Татьяна Цыбулько
Задержка психического развития в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Задержка психического развития
Дети с задержкой психического развития – это неоднородная группа дошкольников и школьников, которые характеризуются нарушением темпа психического развития познавательной деятельности: восприятия, внимания, памяти,
мышления, воображения. Также характерным признаком задержки психического развития является эмоциональноволевая незрелость. Речевое развитие отличается вариативностью: от нижней границы возрастной нормы до системного недоразвития речи (произносительной стороны, лексикограмматического строя, связного высказывания).
Познавательная деятельность
Речь:
нарушение понимания устной и письменной речи (отдельных слов, словосочетаний, простой и сложной фразы,
образных выражений, устных и письменных текстов);
разнообразное по проявлениям нарушение звукопроизношения (от нарушения отдельных звуков до искажения
нескольких групп звуков);
34
бедность и неточность словарного запаса, преобладание частотных существительных и глаголов, усвоение
прилагательных вызывает трудности;
аграмматизм различной степени выраженности (неверное употребление падежных и предложно-падежных
форм, числа, времени, вида глаголов и др.);
спонтанная речь может быть невнятная, смазанная.
Восприятие:
нарушение целостного восприятия предметов, объектов;
снижение зрительного, слухового, тактильнодвигательного восприятия (трудности узнавания предметов/объектов, в том числе на ощупь).
Внимание:
отмечаются неустойчивость, нарушение переключаемости, трудности концентрации;
характерно ухудшение распределения внимания,
замедление деятельности при наличии дополнительных раздражителей.
Память:
характерны недостаточный объем памяти, низкая
скорость запоминания;
преобладание механического запоминания и наглядной памяти над словесной;
характерно снижение вербальной памяти, при этом
дети лучше запоминают материал, предъявленный наглядно;
недостаточная целенаправленность и произвольность
при запоминании и воспроизведении информации.
Мышление:
трудности реализации всех мыслительных операций:
анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования,
классификации, конкретизации и обобщения;
отмечается недостаточная гибкость мышления,его
инертность; при предъявлении различных задач/ситуаций –
35
склонность к стереотипии и шаблонным решениям; характерны затруднения при выполнении проблемных задач;
преобладает наглядно-действенное мышление, при
этом наиболее доступно выполнение заданий по аналогии;
при анализе предмета/объекта/ситуации, выполнении
заданий выделяются преимущественно малозначимые или
второстепенные детали, отсутствует опора на иерархию понятий;
характерно снижение познавательной активности и
продуктивности при решении интеллектуальных задач.
Эмоциональная сфера и личностные особенности:
отставание в развитии эмоциональной сферы также
характеризуется вариативностью проявлений – от страхов,
боязливости, пониженного фона настроения до повышенного
фона настроения, возбудимости, агрессивности;
мотивационная сфера и познавательный интерес
снижены;
снижена потребность в общении со сверстниками и
взрослыми;
нарушение самоконтроля практически во всех видах
деятельности.
Двигательная сфера:
трудности реализации сложных двигательных программ;
затруднения ориентировки в пространстве и осуществлении двигательных актов обусловлены нарушением формирования пространственного анализа и синтеза.
Работоспособность:
характерны колебания активности и работоспособности;
период интеллектуального напряжения, сосредоточенности характеризуется краткостью, после которого наступает утомление;
доступно понимание материалов небольшого объема;
36
на фоне утомления могут возникнуть реакции возбудимости, агрессивности или, наоборот, пассивность и заторможенность