Ватутина Анастасия
Значение здоровьесберегающих технологий как средство развития мелкой моторики рук в развитии речи у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Современному обществу необходимо здоровое поколение людей. В связи с этим возросло внимание к здоровью детей и здоровьесберегающим технологиям.
Темочки:
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
По словам Никиты Константиновича Смирнова, заведующего кафедры психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, здоровьесберегающие технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью обучающихся.
Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить возможность сохранения здоровья за период воспитания и обучения, сформировать необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования содержание основной образовательной программы дошкольного образования должно обеспечивать развитие личности детей в различных видах деятельности. Оно представляет собой совокупность пяти образовательных областей («Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» и «Речевое развитие», одной из которых является образовательная область «Речевое развитие».
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Развитие речи – её звуковой стороны, словарно состава, грамматического строя – одна из важнейших задач образовательной деятельности в ДОО. Исследованиями учёных Института физиологии детей и подростков АПН- академии педагогических наук (М. М. Кольцовой, Е. И. Исениной, Л. В. Антоновой - Фоминых) была подтверждена связь интеллектуального, речевого развития и моторики пальцев рук. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.
Исследователи установили, что речевые и моторные зоны расположены по соседству, поэтому «раздражая одну, совершенствуется другая». Существующая тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности свидетельствует о том, что если у ребёнка имеется речевой дефект, то необходимо обратить внимание на тренировку пальцев.
С каждым годом возрастает число детей, имеющих недоразвитие речи. Это обусловлено рядом объективных причин медицинского и социального характера. Статистика утверждает, что детям посещающих логопедические группы ДОУ характерна слабо развитая мелкая моторики пальцев рук, которая характеризуется двигательной неловкостью, малым объёмом движений, недостаточным темпом и переключаемостью. Поэтому одним из направлений коррекционной работы с детьми логопедических групп является развитие пальцевой моторики. Для стимулирования развития речи детей необходимо организовать планомерную систематическую работа по развитию мелкой пальцевой моторики. Формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук, является стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи.
В ходе работы по развитию речи детей мы используем как традиционные, так и нетрадиционные здоровьесберегающие технологии благодаря которым у детей происходит:
- улучшение памяти, внимания, мышления;
- повышение способности к произвольному контролю;
- улучшение общего эмоционального состояния;
- повышается работоспособность, уверенность в себе;
- стимулируются двигательные функции;
- снижается утомляемость;
- улучшаются пространственные представления;
- развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;
- стимулируется речевая функция;
- улучшается соматическое состояние.
В своей работе мы используем следующие методы и приёмы здоровьесберегающих технологий, которые могут применятся на разных этапах образовательной деятельности по развитию речи.
1. Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
2. Пальчиковая гимнастика.
1. Движение пальцев при выполнении упражнений приводят к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что стимулирует развитие речи.
2. Пальчиковые игры создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
3. Ребёнок учиться концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
4. Сопровождая упражнения короткими стишками речь ребёнка становиться более чёткой, ритмичной, яркой, усиливается контроль над выполняемыми движениями.
5. Развивается память, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
6. Развивается воображение и фантазия. Ребёнок может руками рассказывать целые истории.
7. Кисти рук и пальцев после освоения всех упражнений, приобретают хорошую подвижность и гибкость, а это облегчит овладение навыком письма.
3. Самомассаж.
Самомассаж – одно из средств профилактики и коррекции речи детей. Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.
4. Су-Джок – терапия.
В переводе с корейского языка
Су-кисть
Джок –стопа
Су Джок –терапия оказывает воздействие на биоэнергитические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.
Мы в своей работе используем как массажный мячик, так и эластичные кольца.
1. Массажный шарик – прокатывая его между ладонями, улучшается тонус мышц, мелкая моторика. Предлагаю вам выполнить короткие упражнения массажным шариком. Сопровождаем движения рук со словами: «Я катаю свой орех, что бы был круглее всех».
2. Массаж пальцев эластичным кольцом – пружинное кольцо надевается на пальчики ребенка и прокатывается по ним. Массируем палец до покраснения и появления ощущения тепла. Чтоб процесс массажа не был скучным, подключаются различные стихотворные тексты. Например: «Семья»
Этот пальчик — дедушка.
Этот пальчик — бабушка.
Этот пальчик — мамочка.
Этот пальчик — папочка.
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья! 5. Физкультминутка является обязательной в ходе образовательной деятельности по развитию речи. В процессе проведения физкульминуток воспитывается поведение детей, развивается мышечная активность, связная речь, активизируется словарный запас.
Таким образом, мы продемонстрировали вам вариативность использования в своей работе разнообразных методов и приемов здоровьесберегающих технологий в образовательной области «Речевое развитие». Развитие мелкой моторики рук детей важна для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.
Данные приёмы мы используем в своей работе и можем с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на речевое развитие. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически. Чем «умнее» руки, тем умнее ребенок.