Лучший педагог года

Задержка психического развития в дошкольном возрасте

Татьяна Цыбулько
Задержка психического развития в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы

Задержка психического развития

Дети с задержкой психического развития – это неоднородная группа дошкольников и школьников, которые характеризуются нарушением темпа психического развития познавательной деятельности: восприятия, внимания, памяти,

мышления, воображения. Также характерным признаком задержки психического развития является эмоциональноволевая незрелость. Речевое развитие отличается вариативностью: от нижней границы возрастной нормы до системного недоразвития речи (произносительной стороны, лексикограмматического строя, связного высказывания).

Познавательная деятельность

Речь:

нарушение понимания устной и письменной речи (отдельных слов, словосочетаний, простой и сложной фразы,

образных выражений, устных и письменных текстов);

разнообразное по проявлениям нарушение звукопроизношения (от нарушения отдельных звуков до искажения

нескольких групп звуков);

34

бедность и неточность словарного запаса, преобладание частотных существительных и глаголов, усвоение

прилагательных вызывает трудности;

аграмматизм различной степени выраженности (неверное употребление падежных и предложно-падежных

форм, числа, времени, вида глаголов и др.);

спонтанная речь может быть невнятная, смазанная.

Восприятие:

нарушение целостного восприятия предметов, объектов;

снижение зрительного, слухового, тактильнодвигательного восприятия (трудности узнавания предметов/объектов, в том числе на ощупь).

Внимание:

отмечаются неустойчивость, нарушение переключаемости, трудности концентрации;

характерно ухудшение распределения внимания,

замедление деятельности при наличии дополнительных раздражителей.

Память:

характерны недостаточный объем памяти, низкая

скорость запоминания;

преобладание механического запоминания и наглядной памяти над словесной;

характерно снижение вербальной памяти, при этом

дети лучше запоминают материал, предъявленный наглядно;

недостаточная целенаправленность и произвольность

при запоминании и воспроизведении информации.

Мышление:

трудности реализации всех мыслительных операций:

анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования,

классификации, конкретизации и обобщения;

отмечается недостаточная гибкость мышления,его

инертность; при предъявлении различных задач/ситуаций –

35

склонность к стереотипии и шаблонным решениям; характерны затруднения при выполнении проблемных задач;

преобладает наглядно-действенное мышление, при

этом наиболее доступно выполнение заданий по аналогии;

при анализе предмета/объекта/ситуации, выполнении

заданий выделяются преимущественно малозначимые или

второстепенные детали, отсутствует опора на иерархию понятий;

характерно снижение познавательной активности и

продуктивности при решении интеллектуальных задач.

Эмоциональная сфера и личностные особенности:

отставание в развитии эмоциональной сферы также

характеризуется вариативностью проявлений – от страхов,

боязливости, пониженного фона настроения до повышенного

фона настроения, возбудимости, агрессивности;

мотивационная сфера и познавательный интерес

снижены;

снижена потребность в общении со сверстниками и

взрослыми;

нарушение самоконтроля практически во всех видах

деятельности.

Двигательная сфера:

трудности реализации сложных двигательных программ;

затруднения ориентировки в пространстве и осуществлении двигательных актов обусловлены нарушением формирования пространственного анализа и синтеза.

Работоспособность:

характерны колебания активности и работоспособности;

период интеллектуального напряжения, сосредоточенности характеризуется краткостью, после которого наступает утомление;

доступно понимание материалов небольшого объема;

36

на фоне утомления могут возникнуть реакции возбудимости, агрессивности или, наоборот, пассивность и заторможенность

Публикации по теме:

Бизиборд как средство развития ребенка в раннем дошкольном возрастеБизиборд как средство развития ребенка в раннем дошкольном возрасте Известно, что развитие мелкой моторики и познание мира через тактильные ощущения стимулируют формирование когнитивных процессов у маленьких.

Предметно-развивающая среда в старшем дошкольном возрасте «Центр речевого развития»Предметно-развивающая среда в старшем дошкольном возрасте «Центр речевого развития» Предметно-развивающая среда в старшем дошкольном возрасте «Центр речевого развития» Наш речевой центр называется «Каркуша - Говоруша». Цель.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Задержка психического развития в дошкольном возрасте
Опубликовано: 11 февраля 2025 в 14:11
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Задержка психического развития в дошкольном возрасте» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Цыбулько (УИ 526573) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
12 февраля 2025 среда
Мeждунapoдный дeнь нaуки и гумaнизмa, День Дарвина
13 февраля 2025 четверг
Читаем басни Крылова!
Знакомимся с радио!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД