Ольга Моргачева
Формы и приемы использования детского фольклора в нравственном воспитании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМЫ И ПРИЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Моргачева Ольга Геннадьевна,
воспитатель,
МБДОУ № 16, г. Красноярск
С детьми дошкольного возраста используются различные формы работы с произведениями детского фольклора. Наиболее эффективные из них: чтение произведений, объединенных смысловым значением русской пословицы; театрализованные игры по тексту русских потешек; цикл бесед на тему «Что такое хорошо…» на материале малых фольклорных форм; нравственные уроки на материале русских народных сказок; русские народные игры (подвижные, хороводные, словесные); театрализованное разыгрывание сказки по ролям.
Публикация «Формы и приемы использования детского фольклора в нравственном воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Каждая из предлагаемых форм работы решает определенный ряд задач, последовательность и содержание которых определяется программой.
Малые фольклорные жанры. Маленькому ребенку нравятся короткие, хорошо ритмизированные стихи, песенки с четкой рифмой. Впечатления от ритма, звучания, мелодии вызывают у детей желания заучивать и повторять услышанное. Ритмизированные тексты отвечают потребностям ребенка в игре, будят полет фантазии и воображения. Ознакомление детей с малыми формами детского фольклора помогает осуществлять обучение пониманию обобщенного значения, образного содержания. В работе используются такие приемы обучения, как вычленение фразеологизмов в тексте, подбор синонимов, антонимов к данному выражению, составление с ним предложений. Цель этой работы – помочь детям осознать значение фразеологизмов. Обращая внимание детей на языковые средства, важно научить детей не только то, о чем читают, рассказывают, но и то, какими словами это содержание выражается, научить замечать и воспроизводить средства художественной выразительности.
Художественный анализ пословиц, поговорок, предваряя чтение некоторых произведений, используется для оценки поступков героев, основной идеи или названия сказки. Следующий этап обучения предполагает обогащение образной лексики, углубление понимания значения слов, их смысловых оттенков. В этой работе эффективны упражнения «Скажи по-другому», «Я начну, а вы продолжите» и т. д. При имеющемся определенном запасе пословиц, детям предлагается выбрать ту, которая наиболее соответствует содержанию и идее прочитанной сказки, подходит к данной речевой или бытовой ситуации.
Театрализованная деятельность. Специально организованная театрализованная деятельность способствует совершенствованию интеллектуальной и эмоциональной сфер дошкольников, развивает нравственные мотивы поведения. Исполняя роли, дети передают настроение героев, отражают их поступки, анализируют ошибки, предлагают позитивные модели поведения. Задачи театрализованной деятельности: разбудить чувства ребенка, познакомить с эмоциями, их проявлениями, учить детей использовать речевые этикетные формулы – приветствие, прощание, благодарность, устанавливать контакты при помощи речевых и неречевых средств, выражать свое настроение, принимать ведущую роль в разговоре, не нарушая этикета, внимательно относиться к собеседнику, понимать его эмоциональное состояние. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое произведение или сказка всегда имеют нравственную направленность (дружба, честность, доброта, смелость и т. д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Переживая сюжет от первого лица, ребенок глубже постигает мотивы действия персонажа и впитывает способы поведения.
Организованная театральная деятельность должна выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции, способствовать развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; создавать атмосферу творчества; социально-эмоциональному развитию детей. Театрализованные постановки, работа над ними – это не главное направление в нашей работе. Наиболее часто используются элементы театрализации. Например, такие, как творческие этюды, когда детям предлагается проиграть диалог героев (из хорошо знакомой сказки) в разных эмоциональных ситуациях. Нужно мимикой, жестом, голосом показать злого или доброго героя, передать чувство радости, горя, удивления. Еще один прием – имитационные движения.
Очень часто в работе используется загадывание загадок, в том числе загадок в движении. Дети показывают своих персонажей, а наблюдающие должны подметить различия в характере одного образа. Ознакомление детей с основными эмоциональными состояниями (радость, печаль, страх, удивление, злость) способствуют такие задания как «Разные настроения» –
по карточкам-пиктограммам. Детям также предлагаются маленькие сценки, где необходимо подчеркнуть особенность ситуации. Например, изобразить, как девочке подарили куклу, или как ребенок испугался медведя, или как огорчается (радуется) мама поступком своего ребенка и многое другое. Тематику таких сценок подсказывает сама жизнь. И очень важно использовать такие ситуации, чтобы показать детям возможные их последствия или продолжение.
В работе с дошкольниками может использоваться нетрадиционная технология ТРИЗа. Ее задача – научить детей оригинально, непривычно, по-своему воспринимать содержание, творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один. Нетрадиционный подход дает возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать такую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко. Важно, чтобы ребенок понял, что многое можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей. В ТРИЗ- технологии могут использоваться такие приемы, как: возвращение в историческое прошлое; преобразование хода повествования путем придумывания различных концовок, введения непредвиденных ситуаций; прием «хорошо-плохо»; письменное обращение к героям сказок (записки, телеграммы, письма, ответы); постановка проблемного вопроса (почему, зачем, каким образом, а, если бы).
Нравственные уроки на основе русских народных сказок. Задачи: Использовать сказку как средство развития у детей воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств. Соотносить элемент связи между поступками героев и народным высказыванием. Формировать смысловое понимание пословицы, лежащей в идейном содержании сказки.
Доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире. В целой системе методов и средств воспитания добрых чувств важную роль играет сказка. Конкретное содержание каждой сказки подсказывает пути воспитания добрых чувств. В каждом конкретном случае сюжет сказки обращает внимание лишь на конкретные компоненты из целой гаммы добрых чувств. Важно заострить внимание детей на значимые в нравственном плане моменты. В этом контексте мы учим детей сравнивать, сопоставлять; доказывать и отстаивать свое мнение о герое или его поступке; находить собственное решение ситуации, в которую попал герой. Очень эффективны в этой работе такие задания, как: «Как бы ты поступил на месте?», «Кого тебе жалко в этой сказке. ?», «Докажи, что … лучше всех.».
Для яркого запоминания и усвоения одного лишь устного знакомства с каким либо произведением, особенно у детей младшего и среднего возраста, недостаточно. В этом возрасте сохраняется наглядно-образное мышление, поэтому, чтобы у детей сложилось представление о явлении – нужна опора на визуальные впечатления. Для сопровождения чтения вслух сказок, былин, рассказов, используются наглядные пособия, репродукции картин, иллюстрации в книгах, фотографии и открытки по теме. При чтении сказок и стихов с новыми словами, например, «прялка», «решето», «ухват» – четкое понимание детям дает натуральный предмет, или хотя бы его изображение, потому что словесное описание, объяснение незнакомого предмета они воспринимают с трудом. Использование предметов быта и старины при чтении и рассказывании былин усиливает познавательный эффект и привлекает внимание детей как «сюрпризный момент».
Русские народные игры (подвижные, хороводные, словесные). Задачи: Через подвижные игры наладить содержательное общение детей друг с другом. Помочь детям усвоить и выполнять правила игр, подчиняя свои интересы коллективу детей. Учить детей сговариваться на игру, добиваться конечного результата. Осознавать потребность в общении со сверстниками, проявлять интерес к ним, выбирать круг общения. Формировать позитивные, доброжелательные взаимоотношения. Ощутить свое тело, почувствовать радость движения. Помочь приобрести ребенку уважение к чувствам сверстников, обогатить опыт общения, лучше узнать друг друга.
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать богатырской силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Подвижная игра совершенствует психические процессы, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а зачины, считалки, диалоги характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе. А это требует от детей активной усидчивой деятельности. Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, создают условия, в которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора. Движения сопровождаются веселыми моментами, любимыми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою прелесть, ценнейший, неповторимый игровой фольклор.
Также используется воспитательная сила художественной литературы в проектной деятельности детского сада. Работу по данному направлению можно представить как интеграционную, для ее решения в дошкольных учреждениях довольно часто используется проектный метод деятельности. С целью разработки такого проекта, педагоги ставят перед собой задачу проведения итогового мероприятия, затем разрабатывают план, где предусматривается обогащение детей новыми знаниями и закрепление имеющихся знаний. Итоговым мероприятием может быть вечер посиделок, выставка детского творчества по теме, экскурсия, тематический вечер или праздник.
Качество учебно-воспитательного процесса – это, прежде всего, результат деятельности, который можно чем-то измерить, подтвердить и оценить. Трудность в определении результатов заключается в том, что эффективность нравственного воспитания – отсроченный по времени результат. Ребенок на протяжении своего детства, как губка, впитывает правила поведения, этические представления, выработанные многими поколениями людей. Свою задачу, я вижу в том, чтобы дать детям элементарные осознаваемые представления о том, что хорошо или плохо, научить детей чувствовать, переживать, понимать чувства других, а также самостоятельно определять, с какой целью он совершает тот или иной поступок, какие он преследует при этом цели.
ЛИТЕРАТУРА
1. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошк. воспитание. -1991.-№9.-С. 16-22.
2. Конина М. М. Роль художественной литературы в нравственном и эстетическом воспитании детей дошкольного возраста. - М., 2004.
3. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду. М. : Мозаика-Синтез, 2006.