и березняк.
Яблоко к подножию берёзы не упадёт.
Ель, сосна – те же дрова; оладьи, блины – та же еда.
Еловым веником не парятся.
Какая ягода, такое и варенье.
У каждой ягоды своя косточка.
В доме, где едят ягоду, врачам делать нечего.
Не велик боровик, да знатен.
Как гриб белый, так всякий смелый,
А как сморчок – тут и молчок.
Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузов кладут.
Считалки
На лужок пришли бельчата,
Медвежата, барсучата,
На зелёный на лужок
Приходи и ты, дружок.
Скок, поскок!
Зайка прыгнул на пенёк,
В барабан он громко бьёт,
В чехарду играть зовёт!
Белки зайцев угощали,
Им морковку подавали,
Все орешки сами съели,
А тебе водить велели!
Шла лисичка по тропинке
И несла она грибы:
Пять опят и пять лисичек
Для лисят и для лисичек.
Кто не верит – это он,
Выходи из круга вон!
Косой, косой,
Не ходи босой,
А ходи обутый,
Лапочки закутай.
Если будешь ты обут,
Волки зайца не найдут,
Не найдёт тебя медведь…
Выходи – тебе гореть!
Бежит зайка по дороге,
Да устали быстро ноги,
Захотелось зайке спать.
Выходи – тебе искать!
Ёжик нёс на именины
Полтора куля рябины
И корзиночку опят.
А тебе водить опять!
Забрался медведь в колоду,
Захотелось ему мёду.
Кто не верит – погляди
И из круга выходи!
Физкультминутки, пальчиковая гимнастика.
Медвежата в чаще жили,
Головой они крутили: вот так, вот так.
Медвежата мёд искали –
Дружно дерево качали: вот так, вот так.
Медвежата воду пили,
Друг за дружкою ходили: вот так, вот так.
Медвежата танцевали –
Дружно лапы поднимали: вот так, вот так.
Дети утром рано встали,
За грибами в лес пошли. (Ходьба на месте)
Приседали, приседали,
Белый гриб в траве нашли. (Приседания)
На пеньке растут опята,
Наклонитесь к ним, ребята,
Наклоняйся, раз-два-три,
И в лукошко набери! (Наклоны)
Вон на дереве орех.
Кто подпрыгнет выше всех? (Прыжки)
Если хочешь дотянуться,
Надо сильно потянуться. (Потягивания -руки вверх)
Три часа в лесу бродили,
Все тропинки исходили. (Ходьба на месте)
На крылечке у избы
Сушит белочка грибы:
Раз - опёнок,
Два – маслёнок,
Три – волнушка,
А четыре – гриб свинушка,
Пять – румяный боровик –
На зиму запас велик.
Тра-та-та, тра-та-та-
Новоселье у крота:
Песчаная горка,
Под горою норка:
Подземная, длинная,
Семиквартирная.
ПАРОВОЗИК ИЗ РОМАШКОВО.
(Сценарий «защиты» проекта «Лес удивительный и загадочный»)
В:- Почему паровозик из Ромашково всегда опаздывал на станцию?
(ранее детям была прочитана сказка Г. М. Цыферова «Паровозик из Ромашково)
- Хотите ли вы вместе с мамами отправиться в путешествие на этом паровозике?
- Садитесь удобнее, поехали!
(родители остаются в импровизированном из модулей вагончике, дети вслед за «паровозиком» двигаются по группе под песенку А. Ермолова и А. Морозова «Паровоз Букашка»- показ видео)
ОСТАНОВКА В ЛЕСУ.
Родители: - Безобразие! Мы опоздаем на станцию!
Дети и паровозик: - Если мы не побываем в чудесном лесу - опоздаем на всю жизнь!
В: - Как хорошо в лесу! Какие красивые деревья вокруг!
Носит по весне серёжки
И кудрявые одёжки,
Сок прозрачный, словно слёзка,
Это дерево…
(1-й ребёнок рассказывает о берёзке, воспитатель говорит о том, как человек может ей навредить)
В: - Осторожно! Большая куча травинок под деревом! Она живая!
Каждый свой имеет дом.
Вот улитка под листом,
Короед живёт в коре,
Белка селится в дупле,
Муравей - такой затейник:
Он построил…
(2-й ребёнок рассказывает о муравьях)
В:- Мы в лесу гулять устали
Сил своих не рассчитали,
Обратились с просьбой к няне:
Отдохнуть бы на (поляне) (дети садятся на «пенёчки», на ковёр)
- На полянках и лесных опушках растёт сладкая ягодка
(3-й ребёнок рассказывает о землянике)
В: - Посмотрите!
Кто там скачет по опушке:
Держит ушки на макушке?
Кто же это? Угадай-ка!
Это просто серый(4-й ребёнок рассказывает о зайчике)
В: - Послушайте!
По стволу тук-тук, тук-тук!
Он деревьям – лучший друг.
Зря он времени не тратил
Помогает лесу…
(4-й ребёнок рассказывает о дятле)
В:- Идём дальше! Как нужно ходить по лесу?
Мы по лесу идём и поём.
Что найдём, то в корзину кладём.
Мы обшарим все кустики, кочки,
Собирая в корзину…
(5-й ребёнок рассказывает о грибах)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Дети утром рано встали,
За грибами в лес пошли. (Ходьба на месте)
Приседали, приседали,
Белый гриб в траве нашли. (Приседания)
На пеньке растут опята,
Наклонитесь к ним, ребята,
Наклоняйся, раз-два-три,
И в лукошко набери! (Наклоны)
Вон на дереве орех.
Кто подпрыгнет выше всех? (Прыжки)
Если хочешь дотянуться,
Надо сильно потянуться. (Потягивания -руки вверх)
Три часа в лесу бродили,
Все тропинки исходили. (Ходьба на месте)
В: - Незаметно мы с вами забрели в самую чащу леса. Здесь тихо и прохладно.
Есть в лесу колючая красавица.
Детворе не может не понравиться:
Круглый год зелёные иголочки
На ветвях растут у нашей…
(6-й ребёнок рассказывает о ёлочке)
В: - Вечереет, пора возвращаться.
Снова садимся в вагончики и, полные впечатлений от лесной прогулки,
едем домой. (Снова звучит песенка «Паровоз – Букашка»)
РЕФЛЕКСИЯ
- Понравилось вам в лесу? Что можно делать в лесу? Чего нельзя делать в лесу?
(Ответы детей записываются, из них формируется задание на проект «Правила поведения в лесу»)
Что можно делать в лесу? Чего нельзя делать в лесу?
- Гулять.
- Собирать грибы, ягоды, цветы.
- Дышать свежим воздухом.
- Наблюдать.
- Фотографировать.
-Ломать кусты и ветки деревьев.
- Топтать ягоды, цветы.
- Жечь ветки.
- Мусорить.
- Пугать птиц и зверей.
- Ломать муравейник.
Литература:
1. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. -М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012.
2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ. -
М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
3. Вахрушева Л. Н. «Познавательные сказки для детей- 4-7 лет», М. - «ТЦ СФЕРА»,2011 г.
4. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников»- М. : «ВАКО»,2005.
5. Деркунская В. А., Харчевникова А. Н. «Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр детей 4-5 лет». Учебно-методическое пособие. - М. : Центр педагогического образования, 2012.
6. Журавлёва В. Н. «Проектная деятельность старших дошкольников» - Волгоград: «Учитель», 2011.
7. Масленникова О. М., Филиппенко А. А. «Экологические проекты в детском саду» - Волгоград: «Учитель», 2013.
8. Оберемок С. М. «Метод проектов в дошкольном образовании» - Новосибирск,2009
9. Павлова Л. Ю. «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром» : Для занятий с детьми 4-7 лет. - М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016