Марина Пазюк
Значение устного народного творчества в воспитании дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Значение устного народного творчества в воспитании дошкольника.
Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, что радовало и тревожило русских людей, чем они занимались,как трудились, о чём мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам?
Публикация «Значение устного народного творчества в воспитании дошкольника» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Устное народное творчество
- Темочки
Ответить на эти вопросы сегодня – значит восстановить связь времён, вернуть утерянные ценности. Обратиться к истокам поможет фольклор, ведь его содержание – жизнь народа,человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания.
Поставив задачу знакомить детей с устным народным творчеством, некоторыми видами народного прикладного искусства, мы хорошо понимаем, что это будет знакомство с важной частью духовной культурой народа, с объективными законами красоты. Задача эта, на года.
Большинство песенок, потешек,прибауток создавались в процессе повседневного труда, отсюда их краткость, чёткость,ритмичность и выразительность. Веками сохранял народ в памяти лучшие миниатюры, в которых его опыт и мудрость передаются с такой доходчивостью и простотой, с такой богатой мелодикой звучания, что дети,играя словами,звуками, постигают и радостно делятся друг с другом своими мыслями. Они учатся слушать друг друга. Потешки – первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства, речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Устное народное творчество широко используется в воспитании детей. Особую значимость приобретает оно в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю.
Детей необходимо учить слушать не только рифмующийся текст,но и прозу. Русские народные сказки открывают новую страницу эмоциональной жизни ребёнка. Знакомство с фольклорными произведениями приобщает детей к художественному наследию своей национальной культуры. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности и т. п. Особое отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Народные игры являются традиционным средством педагогики. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое заинтересованное уважительное отношение к культуре родной страны, любви к Родине. По содержанию все народные игры классически лаконичны,выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора., уточнению представления об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребёнка дошкольника.
Для удобства можно условно разделить народные игры на несколько типов:
• игры, отражающие отношения человека и природы
• игры, отражающие повседневные занятия и быт наших предков
• игры по религиозно-культовым мотивам
• игры на находчивость, быстроту и координацию
• игры на силу и ловкость
• военные игры
Еще один большой «плюс» русских игр – игровой инвентарь можно в избытке найти в любом доме.
Ниже мы рассмотрим наиболее типичные народные игры, а так же некоторые пред- игровые моменты, без которых рассказ о самих играх был бы не полон. В каждую из этих игр дети могут вполне поиграть и сейчас. Они просты, понятны и не требуют специфических навыков, специальной подготовки и какого-либо инвентаря, за исключением самого простейшего.
Игры, отражающие отношения человека и природы
Жизнь человека в старину была очень намного более тесно связана с природой, чем в наши дни. Леса были полны зверей. Полевые работы, охота, промыслы были подчинены природным циклам и погодным условиям. Во многом именно от природы зависело, будет ли община сыта, и жить в достатке или людям придется голодать. Закономерно, что эта связь нашла свое отражение в культуре, обычаях, традициях и праздниках у славянских народов. Дети, в своем стремлении подражать взрослым в их делах, проделывали то же самое в игровой форме. Так возник целый пласт игр – игры, в которых отражается отношение человека к Природе. Во многих из них лесные хищники: медведь, волк, лисица – главные действующие лица.
Для игр можно изготовить и маски зверей.
Игры подобной тематики: «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Дедушка Мазай», «Пчёлы», «Игра в коршуна», «Волк и утки», «Иван-косарь и звери», «Селезень и утка» и др. (см. Приложение)
Игры по религиозно-культовым мотивам
Подобные мотивы четко прослеживаются в народных забавах. Водяные, русалки, домовые, чародеи, нечистая сила фигурируют не только в сказках и обрядах, но и появляются в сюжетах игр. Вообще детству свойственен некий колоритный языческий примитивизм, делающий игры подобной тематики живыми и яркими. Игры данной тематики: «Пахари и Жнецы«; «Иван-косарь и звери«; «Люлька«; «Водяной»; «Черти в аду»; «Дедушка-рожок» и др. (см. Приложение)
Народные игры, отражающие повседневные занятия наших предков
Охота, рыбалка, промыслы, бытовые сценки и многое другое, составляющее повседневные занятия людей в старину дошло до наших дней в многочисленных играх-отражениях. Глядя на которые совсем нетрудно себе представить, чем и как жили наши предки. Своеобразные диалоги-приговорки в играх могли быть довольно длинными и забавными. Причем менять по ходу игры фразы в них не возбранялось. Наоборот, это добавляло игре интереса и живости. Игры данной тематики: «Бояре», «Невод», «Удочка», «Птицелов», «Баба Яга», «Охотники и утки» и др.
Игры на находчивость, быстроту и координацию
Бег, прыжки и другие проявления двигательной активности свойственны детям. Особенно привлекательным становятся они, будучи оформленными в виде игры. Азарт, игровой задор элементы соперничества и соревнования – вот главные составляющие славянских народных игр.
Сильных и ловких уважали во все времена и в любом обществе. Игра – то занятие в котором дети могли продемонстрировать сверстникам эти свои качества.
Игры данной тематики: «12 палочек», «Салки», «Золотые ворота», «Кубарь», «Горелки», «Жмурки», ««Городки», «Лапта», «7 Камней» и др.
Военные игры
Военная тематика, само собой, не могла не войти и в детские игры. За свои долгую историю военные игры не претерпели каких-либо серьезных видоизменений, и дошли до нас в почти первозданном виде. В самом общем варианте игра войну представляет собой состязание двух команд, в котором народной традицией определяются допустимые средства и приемы противоборства и условия признания победителей.
На Руси военные игры с давних пор были любимейшим развлечением большинства мальчишек.
Игры данной тематики: «Кулачный бой», «Лапта», «Снежки», «Палочный бой», «Казаки-разбойники», «Всадники и кони» и др.
Работая с детьми, нам надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно – полезной и творческой деятельности.
Литература:
1.»Дошкольное воспитание» № 2, 7. 1990 г.
2.»Дошкольное воспитание» №5.1991 г.
3. «детские подвижные игры» Под редакцией Т. И. Осокиной,1988 г.
4.» Знакомство детей с русским народным творчеством «А. С. Куприна «Детство-пресс»2002 г.
5.»Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду» Под редакцией А. В. Орловой. Владимир,1995 г
6. Аленков Ю. «Считалки. 1800 самых интересных и занимательных считалок». М. : АСТ; Киев: НКП, 2008.
7. Солнцева О. В. «Дошкольник в мире игры». СПб; Речь; М. : Сфера, 2010.
8. Пятин В. А., Трещев А. М., Алексеева Г. В. и др. «Этническая педагогика: Книга для чтения». Астрахань: Изд-во Астраханского педагог. Ин-та, 1995.