Тамара Москвина
Лепбуки «Моя малая Родина — село Довольное» и «Мое любимое село Довольное»
▼ Скачать + Заказать документы
Лепбуки «Моя малая родина – село Довольное» и «Мое любимое село Довольное»
Лэпбук для дошкольников — это тематическая интерактивная папка с кармашками, мини-книжками, окошками, подвижными деталями, вставками, которые ребёнок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по определённой теме.
Некоторые требования к лэпбуку:
информативен;
полифункционален: способствует развитию творчества, воображения;
пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнёра);
обладает дидактическими свойствами;
является средством художественно-эстетического развития ребёнка, приобщает его к миру искусства;
вариативен: разные части лэпбука могут использоваться по-разному в зависимости от поставленной цели;
его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;
обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников.
В ходе работы с тематическим материалом ребёнок проводит наблюдения, выполняет задания, изучает и закрепляет информацию в занимательно-игровой форме.
Автор дидактической разработки: Москвина Тамара Алексеевна, воспитатель
Возрастная адресность: дети старшего дошкольного возраста.
Цель: расширение представлений и систематизация знаний о малой Родине – село Довольное.
Задачи:
- Расширять и закреплять знания детей о родном селе – Довольное, представления о социальных объектах села.
- Закреплять знание достопримечательностей села Довольное; о гербе и флаге села и района, о символическом значении цветового сочетания и образов в них.
- Знакомить детей с героями района и их наградами, историей села в фотографиях (ретро фото).
- Углублять и расширять знания о различных животных, птицах и рыбах Доволенского района; о водоемах.
- Закреплять знания детей о деревьях, кустарниках, травах и грибах, растущих в селе и районе, умение различать их и находить нужное растение; природных сообществах.
- Закреплять умение рассказывать об организациях, животных и растениях, используя мнемотаблицы.
- Продолжать формировать умение разгадывать ребусы.
- Формировать чувство патриотизма, интереса к истории малой родины.
- Обогащать активный словарь новыми словами, поощрять рассказы детей.
- Развивать познавательные способности детей в процессе практической деятельности, речь, логическое мышление, внимание, сообразительность, память, мелкую моторику, творческие способности, самостоятельность, навыки взаимоотношений со взрослыми.
- Воспитывать любовь и уважение к своей малой родине, чувство гордости за героев своего села, бережное отношение к природе.
Лэпбуки «Моя малая родина - село Довольное» и «Мое любимое село Довольное» можно использовать как самодельное наглядное пособие по воспитанию у ребенка - дошкольника любви к своей малой родине. Они предназначены для детей старшего дошкольного возраста, поэтому составлены они с учетом возрастных особенностей детей и интеграции образовательных областей. Некоторые материалы можно использовать и в средней группе.
Наполнение и количество материалов регулирует воспитатель в зависимости от знаний и умений детей.
Лепбук№1 «Моя малая родина – село Довольное».
В него входят разделы:
1. Информация (текст)
Содержит краткое содержание истории возникновения села.
2. Кармашек «Достопримечательности села»
Содержит фото достопримечательностей села.
Игра «Достопримечательности села Довольное»
Задачи:
Закрепить представление о достопримечательностях села Довольное, развивать связную речь.
Материалы: изображения достопримечательностей села.
Ход игры:
Дошкольники рассматривают достопримечательности села, называют их и рассказывают (расположение, сколько этажей, назначение).
3. Кармашек «Собери картинку»
Содержит пазлы – флаг и герб села.
Игра «Собери картинку»
Задачи:
Продолжать закреплять представление детей о гербе и флаге родного села, о символическом значении цветового сочетания и образов в них.
Материалы: изображение герба и флага, состоящее их нескольких фрагментов.
Ход игры:
Фрагменты перемешиваются, дети собирают из них картинки и рассказывают о символике (что обозначают).
4. Карта Доволенского района
Содержит карту Доволенского района (еще одна в приложении)
Игра «Найди на карте…»
Задачи: Закрепить умение детей ориентироваться по карте местности, уметь объяснять расположение объектов по отношению друг к другу. Развивать абстрактное мышление.
Материалы: карта Доволенского района.
Ход игры:
Дошкольники ориентируются по карте (показывают село Довольное, другие населенные пункты, водоемы).
5. «Назови кто» (фото главы)
Задачи:
Продолжать закреплять знание детей о главе Доволенского района.
Материалы: фото главы Доволенского района
Дошкольники рассматривают фото, называют того, кто изображен на портрете и рассказывают, чем он занимается на своей должности.
6. «Символы Доволенского района»
Задачи:
Закрепить представление детей о гербе, флаге родного села.
Материалы: изображение герба, флага Доволенского района и Новосибирской области (отдельная папка – лепбук).
Ход игры:
Детям предлагается рассмотреть гербы и флаги, отметить отличительные особенности, составить описательные рассказы.
7. Кармашек «Растительный мир Доволенского района»
Содержит фото растений Доволенского района.
Задачи:
Закрепить знания детей о растениях (деревья, кустарники, травы, грибы) Доволенского района. Прививать любовь к родному краю.
Материалы: фотографии с изображением растений Доволенского района.
Ход игры:
1вариант: Воспитатель описывает растение, дети показывают соответствующую карточку.
2 вариант: На круге – барабане (в приложении) выкладываются фото растений, крутится юла и дети рассказывают о том растении (название, строение, внешний вид, место которое им выпало.
3 вариант: В корзинки (в приложении) дети раскладывают грибы и ягоды, называют.
4 вариант: Дети описывают дерево и его листья (Например, «Это дерево называется дуб. Дуб считают лиственным деревом. Это очень могучее крепкое дерево с широким разветвлённым стволом чаще всего произрастает в лесу. Листья дуба светло – зелёного цвета, гладкие с не ровными краями.)
5 вариант:
- Найти деревья, у которых есть иголочки, назвать их.
- Назвать особенность каждого дерева (например, на дубе растут жёлуди, черёмуха цветет кистями и плоды – черные ягоды, у берёзы есть серёжки и т. д.)
- Составить рассказ о берёзе, дубе, черёмухе, тополе, сосне, ели, опираясь на картинки деревьев и мнемотаблицы.
- Разложить по природным сообществам (лес, луг, водоем).
8. Кармашек «Животный мир Доволенского района»
Содержит фото животных и птиц Доволенского района.
Задачи:
Продолжать углублять и расширять знания детей о животных и птицах Доволенского района. Умение соотносить изображение животного с его местом обитания, правильно называя его; описывать животное и птицу (с опорой на мнемотаблицу). Развивать речь, память, мелкой моторики кистей рук. Воспитывать любовь к природе родного края, желание заботиться о животных.
Материалы: фото с изображением животных и птиц Доволенского района.
Ход игры:
1 вариант: Дети перемешивают фото и берут любое изображение, рассказывают о животном (название, части тела, особенности питания, обитания, детеныши, сравнение по размеру) с опорой на мнемотаблицу («Опиши животное, птицу»).
2 вариант: На круге – барабане выкладываются фото животных и птиц Доволенского района, крутится юла, дети рассказывают о том, кто им выпадает.
3 вариант: Разложить по местам обитания (лес, луг, водоем…- в приложении).
9. Приложение - «Лес, луг, водоем»
Содержит листы с изображением леса, луга, река – озеро, болото.
Задачи:
Закреплять знание природных сообществ (лес, луг, водоем).
10. Кармашек «Ребусы»
Содержит ребусы о деревьях, животных, птицах и др.
Задачи:
Развивать способность детей разгадывать слово, записанное в виде рисунков в сочетании с буквами и некоторыми другими знаками.
Закрепить знания о окружающем мире (растительный, животный мир).
Развивать сообразительность, логическое мышление, память, коммуникативные качества.
Игра "Ребусы о Родине"
Цель: развитие умения разгадывать ребусы, логическое мышление, сообразительность.
Материалы: карточки с ребусами.
Ход игры: Ребёнку нужно разгадать ребус.
11. Кармашек «Пословицы и поговорки о Родине»
Содержит тексты пословиц и поговорок о Родине.
«Продолжи пословицу и поговорку о Родине»
Задачи:
Знакомить с устным народным словотворчеством, развивать речь, память, логическое мышление.
Материалы: тексты пословиц и поговорок.
Ход игры:
Воспитатель начинает читать пословицу, дети ее продолжают.
12. Кармашек «Что это?»
Содержит набор фотографий видов села Довольное, организаций, зданий.
Задачи:
Продолжать знакомить дошкольников с социально значимыми объектами родного села. Развивать речь, память, внимание. Воспитывать любовь к своей малой родине.
Ход игры:
1 вариант: Воспитатель рассказывает о каком – либо объекте села, а дети должны угадать и назвать. Объяснить свой выбор.
2 вариант: Дети самостоятельно рассматривают фото и находят фото из кармашка «По страницам истории» - что было раньше.
3 вариант: Дети раскладывают фото по назначению объекта (образовательные, объекты культуры, магазины, спортивные объекты и т. д.)
13. Кармашек «Наши герои»
Содержит в себе мини – книжки о героях Доволенского района (Герои Советского Союза, труда)
Материал: фото героев Доволенского района, краткая биография.
Задачи:
Знакомить детей с героями района, их заслугами перед Отечеством.
Развивать речь, память, внимание.
Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Отчизне на примерах участников ВОВ.
14. Кармашек «Наград. ы»
Содержит фото орденов и медалей, которыми были награждены наши герои района.
Задачи:
Дать детям представление о том, чем награждали героев за подвиги. Воспитывать чувство патриотизма и уважение к героям Родины.
15. Список «Улицы нашего села» (скрыты за картинкой дома)
Содержит полный список улиц села Довольное.
Задачи:
Закреплять знание детей улиц села, называть их; назвать части дома, описать его.
Дети рассматривают дом, описывают его части.
16. Список «Населенные пункты Доволенского района» (скрыты за иллюстрацией «Улица села»)
Содержит полный список населенных пунктов Доволенского района.
Задачи:
Закреплять знание населенных пунктов района, умение находит наиболее крупные на карте Доволенского района; ориентироваться по карте района.
Ход игры:
Воспитатель называет село или деревню, а дети находят их на карте.
17. «Русская изба»
Содержит русскую избу на липучке.
Задачи:
Закрепить знания детей о русской избе, о некоторых предметах русского быта.
Обогатить словарь детей.
Воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа.
18. Игра – ходилка «Путешествие по родному селу»
Задачи:
Продолжать формировать представления об объектах села. Воспитание любви и уважение к родному селу.
Материалы: игровое поле, кубик, фишки, жетоны
Количество игроков: 4 ребенка
Ход игры: Проводит игру взрослый или ребёнок с высоким уровнем знаний о селе. Перед первой игрой рассмотреть игровое поле с картинками, побеседовать по ним.
С помощью кубика определяется очередность игроков и число ходов. Если после хода игрок попадает на иллюстрацию достопримечательности, то рассказывает о ней и за это получает жетон. Побеждает тот, кто первым придёт к финишу. Участник, имеющий больше всего жетонов за правильные ответы (жетон даётся за верно названую достопримечательность) становится победителем.
19. Круг – барабан (8 цветных секторов)
Содержит круг – барабан, разделенный на восемь цветных секторов. Дополнительно идет юла со стрелкой.
Задачи:
Закрепить знания детей о родном селе, о растительном и животном мире.
Стимулировать творческую активность детей в игре, формировать умение взаимодействовать друг с другом.
20. Корзинки
Содержит две корзинки для игр с «Растительным миром».
21. Дополнительные карты Доволенского района (Доволенский заказник)
Лепбук №2 «Мое любимое село Довольное» (продолжение)
В него входят разделы:
1. Кармашек «По страницам истории»
Сюда входят мини- раскладушки «Открытие мемориала» (с кратким описанием, «Районная библиотека», «Средняя общеобразовательная школа №1», «Новый год – площадь села» (с кратким описанием) с фотографиями из прошлого села.
А также комплект фото из прошлого села Довольное.
Задачи:
Знакомить детей с историей села, объектами и прошлым расположением организаций, и их внешним видом.
Формировать любознательность, познавательный интерес.
Воспитывать уважение к прошлому и настоящему родного села.
Игра «Было - стало»
Ход игры:
Дети находят современное здание из раздела «Что это?» и подбирают ретро фото этого же здания. Рассказывают об изменениях.
Игра «Найди отличия»
Задачи:
Развивать умение сравнивать характерные особенности
старого и современного села, развивать мышление и речь, закреплять знания о родном селе, воспитывать интерес к его настоящему и прошлому.
Материалы: Фото с прошлыми и настоящими достопримечательностями, событиями села.
Ход игры:
Воспитатель предлагает сравнить жителей старого и современного села: как выглядели и одевались, как и где работали, старинные улицы и современные и др.
2. «Водоемы Доволенского района»
Содержит фото водоемов Доволенского района (реки Баган и Чулым, озера – Довольное, Сарыбалык, Индерь).
Задачи:
Закреплять знание некоторых водоемов Доволенского района. Формировать умение находить их на карте района.
3. Дидактическая игра «Кто где обитает?»
Содержит фото рыб, обитающих в водоемов Доволенского района.
Задачи:
Закреплять знание рыб и других обитателей водоемов (рек и озер). Активизировать словарь детей.
Развивать память, внимание, мелкую моторику рук.
Воспитывать интерес к природе родного края.
Ход игры:
Дети отлепляют «Водоемы» от лепбука, разворачивают все водоемы и располагают рыб по местам их обитания.
4. Дидактическая игра «Подбери картинки»
Содержит листы с изображением основных организаций села и маленькие картинки, которые относятся к этим организациям.
Задачи:
Продолжать закреплять знание организаций и их назначением (школа, поликлиника, почта, детский сад, музыкальная школа и т. д.)
Развивать речь, внимание, память.
Воспитывать интерес и любовь к родному селу. Уважение к людям труда.
Ход игры:
Дети берут листы и самостоятельно подбирают картинки.
Игра «Найди такое же здание» (отдельный набор карточек)
Ход игры:
Дети на листы с организациями выкладывают точно такие же фото (находят одинаковые).
5. Дидактическая игра «Найди фрагмент»
Содержит фото Довольного с вырезанными фрагментами.
Задачи:
Закреплять умение подбирать недостающие фрагменты; названия объектов села; геометрические фигуры. Развивать мелкую моторику рук, внимание.
Воспитывать интерес к родному селу.
Ход игры:
Дети берут листы с изображением объекта и подбирают недостающие фрагменты; рассказывают о здании, празднике, месте, которые изображены на фото.
6. Раскраски
Содержит раскраски по теме: природа, животные, профессии.
Задачи:
Закреплять умение раскрашивать, не выходя за контур.
Развивать мелкую моторику рук.
7. Книжка – малышка «Довольное настоящее…»
Содержит книжку – малышку о селе Довольное (виды, объекты).
Задачи:
Расширять представления о родном селе.
Воспитывать любовь к своей малое родине.
8. Круги Луллия
Содержит круги Луллия по теме «Чей след?», «С какого дерева листок?», «Здания села».
Задачи:
Закреплять умение подбирать нужные пары, собирать из частей целое.
Развивать мышление, внимание, память.
Работа с лэпбуками «Моя малая родина – село Довольное» и «Мое любимое село Довольное» позволила разнообразить работу и повысить познавательный интерес у детей.
Такая необычная подача материала всегда привлекает внимание ребёнка, и он ещё не раз возвращается к этой папке, чтобы полистать - поиграть в неё, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.
Разработанный мною лэпбук поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем поможет быстро освежить в памяти пройденную тему.